UA / RU
Поддержать ZN.ua

А ЗА БОЛЬНОГО ОТВЕТИШЬ!

Я неоднократно писал (в том числе в «Зеркале недели»), что с организационной стороны для создания эффективной системы охраны здоровья ничего особенного не требуется...

Автор: Леонид Покрышка

Я неоднократно писал (в том числе в «Зеркале недели»), что с организационной стороны для создания эффективной системы охраны здоровья ничего особенного не требуется. Достаточно желания центрального ведомства и народных депутатов. Его-то как раз и нет.

Присутствуя порой на различных совещаниях, т.н. «круглых столах» и форумах, слушая выступления их участников, я поражался наивности или (что гораздо хуже) сознательному неприятию тезиса об отсутствии альтернативы реформам в медицине. Особенно меня «убивали» выступления, в которых говорилось о пагубности ещё одного налога для среднего, малого, прочего бизнеса и народа в целом. Но разве в советское время на медицину, которая была формально бесплатной, не взимались налоги? Побойтесь Бога, господа оппоненты. Медицина в Союзе была бесплатной потому, что государство, не доплачивая людям по зарплатам и пенсиям и существенно понижая стоимость товаров и услуг, методом реализации различных экономических схем брало эти затраты на себя.

В новой рыночной Украине при неизменности принципа бесплатности (статья 49 Конституции, подтвержденная двумя решениями Конституционного суда) радикально изменилась суть финансирования медицины вследствие передачи этой функции из центра на места.

Передача медицины на местное финансирование и угробила её, притом очень быстро. Очевидно, что чем дальше медицина от центра, тем она беднее, на селе же её практически нет. Можно ли что-либо сделать в наших реальных условиях, чтобы исправить положение? Безусловно да. Надо лишь распределить ответственность за охрану здоровья между государством и гражданами.

Государство, несмотря на скудность бюджета, в состоянии обеспечить финансирование содержания баз больниц и поликлиник, оснастив их основным медоборудованием и иными средствами функционирования (в том числе автотранспортом), государственных программ. На плечи державы должны лечь срочная и неотложная медпомощь, дорогостоящие операции, зарплата медработников. Граждане же, через законодательно оформленные страховые фонды (при общеобязательном социальном государственном и добровольном медстраховании, с помощью узаконенных больничных касс, используя пожертвования и др.), смогли бы покрывать остальные затраты на лечение.

Естественно, при вступлении в силу закона о государственном медстраховании нас ждет новый налог. Ну и что? Разве доплачивать сегодня кому угодно, не получая качественного лечения и гарантий, лучше?

Уже два года спорят: чей проект закона лучше — «эсдековский» или «нашеукраинский»? Но межпартийная борьба настолько увлекла авторов, что они перестали понимать: неважно, чей закон, а важно то, кто его реализует. Ведь есть опыт России и Польши, где, не отработав механизма контроля, страховые фонды отдали в частные руки и получили «пшик». Так пусть у нас фонды, будучи бесприбыльными, контролируются (как предписано проектом) и государством, и самими фондами, и представителями общественности — медицинскими ассоциациями. Главное — чтобы деньги не украли.

И вот когда и государство, и народ обеспечат нашу медицину хотя бы минимально достаточным количеством средств, тогда и можно будет её реорганизовывать — уплотнять, укреплять, дифференцировать, специализировать, помещать в одно пространство и т.д., переименовывать и создавать новые должности врачей и медсестер...

Непременным должно остаться лишь одно — каждый гражданин Украины, вне зависимости от его финансового положения, должен получить надлежащую медицинскую помощь в любое время суток, в любом месте своей страны, а по возможности — и вне ее.

В прошлом году при третьем чтении нардепы отвергли закон о государственном медстраховании. Сейчас в комитетах Верховной Рады «крутятся» четыре законопроекта. В одной из центральных медицинских газет прошла заметка о том, что для рассмотрения на сессии Верховной Рады определен законопроект, подготовленный нардепами Франчуком, Богатыревой и др. Прошла коллегия Минздрава. Судя по её итогам, серьезно к внедрению в жизнь закона об ОМС никто не готовится. Да и о какой готовности может идти речь, если до сих пор не разработаны унифицированные стандарты лечения и диагностики. Опять ждём — авось?..