На днях с целью подписания договора между Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения и Украиной Киев посетил региональный директор ВОЗ по Европе Марк Донзон.
— Практически везде, — заметил доктор Донзон, — мне задают вопрос: когда в нашей стране здравоохранение станет таким же, как в соседней? Во Франции кивают на Испанию, а в Испании — на Францию. Ни в одной стране мира полностью не довольны своей системой здравоохранения.
— В последние годы многие страны реформируют свои системы здравоохранения. На что главным образом направлены реформы?
— На основное в вопросе управления системой здравоохранения — на финансирование, в том числе достижение его устойчивости, — ответил на вопрос корреспондента «ЗН» г-н Донзон. — Для этого нужно четко знать, откуда поступают деньги, кто платит, за что, что можно за имеющиеся деньги купить и так далее. Помимо поиска ответов на эти вопросы, разрабатываются механизмы оптимального использования ресурсов. Еще одно направление, над которым сегодня работают во многих странах, — формирование баланса ответственности между индивидуумом и коллективом за здоровье, определение меры ответственности каждого за свое здоровье с учетом существующих факторов риска (курение, употребление алкоголя, нерациональное питание), мониторинг этой ответственности.
— Несмотря на проблемы, средний уровень медицины в развитых странах намного выше, нежели в Украине. Когда наша система здравоохранения достигнет европейского уровня?
— Я не думаю, что система здравоохранения Украины должна быть такой же, как в Великобритании или Франции. Копирование — не верный подход. Нужно адаптировать зарубежный опыт к условиям, существующим в Украине. При этом реформы должны учитывать экономическое развитие страны, ее исторические и другие особенности. На мой взгляд, Украина хорошо знает, что нужно сделать для улучшения состояния здоровья граждан.
— Однако существуют недостатки, которые нужно устранять вне зависимости от того, какую модель мы строим — французскую, немецкую или украинскую.
— В первую очередь нужно определиться с финансированием и подготовкой специалистов. Есть трудности в фармацевтической отрасли. Необходима также четкая и обширная информационная система. Эта проблема существует во многих странах, так как нет единых, унифицированных показателей, по которым можно было бы анализировать состояние здоровья населения, сравнивать с ситуацией в других государствах. Я думаю, что вместе мы достигнем прогресса.
По мнению представителей Минздрава, нынешнее соглашение более гибко отражает основные потребности развития политики отрасли и реагирует на запрос страны. Приоритетными являются следующие: борьба с туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, программы иммунизации, привлечение общественности к профилактике заболеваний и содействие развитию здорового образа жизни, экология, репродуктивное здоровье.
Но на первом месте, и это, пожалуй, можно назвать главной задачей миссии ВОЗ в Украине, — реализация программ по ВИЧ/СПИДу. Это в общем-то и не скрывает г-н Донзон, заявив, что «вся наша энергия будет направлена на решение вопросов ВИЧ/СПИДа», а «мир будет судить о нашей работе по результатам» (видимо, реализации этих программ). Понять иностранцев можно. Если наши больные туберкулезом или сердечно-сосудистыми заболеваниями миру не угрожают, то в отношении СПИДа этого сказать нельзя. Поэтому Европа будет судить о деятельности ВОЗ в нашей стране с точки зрения минимизации вирусной угрозы. Что же касается системы здравоохранения и ее реорганизации — то это всецело отдается на откуп мифической «политической воле», которой на медицину, как правило, не хватает.