UA / RU
Поддержать ZN.ua

А несогласных будут сбрасывать с «лыжни». Украина принимает ДОТС-стратегию

«У нас нет иного пути преодоления эпидемии туберкулеза, нежели переход на ДОТС-стратегию диагностики и лечения», — заявил на встрече с журналистами министр здравоохранения Николай Полищук...

Автор: Татьяна Галковская

«У нас нет иного пути преодоления эпидемии туберкулеза, нежели переход на ДОТС-стратегию диагностики и лечения», — заявил на встрече с журналистами министр здравоохранения Николай Полищук. Свое заявление он подкрепил цифрой: сегодня 1,4% населения страны больны туберкулезом, и требуются, в прямом смысле слова, пожарные меры.

Понимая это, некоторые международные организации готовы поставить в Украину необходимые препараты по максимально низкой цене, а часть и вовсе бесплатно — в виде гуманитарной помощи. На встрече с журналистами министр демонстрировал небольшую коробочку с набором лекарств, необходимых на полугодовой курс лечения, предоставленную Всемирным фондом противотуберкулезных препаратов. Такие наборы скоро начнут получать все вновь заболевшие.

При этом речь не идет о переходе на какие-то совершенно новые лекарства: количество противотуберкулезных препаратов ограничено — их всего около 12 наименований. Преимущество же новых — поликомпонентность. Вместо 10—15 таблеток, которые больные принимают сегодня ежедневно, они будут получать всего четыре. Помимо препаратов, в наборе также будут находиться различные инструкции, позволяющие правильно организовать лечение и контролировать его выполнение. Поэтому больные смогут лечиться амбулаторно или вообще дома — за исключением того времени, когда они являются бацилловыделителями и находятся в стационаре. То есть это не замена существующих схем, а лишь одна из наиболее эффективных форм организации контролируемого лечения.

У нас же, по словам Николая Полищука, туберкулез лечат долго и неэффективно. Больной лежит в стационаре от трех до семи месяцев, принимает огромное количество таблеток, при этом эпидемия распространяется, равно как и увеличивается количество тех, у кого выработались устойчивые к химиопрепаратам формы палочки Коха. При применении же ДОТС-стратегии стойкие формы микобактерии наблюдаются всего у 6—7% больных, в отличие от наших 20—30% (а среди тех, кто заболел повторно, и вовсе 60—70%). Намного ниже и стоимость лечения: на полугодовой курс одному больному требуется всего 17—18 долларов (или приблизительно 80 грн.) вместо нескольких тысяч гривен по нашим традиционным схемам.

Переход на более эффективные как с медицинской, так и с экономической точки зрения методы лечения позволит, по мнению министра, найти деньги на улучшенное питание больных, заинтересовать медицинский персонал — сегодня медики не хотят работать во фтизиатрической службе, считают эту работу опасной и непрестижной.

Понятно, что такой набор — не панацея. Как считает представитель ВОЗ в Украине Юрий Субботин, в нем содержится наиболее типичный набор препаратов первого ряда: он не является универсальным и подходит далеко не всем — существуют стандартизированные наборы препаратов для различных категорий больных. Поэтому вопрос не в коробочке, главное, чтобы больной имел все необходимые лекарства и четко следовал предписаниям врача.

В общем-то новая стратегия лечения и диагностики (она предполагает определение болезни не только рентгенологическими методами, но и микроскопическими) для Украины не нова. Ее уже опробовали в Донецкой области, самом Донецке и Киеве. Но однозначного мнения по поводу ее внедрения на всей территории страны среди отечественных фтизиатров нет.

Многие против поликомпонентных форм препаратов и жестких схем их введения. Сегодня наши больные действительно ежедневно принимают около десятка таблеток. Но вводят их постепенно, поэтому можно вовремя определить, на какой препарат возникает аллергия, к какому выработалась устойчивость — чтобы не отравлять «химией» и без того ослабленный организм напрасно. Без жестких схем проще найти и индивидуальный подход к больному. К тому же, доза химического вещества абсолютно не зависит от того, какое количество таблеток принимает пациент.

Однако упрашивать сторонников традиционных методов лечения перейти на новую стратегию Николай Полищук не собирается. «Мы долго дышать в затылок не станем: несогласных просто будем сбрасывать с «лыжни», — заявил министр. В какой-то мере, полагает он, эта стратегия не «пошла» раньше потому, что не было политической воли. В результате эпидемия туберкулеза распространяется, а стратегии эффективной работы у нас до сих пор нет. Сегодня политическая воля власти и Министерства здравоохранения в частности имеется, а потому уже в ближайшее время ДОТС-стратегия будет внедрена в ряде южных регионов страны, а чуть позже — и по всей Украине.

P.S. К сожалению, газете не удалось получить комментарии ведущих фтизиатров страны, подавляющее большинство которых — противники новой стратегии. Вероятно, услышав о перспективах сойти с дистанции, они отказались от встречи с корреспондентом «Зеркала недели».