UA / RU
Поддержать ZN.ua

Звезды, которые зажигают звездочки. Есть ли в украинских детсадах супервоспитатели и почему они остаются в профессии?

Автор: Алена Парфенова

Когда мы говорим об образовании и его важности для будущего страны, обычно имеем в виду школу и университет. Как-то так сложилось, что почти совсем выпадает из поля зрения дошкольное образование, которое на самом деле закладывает фундамент и для школы, и для университета. И в этой сфере сейчас начинаются масштабные реформы. Насколько успешными они будут — зависит именно от воспитателей детсадов. Будем откровенны: а что мы знаем об их работе, трудностях, с которыми они сталкиваются, успехах, которых они достигают? Хэштег «учителя важны» давно стал популярным в инфопространстве. Но такой же месседж нужно теперь разгонять и в отношении воспитателей.

Недавно в Украине состоялось вручение премии Global Teacher Prize Ukraine 2024, где по традиции, как это делается во всем мире, определяли лучших учителей. Но в Украине в этой премии отмечали и лучших воспитателей заведений дошкольного образования. Я была членом жюри этой премии, лично общалась со многими лауреатами. Это невероятно интересные, искренние, влюбленные в свою работу и детей люди. К сожалению, я не смогу рассказать здесь обо всех, хотя каждый из них заслуживает этого, но хочу познакомить вас с несколькими. Я расспрашивала лучших воспитателей о том, почему они выбрали такую профессию, как работают в условиях войны, в чем чувствуют свою суперсилу.

Финалист премии Global Teacher Prize Ukraine Александра Ясенева работает музыкальным руководителем и ведет театральный кружок в коммунальном садике-яслях «Гармония» в Запорожье. В садике всего четыре группы, из них три — инклюзивные, то есть там учатся дети с особыми образовательными потребностями. Запорожье очень часто страдает от обстрелов, поэтому с первых дней полномасштабной войны заведение, где работает Александра, перешло на дистанционное обучение. Но педагоги заметили, что деткам с особыми образовательными потребностями тяжело усидеть на занятиях в ZOOM. И тогда решили проводить коррекционные занятия очно, в укрытии. Сейчас садик на смешанной форме, то есть частично очно, а частично дистанционно. «Наше заведение одним из первых в Запорожье с мая 2022 года стало сотрудничать с ЮНИСЕФ в рамках программы «Обеспечение непрерывности обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях кризиса в Украине», — говорит Александра. — Поэтому после занятий в ZOOM дети имели возможность приходить на очные встречи в укрытии. Благодаря этому они были подготовлены к таким условиям. Мне кажется, что за это время они стали взрослее». Александра по образованию — режиссер массовых мероприятий и режиссер театра. И в детсаду она занимается праздниками и развлечениями. Ей очень нравится эта работа. «Когда я только начала работать в дошкольном образовании, коллеги делали небольшие замечания, что я работаю не по методике и больше развлекаю детей, чем учу. И тогда уже пришло осознание особенности моей работы. Я начала углубленно изучать украинское дошкольное образование, выполнять работу методически грамотно, но немного с театральным лоском. Потому что хотелось изменить устойчивый формат. Вы же знаете, как праздники проходят в детсадах? В течение месяца детей муштруют на репетициях, и на мероприятиях они не получают тех эмоций, какие должны были бы. И тогда мы с коллегами начали менять этот шаблон и проводить мероприятия без подготовки. Да, мы параллельно учим песням и танцам, но наши праздники наполнены элементами неожиданности».

Александра говорит, что ее суперсила как воспитателя — умение зажигать звезды. «Я люблю искусство и театр, а еще люблю влюблять детей в искусство, чтобы они настолько приняли его, что в будущем, возможно, и сами стали звездами. Я вижу потенциал детей и то, как его развивать».

Еще она говорит, что война стала для нее волшебным толчком, побуждающим создавать вместе с коллегами как можно больше новых проектов. Среди них — виртуальная развивающая видеопрограмма «Утро в гармонии», виртуальный цифровой театр «Интерактивный зрительный зал «Казкарик онлайн». «Там дети могут узнавать о разных видах театра, — рассказывает Александра, — смотреть кукольные спектакли по современным и украинским народным сказкам, заниматься сценической речью, актерским мастерством. Параллельно, если дети хотят вместе с родителями создавать кукольные спектакли, например дома, мы еще и загрузили сценарии спектаклей». Александра шутит, что иногда коллеги боятся ее идей. «А я говорю, что мы справимся, — говорит она. — Несмотря ни на что — ни на бомбы, ни на ракеты, ни на дроны. Мы справимся, потому что это дает нам стимул жить».

Читайте также: Украинец впервые попал в десятку лучших учителей мира по версии Global Teacher Prize

Финалист премии Global Teacher Prize Ukraine Ростислав Перехожук работает в частном садике на Киевщине — ведет кружок «Научные опыты». Говорит, что выбрал профессию по призванию, но определенным образом продолжает династию, — его мама и тетя тоже работают в садике, но государственном. По образованию Ростислав — инженер и налоговый консультант, но уже шесть лет работает с детьми. Кроме работы в садике, имеет собственный образовательный проект по популяризации науки, с которым путешествует по дошкольным заведениям и школам Украины. Поэтому для Ростислава работа в детсаду — это, скорее, дело для души, чем основной источник дохода: «Дошкольное образование на уровне государства не ценится. Большинство воспитателей работают по призванию. Кто пойдет в такую профессию за такие небольшие средства?».

Когда я спросила Ростислава, в чем его суперсила как воспитателя, он назвал сразу две свои силы: «Суперсила в том, что работа в детсаду — не обуза для меня. Я от этого кайфую. Вторая моя суперсила в том, что я ломаю стереотипы, ведь мужчин в дошкольном образовании почти нет. И некоторые из родителей, кстати, говорят: «Не отдам своего ребенка в группу, где будет воспитатель-мужчина». В то время как, например в скандинавских странах в детсадах и начальной школе мужчин очень много. И там соответствующая заработная плата. Мне 25 лет, и молодежи в детсадах тоже мало, она не хочет туда идти. А дети очень нуждаются именно в молодых людях, интересных, упорных, которые будут с ними на одной волне».

Победитель премии Global Teacher Prize Ukraine Оксана Масовец работает воспитательницей заведения дошкольного образования №20 «Дзвіночок» Каменец-Подольской городской рады. Оксана рассказала, как учила своих маленьких воспитанников спускаться в укрытие во время тревоги. Ведь, согласитесь, организовать перемещение школьников, которые могут сами одеться и понимают ситуацию, и малышей — это разные вещи. Оксана говорит, что на первых занятиях в укрытии было тяжело эмоционально. Помогли фонарики и маленькие гномики, которых дети искали (группа Оксаны называется «Гномики»). «Когда мы спускались в укрытия, детки себе фонариками подсвечивали, такая игра была, что даже не боялись тьмы, — рассказывает воспитатель. — А в укрытии они находили подарочки — значки с гномами. Так дети чувствовали: они в безопасности, они могут здесь и дальше играть, разговаривать. Для них тогда это было первое такое знакомство с укрытием — как там находиться, что надо делать». Но малыши реагируют на тревогу по-разному, и даже с играми не все чувствовали себя спокойно: «У нас есть дети, которые очень боятся, когда звучит тревога. У них начинается паника. В это время ты должен сосредоточиться на этом ребенке, дать какой-то тактильный контакт — обнять, сделать массаж рук. Ты сажаешь ребенка себе на колени, разворачиваешь личиком к себе, грудь к груди, обнимаешь и шепчешь ему на ушко колыбельную или какое-то стихотвореньице. Так он успокаивается».

Воспитательница говорит, что сложно было привыкнуть к тревогам деткам с особыми образовательными потребностями — они хотят покоя, уединения, а это невозможно обеспечить в укрытии, где вместе сидит несколько групп. К детям ВПЛ тоже нужно особое внимание. «Они должны чувствовать стабильность, и прежде всего — в лице воспитателей. Потому что если ребенок посмотрел на тебя, а ты ему улыбнулся, ответил на вопрос, поиграл игрушкой, и он, и другие дети чувствуют себя увереннее».

Оксана отмечает, что ее суперсила как воспитателя — быть дружелюбной, поддерживать и детей, и семьи, и коллег. «Не каждый ребенок сможет прийти и поделиться, если у него что-то произошло. Особенно, если это проблемы дома и мама или папа утром попросили: «Смотри, ничего там не говори, это наше семейное». Мы, воспитатели, не должны выпытывать, но можем быть рядом: успокоить, поиграть в веселую игру или собрать рок-группу и устроить концерт. И ребенок совсем иначе чувствует себя».

Читайте также: Победитель Global Teacher Prize Ukraine Леся Павлюк: «Хочу, чтобы мои ученики хотели ходить в школу»

В каждом разговоре с воспитателями я среди прочего спрашивала у них, какая поддержка государства им нужна. Ведь энтузиазм и любовь к детям — это хорошо, но только на них удержать талантливых людей в такой сложной и общественно важной профессии тяжело. Ответы были одинаковыми и очень похожими на те, которые поступают от учителей. Почти каждый говорил о том, что его профессия недооценена в обществе. Конечно, если мы хотим качественного дошкольного образования, нужно, чтобы туда шли мотивированные люди. А это означает повышение социального статуса воспитателя и заработной платы.

Деньги — это важно, но не менее важна подготовка кадров и в педуниверситетах, и на местах — повышение квалификации. Воспитатели работают в сложных условиях, им нужны не только программы и приказы, но и всесторонняя методическая поддержка, консультации, обмен опытом. Так, Оксана Масовец заметила, что если у государства нет средств на повышение зарплаты, то можно было бы по крайней мере обеспечить воспитателям раз в пять лет, во время аттестации, стажировку за границей. «Мы изучаем опыт Литвы, Дании, Франции. Что-то в Интернете читаем, что-то видим в Ютубе. Но хорошо было бы, если бы государство оплатило нам стажировку в зарубежном детсаду. Чтобы мы могли стажироваться несколько недель, на практике все увидеть и попробовать. а потом вернуться в Украину и сделать что-то новое дома».

Ни один из воспитателей не упомянул о выгорании, но оно точно есть, как и у учителей. И поэтому чрезвычайно важна психологическая поддержка педагогов и, конечно, детей. Каждый детсад должен быть обеспечен психологической службой для взрослых и детей.

Проблем и вызовов в дошкольном образовании много. Сейчас только начинается имплементация нового закона «О дошкольном образовании», который должен изменить эту сферу. Надеемся, что вопросы, связанные с поддержкой воспитателей, не выпадут из поля зрения рабочих групп и правительства.