UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗНАНИЯ ВСЕГДА ОКУПАЮТСЯ

Анатолий Туренко хорошо известен в кругах автомобилестроителей, доктор технических наук, профес...

Автор: Антонина Мазница

Анатолий Туренко хорошо известен в кругах автомобилестроителей, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии, академик Транспортной академии Украины, Нью-Йоркской и Российской академий. Свою научно-исследовательскую работу он сочетает с работой ректора Харьковского государственного автомобильно-дорожного технического университета. За годы существования этот вуз подготовил около 50 тысяч специалистов для автомобильной и дорожной отраслей. Контингент студентов в университете в последние годы превысил шесть тысяч человек.

— Анатолий Николаевич, государственные премии в области науки и техники получают, как правило, физики, химики, математики. Впервые, в 1998 году, премия вручена автодорожникам — коллективу вашей научной школы «Динамика торможения и тормозные системы автомобиля». В научных кругах говорят о том, что Харьковский автомобильно- дорожный университет намерен попытать счастья еще раз?

— Да, есть намерение предоставить работу на соискание Государственной премии Украины. И это не случайно. В вузе 8 научных школ, которые создавались в течение десятилетий, действуют 5 отраслевых проблемных научно-исследовательских и 6 испытательно-аналитических лабораторий. Научные коллективы проводят фундаментальные исследования и разработки прикладного характера в области охраны окружающей среды, ресурсосберегающих технологий, новых материалов, диагностики и проектирования автомобильной и дорожно-строительной техники. На 29 кафедрах работают 350 преподавателей, из них 43 доктора наук, профессора, 205 кандидатов наук и доцентов. Так что научный кадровый потенциал у нас достаточно высокий.

— Не секрет, что в последнее время наиболее перспективные студенты, преподаватели и ученые уезжают работать за границу. А у вас наоборот — университет открывает свои филиалы в странах Европы и Азии. Чем это объяснить?

— Прежде всего — давними, надежными партнерскими отношениями с государствами, для которых ХАДИ традиционно многие годы готовил и сейчас готовит инженеров автомобильно- дорожной отрасли. Научные, творческие связи ученых нашего университета с исследователями зарубежных вузов и лабораторий также играют немалую роль.

В нашем университете сохраняются и развиваются творческие связи с вузами и научными коллективами других государств. Более 30 лет мы сотрудничаем с Центральной лабораторией дорог и мостов Франции, польским институтом дорог и мостов, с родственными вузами Китая, Индии, Непала и других стран. Развивается и новое направление — сотрудничество с высшими учебными заведениями Греции и Израиля. В греческом городе Патра открыт учебно-консультативный пункт университета с дистанционной формой обучения по подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Уже выпущены первые бакалавры и магистры. По доверенности института профессиональной подготовки «Аристотелис» (г. Патра) при университете организована профессиональная подготовка наших граждан «без выезда за границу» по греческим программам с выдачей греческих дипломов.

В развитие договора между правительствами Украины и Израиля о сотрудничестве в области культуры и образования нами получена лицензия министерства высшего образования Израиля на право образовательной деятельности нашего вуза в двух научно-технических колледжах города Шфар- Ан.

Научные лаборатории кафедр технологии, дорожно-строительных материалов, экологии и химии работают по направлениям, определенным ЮНЕСКО, и имена их руководителей хорошо известны в Европе. Под эгидой этой международной организации в 2000 году создана кафедра «Экологически чистые технологии». Наши ученые работают над проблемой эффективных мероприятий по защите окружающей среды, разрабатывают новые принципы и технологии последовательного снижения выброса вредных веществ. Все это обеспечивает достаточно высокий престиж нашего университета за рубежом.

— Да, такие понятия, как престиж, конкурентоспособность выпускников на предприятиях нынче стали главным фактором «выживаемости» технических университетов. ХАДИ, позже ХГАДТУ одним из первых в Украине создал на своей базе многоуровневый учебно-научно-производственный комплекс.

— Это точно. Мы начинаем готовить кадры еще в старших классах школы и даем возможность нашим выпускникам получать последипломное образование.

В составе нашего университета факультеты дневной формы обучения: автомобильный, механический, дорожно-строительный, управления и бизнеса, подготовки иностранных граждан, повышения квалификации и переподготовки кадров; учебный гуманитарный центр, заочный факультет, открыты филиалы в Симферополе и Херсоне.

При университете действует областной лицей. Причем, в отличие от других учебных заведений подобного типа мы принимаем талантливых ребят не только из города, но и села. Они живут в нашем общежитии, занимаются на нашей учебной материальной базе. Лицей завоевал авторитет и пользуется в Харькове большой популярностью. Конкурс при поступлении в лицей достигает 30-и человек на место.

Есть у нас и колледж. Это — элитное учебное подразделение университета, где ведется обучение самых способных студентов. Из поступивших на первый курс мы отбираем 100 наиболее подготовленных ребят, желающих заниматься по более сложной программе, изучать два иностранных языка и защищать диплом на одном из них. В основном в колледже занимаются выпускники техникумов и медалисты школ.

— Традиционно ваш вуз называют сокращенно ХАДИ, а теперь, когда он стал университетом и изменилась аббревиатура, в Харькове о вас говорят просто — вуз отличников…

— У нас культ отличных знаний — это правда. На отличников делаем ставку, ведем целевую работу. Направляем благодарственные письма родителям и в школы. Приглашаем родителей и учителей на ежегодный слет отличников ХАДИ. Отличникам, имеющим особые заслуги перед университетом, вручаются специальные дипломы и фирменные академические знаки «Відмінник університету». Этот знак не просто носят на лацкане пиджака. Он дает студентам-отличникам право на 12 льгот, от бесплатного питания и бесплатного проживания в общежитии до закрепления за студентом персонального компьютера с бесплатным выходом в Интернет. Восемь лет назад, когда я начинал работать ректором, у нас было 5 % отличников, а сегодня — около 20%, то есть каждый пятый студент — отличник. После окончания вуза студенты-отличники имеют преимущества при направлении на работу. К этому хочу добавить, что, несмотря на сложные экономические условия в нашем государстве, мы трудоустраиваем всех своих выпускников — стопроцентно. Не знаю, сколько таких вузов в Украине сегодня, которые имеют стопроцентное трудоустройство молодых специалистов.

Харьковский автомобильно-дорожный университет, пожалуй, самый прогрессивный в Харькове вуз в области внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. У нас более 30-и компьютерных классов. Работа в них не прекращается с восьми утра до восьми вечера. Студенты специализированных кафедр, и даже общеобразовательных, около 70—80% учебных заданий выполняют на компьютерах: расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты, дипломные работы и проекты. Думаю, в ближайшее время студенты нашего университета будут иметь возможность выполнять все виды самостоятельной работы на компьютерах. Материально-техническая база для этого в университете имеется.

Как известно, использование новых информационных технологий способствует качественному улучшению процесса обучения студентов. К примеру, сегодня на компьютере можно высветить все процессы, происходящие в автомобиле, или ознакомиться с интересными фильмами по специальности, во время чтении лекций войти в Интернет, наглядно представить нужные системы на самых престижных автомобильных фирмах других стран.

Для студентов у нас имеются необходимые, хорошо оснащенные учебные лаборатории; учебный полигон автотракторной техники, какого нет ни в одном вузе Украины. Это очень важно для обучения. Одно дело — теория, другое — реальная жизнь. Тем более что это актуально сегодня, когда практические знания и навыки получить во время производственных практик студентов фактически невозможно: останавливаются предприятия. Нам пока удается сохранить учебную материальную базу, а по некоторым направлениям и укрепить ее. Иначе, без надежного материально-технического полигона достойных специалистов-профессионалов мы не подготовим.

— Сегодня специальности многих вузов как бы проходят испытание на профпригодность — одни выходят на первый план, другие отодвигаются в небытие. Насколько нужными в реальной жизни будут профессии, получаемые в вашем университете?

— Прежде всего хочу обратить внимание на такой вопиющий факт. Иногда специальности дорожного и автомобильного профиля открываются в непрофильных вузах Украины на пустом месте, в вузах, где нет ни собственной материальной базы, ни квалифицированного профессорско- преподавательского состава. А именно от этих главных факторов зависит качество подготовки будущих специалистов. Если прежняя порочная практика открытия специальностей сохранится, то качество подготовки специалистов автомобильно-дорожного профиля будет обречено на девальвацию.

Дороги — это критерии уровня благосостояния любого государства. Без классных дорог нельзя считаться цивилизованной державой. Украине еще предстоит создать на своей территории разветвленную дорожную сеть с мостами и виадуками, придорожными ремонтными мастерскими и бытовыми службами, чтобы иметь возможность подъезда на транспорте к любому объекту. И в этом деле без наших инженеров не обойтись. Автомобили можно производить в своей стране или, в конце концов, купить в другой. А вот ремонтные работы, техобслуживание автотранспорта и дорожного хозяйства за нас никто не выполнит. На этом замыкается целый комплекс сложнейших инженерных проблем, вплоть до экологических. И лучше отечественных специалистов эти проблемы никто не знает и не решит. Ученые нашего университета ведут комплексные разработки по многим направлениям. Расширяется область исследований. Но чтобы научные достижения превратились в конкретные дороги, мосты, сооружения, требуются значительные капиталовложения. А финансирование дорожной отрасли, как ни прискорбно, в Украине практически прекращено. Ученые заключают хозяйственные договора с предприятиями, готовят современные проекты, а предприятиям платить за их воплощение в жизнь нечем.

И вообще сегодня накопилось уже достаточно много болезненных финансово-экономических вопросов.

— И какой из них наиболее сложный?

— Безденежье… Самая острая головная боль любого ректора сегодня, в том числе и моя — приемные дни, когда родители обращаются с просьбами перевести их детей, способных, умных ребят, на бюджетное (бесплатное) образование. Таких просьб бывает за день до 20—30. Дело в том, что как ни прискорбно, резко упал жизненный уровень населения Украины. Если раньше многие студенты в состоянии были платить за обучение, то теперь таких все меньше. В то же время, резко сокращается и госнабор по подготовке специалистов. Причем, сокращение госнабора проводилось под одну гребенку для всех вузов, чтобы никого не обидеть… В результате вместо 650 студентов по государственным заявкам нынче готовим 500. Никто в министерствах или правительстве не сопоставил возможности вузов, распределения специалистов на места работы за предыдущие годы, конкурсы по приему, заявки предприятий, конкурентоспособность специалистов. А ведь именно это главное, если преследуем цель дать стране инженеров с качественным образованием и не плодить безработных. Нет перспективы там, где нет четкого планирования и финансирования, где, в принципе, нет элементарного порядка и этики, где ректором может, например, управлять… слесарь-электрик, слесарь-сантехник. Возмутительно, но вот пример. Пришел к нам сантехник Вова, и перекрыл задвижку, оставив университет без воды, без элементарных санитарных условий. А не дай Бог, пожар в университете!? Точно так же происходит и с электроэнергией, и с отоплением. Пока нашим государством не установлены нормальные правила взаимоотношений власти и подчиненных, то есть правила игры. В результате даже за те жалкие проценты госбюджетного приема по обучению студентов средства до вузов не доходят. И приходится ректорам вместо науки, перспективных и творческих планов по улучшению качества образования, ежедневно заниматься рутинными вопросами поисков средств и возможностей для оплаты коммунальных услуг, установления «контакта со слесарем Вовой».

И ведь все понимают, что без разумных вложений в науку, образование цивилизованное, развитое государство не построить. Но мы привыкли по старинке строить на энтузиазме, творить на остаточных финансовых ресурсах и человеческой энергии.