Врачи важны, а врачебная ошибка может стоить пациенту жизни — истина, известная всем. Но всегда кажется, что это некая абстрактная угроза, что она никогда не затронет лично нас. Мы же так весело смеемся над комедиями о бестолковых интернах. И даже если где-то на экзамене какой-то юноша спишет, что в этом страшного — он же такой милый, да и жаль ребенка. Потому что на самом деле наше общество толерантно к недоброчестности. Любой — от списывания домашнего задания в школе и до присвоения чужой научной статьи. Но на днях произошло событие, ярко продемонстрировавшее, к чему приводит такая терпимость.
История такова. В Киеве будущие медики сдавали ВНО — экзамен «Крок» по медицине. То есть дисциплине, которая станет их профессиональным хлебом, без которой невозможно быть врачом. Во время экзамена работники Центра тестирования поймали двух студенток на недоброчестности — вместо них сдавать тесты пришли… настоящие врачи.
Псевдостуденток было две. Две из трех сотен. Кто-то скажет: ну и что, не так уже и много. Но разве дело в количестве? В этой истории прекрасно все: и то, что студенты, которые хотели получить диплом врача, не выучили медицину настолько, чтобы сдать экзамен хотя бы на минимальный балл. И то, что их поддержали практикующие врачи. И то, что наше общество, несмотря на все декларации, так и осталось толерантно к недоброчестности. А самое печальное, что это не первый подобный случай. С похожими фальсификациями врачебных экзаменов работники Центра тестирования МЗ сталкиваются не впервые. Вот только до сих пор никого за это не наказали.
Как и положено, организаторы тестирования вызвали полицию. Составили протокол, и фальсификаторам угрожает уголовная ответственность. Перед тем у них взяли официальное объяснение о произошедшем. Как недобропорядочные врачи, которые пришли вместо студентов, объясняют свой поступок, покаялись ли, почему такое возможно и кому выгодно, обо всем этом ZN.UA по горячим следам расспросило руководителей Центра тестирования при МЗ: директора Лесю Олийнык (далее — Л.О.) и ее заместителей Константина Рыбачука (К.Р.) и Лесю Войтенко (Л.В.).
— Как мы выявили лица, чьи паспорта имели все признаки подделки? — вспоминает Константин Рыбачук. — У нас уже случалась похожая ситуация летом этого года в Ужгородском национальном университете. Тогда студенты-выпускники сдавали экзамен «Крок-2» по стоматологии, чтобы получить диплом о высшем медицинском образовании. На этом тестировании было обнаружено, что у 30% участников поддельные паспорта. То есть почти треть будущих врачей перед получением диплома о высшем образовании побоялись сдавать профессиональный экзамен, и вместо них пришли другие лица. Когда мы проверяли паспорта этих «студентов», то заметили, что у них была некачественно вклеена или меньшего размера фотография, уголок отходил. А то и фотография «студентки», пришедшей на экзамен, была наклеена в паспорте просто поверх оригинального фото. В ужгородской истории сейчас продолжается следствие. В уголовном производстве примерно 50 фигурантов. Это и студенты, и те, кто шел вместо них, и те, кто все это организовал. Им угрожает уголовная ответственность по ст. 358 УКУ — от штрафа до лишения свободы до двух лет.
Зачем это нужно тем, кто приходит вместо студентов? Люди просто зарабатывают таким образом деньги. Это стоит примерно от 300 до 500 долларов.
— Всего? И это стоит человеческой жизни, которую может отнять у пациента такой горе-врач?
К.Р.: Вчера в Киеве была применена такая же схема, как упомянутая ужгородская. Одна девушка приехала из Харькова, а вторая — из Кропивницкого, чтобы сдать за студенток-харьковчанок экзамен по медицине. Девушки уже несколько лет полноценно работают врачами. Одна из них, анестезиолог, на камеру рассказала (наш разговор записывался на видео), что с ними договорились. Им дали чужие паспорта, куда уже были вклеены их фото (для этого они заранее прислали свои фотографии). Но те, кто изготовлял фальшивые паспорта, сделали такой же штампик, как и в Ужгороде. Он был поставлен криво и плохо прослеживался.
— А эти девушки-врачи понимали, что их преступление — это не только фальсификация, но и покушение на жизнь будущих пациентов?
К.Р.: Я этого не заметил. Было видно, что им страшно за себя. Одна из девушек довольно странно вела себя, отшучивалась и спрашивала: «Когда меня уже отпустите, мне надо на поезд». То есть у человека нет понимания, что, во-первых, она совершила уголовное преступление. А во-вторых, благодаря ей в профессию придет врач, мягко говоря, недостаточно усвоивший материал, который должен знать. Мы подсчитали, что за первые десять лет через молодого врача проходит, по меньшей мере, 12 тысяч людей. Это фактически население небольшого города Украины. Все они могут пострадать.
— Скажите а вы общаетесь со своими коллегами из зарубежных центров тестирования? Как у них наказывают за нарушения на экзаменах?
К.Р.: Недавно мы вернулись из Объединенных Арабских Эмиратов. Изучали опыт одного из лучших учреждений высшего медицинского образования на Ближнем Востоке — Медицинского университета Персидского залива в Аджмани. У них есть похожий центр тестирования. Мы их спросили, что они делают, когда студент пытается списывать во время экзамена. Ответ был очень простой: мы его отчисляем. Для таких студентов у них нет второй попытки, как у нас. Канцлер университета подчеркнул, что для них очень важно, чтобы пациенты доверяли врачу.
Л.О.: Мы спросили: «А на каком основании вы отчисляете студента, который пытался списать?» Он ответил: «Когда студент только поступает на первый курс, подписывает договор об обучении, где есть пункт, что он обязан выполнять такие-то нормы и правила. Одно из них — отчисление за списывание на экзамене. Причем не только на выпускном, но и на любом, даже текущем». Кстати, мы спросили коллег, с каким самым низким баллом студенты идут поступать на медиков. И они ответили: минимум 90 баллов, при том что максимальный балл — 100. Если перевести в нашу 12-балльную систему, это означало бы, что у будущего медика в аттестате должны быть оценки не ниже 11 баллов. Настолько тщательно они отбирают лучших.
— Много ли невежд отсеивает «Крок», есть ли какая-то статистика?
Л.В.: Если посчитать студентов разных курсов, то весной сдали этот экзамен лишь 50% студентов. У нас была одна группа частного медицинского заведения, где из 27 человек 25 не смогли пройти тестирование. Во время второй попытки 75% студентов все-таки сдают экзамен, а 25% — нет.
— На каких заданиях «срезается» больше всего студентов-медиков — на теории или практике?
К.Р.: По-разному бывает. У некоторых студентов есть такая технология: они зазубривают вопросы и ответы на них. Только учат не весь вопрос, а его начало и конец. А когда мы изменили начало предложения (например, вместо «у женщины сорока лет» написано «у пациента сорока лет»), студенты не смогли ответить на этот вопрос.
Мы проводили опрос студентов и преподавателей о разных аспектах проведения «Крока» (подготовки, качества заданий и т.п.). И 41% студентов ответили, что они просто зазубривают вопросы прошлых лет, их так нацеливают преподаватели. Студентов не учат клинически мыслить, их не знакомят с новинками медицины.
— Насколько каждый экзамен «Крок» защищен от фальсификаций? Есть у вас какие-то инструменты?
Л.В.: Ведется видеонаблюдение, материалы экзамена хранятся минимум четыре года. Отбираем и учим прокторов. Проктор — это лицо, непосредственно проводящее экзамен. Кроме организационных вопросов, они должны очень тщательно подойти к идентификации документов и наблюдению за участниками испытания и они это делают.
Вчера, находясь на экзамене, я заметила, что как только раздали буклеты, один студент достал крохотные часы без ремешка, которые помещаются в ладошку... После чего часы моментально исчезли в кармане. И проктор сразу обратил на это внимание. У нас на экзамене присутствуют представители полиции, у которых есть металлодетекторы, и они могут такие гаджеты обнаруживать. Без детектора это бывает сложно, потому что очень часто устройства приносят в ботинках, белье, иногда студенты даже обмотаны этими всеми проводками, имеют микронаушники. И когда у проктора возникает подозрение, он всегда может обратиться к представителю полиции с просьбой провести повторный контроль наличия неразрешенных технических средств. На этом экзамене гаджеты изъяли у семи студентов.
Общество и студенты, которые сидят на экзамене, должны понять, что фальсификации на экзаменах — наша общая ответственность. И принцип «моя хата с краю» здесь не работает. Вчера я говорила девушкам, которые пришли сдавать тест вместо студентов: «Вы понимаете, что все может случиться, и ваш ребенок может лечиться именно у того врача, за которого вы сегодня пришли сдавать экзамен?» Они отреагировали спокойно: «Вы знаете, у нас не все врачи хорошие». Я не почувствовала, что есть какое-то раскаяние и осознание того, что произошло.
Л.О.: Меня беспокоит еще и такое — вот сидят в аудитории чужие люди, которые называются фамилиями студентов. Почему не возмущаются по этому поводу другие студенты, почему не спрашивают, что они делают в этой аудитории на их экзамене.
— Потому что шкурных интересов это не касается, а общественные — не настолько важны, чтобы из-за них идти на поступки. Студенческое братство важнее жизни какой-то бабушки, которая потом попадет в руки невежды-одногруппника. Возможно, поэтому? И это касается не только студентов. Мы же помним, как некоторые преподаватели поддерживали протесты против экзаменов IFOM — международного медицинского ВНО? Его дискредитировали в Украине, кстати, тоже с помощью списывания.
Чего не хватает «Кроку», чтобы стать сильнейшим фильтром, который бы отсеивал невежд от пациентов? Средства, законы — что нужно?
Л.О.: Социальная поддержка общества. У нас есть полная поддержка Минздрава и парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций. Когда произошла досадная ситуация с Ужгородом, комитет специально собирался, мы докладывали о ситуации. Главное теперь — социальная нетерпимость к таким вещам и неизбежность наказания. Если студенты не будут толерантны к недоброчестности, если полиция будет не отпускать с подделанным паспортом, а доводить уголовное дело до конца, экзамен «Крок» станет еще более эффективным фильтром. Он и сейчас хорошо выполняет свою задачу, а может еще лучше.
— Хоть одно уголовное дело за фальсификацию на экзамене доведено до конца?
Л.О.: Пока что нет. Следствие продолжается. Что касается социальной нетерпимости, то мы между собой шутим: а может, на дверях кабинета каждого врача под его фамилией писать результаты профессиональных экзаменов? Например, табличка: «Иванов Иван Иванович. «Крок» сдал на 20 баллов».
— Или вести на сайте Минздрава реестр недоброчестных выпускников медвузов, чтобы каждый пациент, заключая декларацию с врачом, мог просто заглянуть туда и не попасть случайно в руки потенциального убийцы.
Л.О.: Кстати, к нам уже начали обращаться представители иностранных посольств с просьбой предоставить информацию, как их студенты сдают наш экзамен «Крок». Они объясняют свою просьбу тем, что потом эти малообразованные врачи возвращаются к себе в страну и размывают, разрушают ее медицинскую сферу своим непрофессионализмом.
К.Р.: Мне понравилось, как сказал один знакомый: все общество делится на две категории — врачей и их пациентов. И первая категория, как бы того ни хотела, рано или поздно переходит во вторую. Поэтому вопрос честности врачей — это то, что общество должно воспринимать очень серьезно. Мы не злые и не жестокие, мы — небезразличные. Для нас жизнь и здоровье каждого человека сверхважны.
— Ну что ж, будем следить за ситуацией в Харькове и других вузах, чьих студентов поймали на недоброчестности во время врачебных экзаменов. Интересно, как отреагирует университет, а также какими будут результаты уголовных производств.