UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ…

Вступительные экзамены… Еще недавно на этих магических словах были сконцентрированы все умственные, моральные и физические силы абитуриентов...

Авторы: Ольга Гергель, Павлина Семиволос

Вступительные экзамены… Еще недавно на этих магических словах были сконцентрированы все умственные, моральные и физические силы абитуриентов. И вот отпраздновали свой успех будущие первокурсники, утерли слезы неудачники. Какой была в этом году вступительная кампания для Национального университета «Киево-Могилянская академия»? - об этом мы попросили рассказать ее ректора Сергея ИВАНЮКА.

- Ежегодно на шесть наших факультетов мы набираем 400 человек на бюджетную форму обучения и еще 70 - на контрактную. Нынешний конкурс, в отличие от предыдущих, которые постоянно увеличивались, был на уровне прошлогоднего - в среднем 5 человек на место. И подобная ситуация наблюдается не только у нас - вообще уменьшилось количество желающих учиться в вузах Украины. Почему это происходит? Возможно, имеем дело в определенной степени с девальвацией высшего образования. К сожалению, у нас в стране оно всегда было профессионально направленным, узкоспециализированным. При нынешнем состоянии экономики, когда масса предприятий стоит, люди получаются заложниками своего образования. Ну скажите, много шансов сегодня хорошо устроиться у того же инженера судовых силовых установок? Получается, что государство выбрасывает сумасшедшие деньги на профессионально направленное образование, а оно оказывается никому не нужным. Более половины людей заканчивают университеты, институты и живут по закону, очень тонко сформулированному Жванецким: «Забудьте то, чему вас учили в вузе, и начинайте учиться сначала». Вторая причина, из-за которой, на мой взгляд, упал конкурс в высшие учебные заведения - это обнищание населения. Ведь высшее образование, даже если оно не контрактное, все равно влетает в приличную копеечку: четыре-шесть лет нужно содержать учащегося, а далеко не всем родителям это по карману.

Что касается академии, то в этом году наибольшим было количество желающих учиться на правоведческом и экономическом факультетах: 14 и 12 человек на место. Наименьшей популярностью пользовался природоведческий факультет - где-то 3,3 претендента на один студенческий билет. Такую же приблизительно картину наблюдали и в 1998-м.

На мой взгляд, повысился уровень знаний нынешних абитуриентов. Сильно вырос проходной балл - практически вдвое. Снизился разброс результатов тестов: в предыдущие годы были скачки от 13 до 400 баллов, в этом - от 150 до 828. В 98-м минимальный результат - 52 балла, этим летом - 150. То есть нижняя планка поднялась фактически в три раза. То же самое, в меньшей, правда, степени, произошло и с максимальными показателями: в прошлом году самый мощный тест потянул на 620 баллов, в этом - на 828.

Относительно демографического состава поступающих. Вот уже в течение нескольких лет картина такова: среди подающих документы девушек где-то семьдесят процентов, остальные - ребята. Среди поступивших - девушек приблизительно шестьдесят процентов, а юношей - сорок. Киевлян поступает достаточно много: около четверти всех желающих учиться. А что касается медалистов, то, как ни странно, среди них процент поступивших ниже, чем среди обычных школьников.

Серьезная проблема - это сельские дети. Они очень тяжело поступают. Что, впрочем, и понятно: сильных учителей в сельских школах очень мало, талантливые педагоги там не задерживаются. Так вот, дабы помочь этой категории абитуриентов, мы в прошлом году создали у себя подготовительный факультет, где они могли бы год учиться и готовиться к поступлению. Должен сказать, мы удовлетворены результатами: 42% слушателей стали студентами. Подготовительный факультет хозрасчетный, и стоимость обучения на нем высокая: четыре тысячи гривен за год. Чтобы там могли набираться знаний сельские дети, мы находим для них гранты, ищем спонсоров. В прошлом году таким образом удалось профинансировать учебу около половины сельских детей. В нынешнем грантов будет больше, так что сможем помочь большему количеству ребят.

* * *

Сегодня перед абитуриентом этот этап - поступление в вуз - и упростился, и усложнился. Упростился, поскольку некоторые вузы, благодаря определенной автономии, могут варьировать не только время вступительных экзаменов, но и сам процесс. (Например, дать «зеленую улицу» медалистам или, наоборот, могут принимать по собеседованию или традиционно - по экзаменационным билетам, которые студенты метко окрестили «лотереей».) А усложнился потому, что появившуюся возможность приобрести образование за определенную плату могут использовать очень немногие.

Какие же конкурсы в этом году в ведущие вузы Украины?

В Национальный университет им. Т.Шевченко на 2260 мест было подано 5853 заявления. Самый большой наплыв абитуриентов традиционно наблюдался в Институте международных отношений - до 6 чел. на место. А в самом университете популярностью пользовались правоведческие, экономические специальности, романо-германская филология.

Приблизительно такая же картина наблюдалась и в самом крупном высшем учебном заведении Украины - Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт»: на 4605 мест поступило 8200 заявлений. Самым престижным здесь оказался факультет социологии - 6,3 чел. на место, остальные - от 2 до 4,7.

В Минобразования пока подводят итоги вступительной кампании этого года. Однако некоторые тенденции видны, что называется, с первого взгляда. Так, не снижается, по сравнению с прошлым годом интерес молодежи к освоению правовых, экономических наук, иностранных языков… Юноши стремятся осваивать те специальности, где изучается компьютерная техника. Меньшим спросом пользуются инженерно-технические, естественные науки. В связи с этим интересно отметить и другой факт: несколько лет тому назад, когда Украина только «открылась» компьютерному буму, одними из первых, кто сразу же был востребован на рынке труда, оказались именно люди инженерных профессий, поскольку они быстрее других разобрались с новой техникой и технологией.

Еще один примечательный момент: конкурсы на некоторые специальности в платном образовании. Они доходят до 4, а в некоторых случаях превышают отметку 4,5 человека на место.