UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Защита от дурака»

Как добиться, чтобы в школах и садиках соблюдали карантинные ограничения.

Автор: Оксана Онищенко

Школа и детсад — места повышенной контактности. Здесь сходятся ниточки из сотен тысяч семей (шутка ли — в стране почти четыре миллиона школьников!). Кто-то соблюдает карантин, а кто-то в секте пофигистов и конспирологов. Но все — в одной лодке, и невыполнение предписаний и протоколов, призванных снизить опасность заражения, угрожает и первым, и вторым. Но отдают себе в этом отчет не все.

В последнее время все больше болеют учителя. Как и медики, они находятся фактически на передовой, рискуя заразиться. И, судя по всему, многие из них будут работать даже в локдаун — ведь начальные школы и садики обещают не закрывать. Риск? Да. Но может быть, некоторых случаев заражения и детей, и педагогов можно было бы избежать, если бы каждый соблюдал меры защиты.

Вот свежий пример — в одной столичной школе на каникулах проводили конференцию для учителей. В набитом зале лицом к лицу шесть часов подряд сидели коллеги из разных школ. Пришли, потому что это нужно для аттестации. Нет, об онлайне никто не подумал, все по-старинке, лицом к лицу. После этого мероприятия заболели сразу семеро учителей, а другие от страха взяли отпуск за свой счет. И вся школа на две недели закрылась на карантин. Директор потом тихо плакала в кабинете — как же так вышло?

Или другой пример — папа с положительным анализом на ковид каждый день после уроков приезжает за ребенком в школу и отвозит его к бабушке, потому что он «на самоизоляции». Все об этом знают, но и повлиять на ситуацию не могут.

В школе в актовый зал на очередное торжественное мероприятие сгоняют сразу несколько параллелей учеников — ну и что, «ведь мы же один коллектив, чего бояться».

Наплевательское отношение и соблюдение протоколов «на отцепись» — лучшие помощники пандемии.

У технарей есть термин «защита от дурака» — это защита техники или  программного обеспечения от неправильных действий, глупости и разгильдяйства. Строгое соблюдение протоколов — именно такая защита для школ и садиков.

Об основных правилах карантина мы поговорили с начальником главного управления Госпродпотребслужбы в г. Киеве Олегом Рубаном. Фактически он — главный человек по карантинным мерам в столице. Именно его служба проверяет всех — от детсада до ресторана на предмет выполнения протоколов и инструкций.

— Олег Николаевич, ВУЗы сейчас не работают, а школы и садики открыты. И в локдаун будут работать. Это правильно, как вы считаете?

— Согласно данным ВООЗ, дети переносят коронавирусную инфекцию легко и часто бессимптомно, поэтому детсады, школы и лицеи, а также первые курсы университетов в принципе могут работать. Но решили полностью закрыть ВУЗы — перевести их на «дистанцию», потому остаются только школьные и дошкольные учреждения.

— Но тут ведь дело не только в детях и учителях.

— Да, согласен, более 60% учителей находятся в группе риска — это педагоги старше 60 лет и те, кто имеет хронические заболевания. В связи с этим единственная задача, о которой говорится уже с марта месяца, — наличие у учителей средств индивидуальной защиты. Именно защита, а также регулярное проветривание помещений и дезинфекция, могут снизить риск инфицирования.

— Да, меры предосторожности действительно важны, но не все зависит от учителей. Например, не во всех школах есть медсестры. Но именно они должны первыми выявить больного, изолировать его и сопровождать до приезда родителей или «скорой».

— А вот это полностью ответственность директора школы. Еще с марта месяца было принято решение и поставлена задача каждому директору: обеспечить свою школу медицинским персоналом и инфраструктурой (изолятор, помещение для сортировки, для санитарного осмотра людей каждое утро). Если в школе нет медицинской сестры — это исключительно недоработка администрации.

— Но часто директора не могут найти людей — из-за маленькой зарплаты никто не хочет идти работать медсестрой в школу.

— Послушайте, но они могут заключить договор с лечебными учреждениями, которые находятся рядом со школой. В марте месяце это все оговаривалось десятки раз! Те из директоров, кто говорит, что ничего не может сделать, что это не от него зависит, просто оправдывают таким образом свою недоработку.

— Когда в школе или садике выявлен больной, кто кроме него обязательно должен уходить на самоизоляцию? Иногда родители жалуются, что учитель, который преподает в нескольких классах, включая тот, где обнаружен ковид, остается на работе.

— Круг лиц, которые подлежат самоизоляции, определяется простыми требованиями: должен пойти на самоизоляцию тот, кто общался с больным человеком без средств индивидуальной защиты больше 15 минут в закрытом помещении. Такие люди изолируются на 10–14 дней.

— Правильно я понимаю, что когда учителя сидели на совещании без масок и один учитель заболел, все уходят на самоизоляцию? «Да не может этого быть! Мы один коллектив, все постоянно общаются! Давайте тогда закроем всех, кто с больным кофе пил», — сказала мне знакомая завуч.

— Да, и кто кофе пил, и кто совещался. Вообще совещания сейчас должны проходить с использованием системы онлайн, а те, кто действительно по производственной необходимости должен находиться на совещании, обязан быть в средстве индивидуальной защиты. Они существенно снижают риск заразиться.

Те, кто ушел на самоизоляцию, сидят дома две недели. Чтобы выйти раньше, могут сдать ПЦР-тест. В Киеве, например, этот анализ социальным работникам делается очень быстро — за сутки, но бывает задержка до пяти дней, Важно помнить, что люди, контактировавшие с больным человеком, должны сдавать анализ на COVID не раньше, чем на пятый–восьмой день после контакта.

— Учителя жалуются, что не все родители ответственно относятся к соблюдению карантина. Нашумевший в Киеве случай, когда папа-адвокат привез в школу ребенка, в то время как его класс ушел на самоизоляцию. Мол, Конституция гарантирует всем право на образование, потому будьте любезны. Учителям пришлось уступить и взять ребенка в школу.

— Да, я знаю об этой истории с папой-адвокатом. Такие вещи «хронические» в городе Киеве. Пусть папа почитает ст. 49 Конституции. Она говорит о задаче санитарно-гигиенического благополучия Украины. Это условие безопасности страны и это уже даже немного выше по рангу, чем обучение.

Если подобные случаи будут зафиксированы официально (случай этим папой еще официально не зафиксирован), информация о людях, которые не обеспечили самоизоляцию, будет передаваться в правоохранительные органы.

— Иногда родители скрывают, что они сами больны или болен ребенок, отправляют его в садик или школу с кашлем.

Знакомая воспитательница рассказала мне о ребенке, который бегал кашлять в туалет или закрывал рот руками, потому что мама велела кашлять так, чтобы никто не слышал. Что могут сделать педагоги в таких ситуациях?

— Это уже уголовная ответственность директора школы, если ребенок с кашлем и проявлениями острых респираторных заболеваний остается в коллективе. По правилам его отправляют в изолятор, а медработник сообщает родителям об этом. И если родители говорят, что ребенок здоров и отказываются изолировать его, директор школы имеет полное право сообщить в правоохранительные органы.

— А родители говорят: «Это аллергия, у нас так всегда осенью, поверьте, уж мы-то знаем!»

— Родители должны пойти с ребенком к врачу, поставить диагноз и предоставить документ, который подтверждает, что ребенок здоров.

— То же самое касается и учителей? Ведь некоторые по привычке, с доковидных времен, не обращают внимания на признаки респираторных заболеваний: горло болит — попил на перемене горячего чайку, нос заложен — закапал. И ведь «хорошо» же себя чувствует, даже обоняние не пропало!

— Любое проявление ОРВИ сейчас трактуется как потенциальная коронавирусная инфекция. И действия здесь такие же — этот учитель не должен находиться в школе, он идет на самоизоляцию и проходит все необходимые лабораторные обследования. Также определяется круг контактов этого учителя и они тоже самоизолируются. За соблюдение этих правил отвечает директор школы, в противном случае ему грозит наказание по статье 325 Уголовного кодекса. Она предусматривает разные меры воздействия — от штрафа до лишения свободы.

— По поводу самоизоляции. В одной столичной школе возникла такая ситуация. Ученица заболела ковидом. У нее вся семья болеет, но тест сделали только  папа и мама , потому что на работе потребовали.  А детям и бабушке-дедушке тесты не делали — нет денег. «Нам еще КТ всей семье делать (а это — больше тысячи гривен на каждого), да и лечение дорогое» — откровенно написала мама в родительском чате. Директор школы отказался отправлять класс на изоляцию — без подтвержденного теста нельзя, говорит. «Больная ученица пускай сидит дома как контактная, а все остальные идут в школу! Не имею оснований закрыть класс». Это правильно?

— Ситуация типичная. Хочу подчеркнуть, всех больных короновирусной инфекцией и людей с острыми респираторными заболеваниями семейный врач обязан направить на тестирование. Это может быть тестирование с забором материала в поликлинике или выездом мобильной бригады на дом. Тесты бесплатные. Сегодня срок выдачи результатов в Киеве не превышает трех дней.

Действия директора школы в этом случае неправильные. Пока ожидается результат анализа ученицы, класс должен отправиться на самоизоляцию, о чем директор обязан уведомить районное управление образования. Еще весной наш департамент образования принял соответствующий регламент, основываясь на опыте Китая.

К сожалению, судя по обращениям на нашу горячую линию, некоторые директора школ ставят на первое место не здоровье детей и учителей, а другие вещи. И мы будем на это жестко реагировать. Вот, например, в одной известной киевской гимназии четыре учителя ходили на работу с ковидом. Никаких мер изоляции предпринято не было. В понедельник открываем уголовное производство в отношении директора школы.

— Скоро зимние каникулы. Разрешается ли открывать школьные лагеря?

— Нет, разрешены только групповые занятия не больше 20 человек.

— А в чем отличие лагеря от группового занятия?

— Ну трактовать можно по-разному, в законодательном поле нет четкого определения, что такое — лагерь и что такое — групповое занятие. Но главное, чтобы соблюдались все требования защиты, как в школе на уроках.

— Кстати, об уроках. Если в классе 40 детей сидят в одном кабинете, это же больше 20 человек? Так можно? Некоторые школы делят классы на подгруппы, но не все.

— В принципе, это возможно. Но ни один класс не должен смешиваться с другими классами и группами, каждое утро должны проводить обязательное медицинское обследование.

— То есть смешивать разные группы нельзя, как это иногда делают школы, когда на какой-нибудь кружок или факультатив ходят дети из разных классов?

—Нет, такого быть не должно.

— А для внешкольных заведений — курсов, кружков, тренингов — есть какие-то ограничения по количеству?

— Те же 20 человек. Это касается и занятий для взрослых.

— Куда нужно обращаться при нарушениях?

—На любую «горячую линию» — Кабинета министров, Минздрава или территориальных отделений Госпродпотребслужбы. Мы выезжаем с проверками, реагируем на заявления и жалобы.