UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заложники

Школьники, учителя, студенты, преподаватели вузов, ученые - все эти мирные люди оказались заложниками крымской войны. Невозможно спокойно слушать их рассказы, вопросы и ответы. Самый важный вопрос - о нас не забыли? Мы нужны Украине?

Автор: Оксана Онищенко

"Кажется, что мы спим и видим плохой сон. Вот проснемся - и все вернется на свои места", - говорит знакомая крымчанка. Школьники, учителя, студенты, преподаватели вузов, ученые - все эти мирные люди оказались заложниками крымской войны. Невозможно спокойно слушать их рассказы, вопросы и ответы. Самый важный вопрос - о нас не забыли? Мы нужны Украине?

"Мы сняли флаг Украины во дворе школы, - рассказывала по телефону учительница украинской крымской школы. - Не потому, что так приказали, а потому, что страшно. Не могу себе представить, что на линейке в конце учебного года будут выносить уже не родной, сине-желтый, а флаг России. Я не привыкну к этому. Когда уходила наша воинская часть, мы всей школой смотрели в окно и плакали. Такое чувство, что теперь мы остались совершенно беззащитными. Перед этим военнослужащие забирали детей, заходили в школу, прощались с учителями, одноклассниками своих детей. Это невозможно передать словами".

"У меня сын в этом году оканчивает школу и планирует поступать в вуз в Украине, - говорит мама выпускника. - Но в последнее время приходят какие-то тревожные новости. То нам рассказывают, что администрации украинских вузов смотрят на крымских студентов с подозрением (мол, предатели, возвращайтесь в Крым), то говорят, что выдадут российские аттестаты, и с ними в украинский университет не примут... Но наша семья, например, за Россию не голосовала и вообще оккупантам не рада. А нас все равно считают предателями?".

"Студентам найдется место в украинских университетах. А кому нужны мы, крымские профессора?" - беспокоится преподаватель из Крыма.

В условиях рейдерского захвата целой части страны, при отсутствии каких-либо переговорных процессов, совершенно мирные люди, далекие от военных действий учебные заведения стали заложниками трагических обстоятельств. Украинская власть ищет оптимальные возможности выхода из ситуации, пытаясь определить самые острые проблемы и пути их решения.

Школьники

Каждый ребенок-крымчанин, навсегда или на время приехавший вместе с родными в Украину, будет принят в школу или детсад без очереди и, в случае надобности, даже без документов. Запрос на них будет отправлен в Крым отдельно. Достаточно заявления родителей и заключения педиатра. Соответствующее письмо подписал замминистра образования Павел Полянский.

А вот у выпускников проблемы намного серьезнее. Особенно у тех, кто учится в украинских школах. Оказалось, что на весь Крым таких только семь. Всего же, по данным Госкомстата, учитывая не только украинские школы, но и украинские классы в русских школах, в этом учебном году в Крыму на украинском языке обучается 7,2% школьников, на русском - 89,5. В Севастополе соответственно 3 и 97.

Но на каком бы языке не учились школьники, они выполняли украинские программы, украинские стандарты образования и имеют право получить украинский аттестат. Однако вопрос, аттестат какой страны получат выпускники, пока не решен самопровозглашенными властями Крыма. Но, как сообщают педагоги, в последнее время на совещаниях им говорят, что это будет русский документ.

По словам замминистра образования Инны Совсун, для всех 11-классников Крыма будут напечатаны украинские аттестаты, как это и планировалось ранее. А уж возьмут ли они их - это личное дело каждого. Те, кто решит поступать в Украине, приедут с выпиской оценок и получат здесь документ о среднем образовании.

Теоретически Минобразования Крыма дает выпускникам на выбор три варианта поступления. Их озвучила на пресс-конференции министр образования Крыма Наталья Гончарова. Первый - школьники могут сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ) и поступать в российские вузы. Министр сообщила, что на территории Севастополя уже на протяжении четырех лет работают центры ЕГЭ. "Что такое ЕГЭ для нас? Это русский язык и математика", - цитирует Наталью Гончарову агентство "Крымские новости".

Мы не имели возможности изучить мнение всех педагогов и администрации школ полуострова. Но те, с кем нам удалось пообщаться, не подтвердили, что их ученики выбрали этот путь. Ни в русских, ни в украинских школах. Потому что российские и украинские программы отличаются, и за месяц-два до выпуска наверстать упущенное уже нереально. А выпускники школ и классов с украинским языком обучения попадают в этой ситуации в совсем не равные условия с другими. Ведь они изучали русский как второй язык, со значительно меньшим количеством уроков и объемом материала.

В Минобразования России очень спешат разрушить налаженную на аннексированных землях украинскую систему образования. Но при этом понимают, что такими решениями могут отпугнуть крымских абитуриентов. И собираются за них бороться. Выступая на общественном совете при Минобрнауки РФ, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов подчеркнул, что поступление крымских выпускников в российские вузы в связи с появлением новых субъектов Российской Федерации - это важнейший вопрос российского образования. Поскольку школьники Крыма не могут сдавать ЕГЭ, он предложил рекомендовать министерству создать в вузах, куда будут поступать крымские абитуриенты, дополнительные бюджетные места, чтобы снизить социальную напряженность и "не сталкивать российских и крымских студентов на почве конкуренции".

Эту идею поддержал министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Он заявил, что власти Крыма не заинтересованы в том, чтобы его жители уезжали учиться в другие регионы. Но для желающих получить образование в России будут созданы дополнительные возможности. "Мы поддерживаем предложение о необходимости создать дополнительные бюджетные места. Деньги мы найдем", - сказал министр.

Второй путь, предложенный новой властью Крыма выпускникам, - вступительные экзамены в вузах и учет среднего балла аттестата. Причем последний будут подсчитывать сами приемные комиссии. И возможно, по 5-балльной, а не по 12-балльной шкале.

По каким программам будут проводиться эти экзамены? Как будут оцениваться? Кто обеспечит их объективность, прозрачность? Существуют ли критерии их оценивания, возможности для апелляции? Что и говорить, такой путь поступления открывает большие возможности для коррупции.

Еще один вариант организации поступления (он представляет интерес только для тех, кто едет учиться в Украину) - сдача ВНО. Неделю назад в Крыму, как и во всей Украине, состоялось пробное тестирование. В нем приняло участие более половины всех зарегистрированных выпускников. А в Севастополе - 75%.

Такую высокую активность, очевидно, можно объяснить тем, что пробное тестирование было платным. И плата вносилась давно.

По-другому обстоит дело с основным тестированием. Звоню в Симферопольский центр оценивания качества образования, отвечающий за проведение независимого тестирования в регионе. "Сколько человек у вас зарегистрировано на тестирование? Сколько пунктов будет открыто в городе? На вашем сайте совсем
пусто". Ответ уже привычный - директор с вами говорить не будет, и вообще это государственная тайна.

Не считает это государственной тайной руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук: "В Крыму вместе с Севастополем зарегистрировались около 15 тыс. человек. Проведение тестирования на территории Крыма по существующей технологии практически невозможно. Кто обеспечит доставку заданий, их защиту от вскрытия, выполнение всех требований и правил? В Крыму нет украинской милиции. Есть серьезные проблемы с функционированием Севастопольского центра оценивания качества образования. Но крымчане обязательно смогут сдать ВНО на территории Украины. В любой области. Для этого им необходимо перерегистрироваться в одном из восьми региональных центров оценивания качества образования по традиционной процедуре. Срок перерегистрации для крымских абитуриентов будет продлен. Сдавать ВНО абитуриенты из Крыма смогут во время дополнительной сессии вместе с теми, кто в Украине по уважительным причинам не участвовал в основной сессии. Или же для абитуриентов с полуострова возможно будет организована отдельная, дополнительная сессия на базе университетов, в которые они подадут документы".

А что думают о вступительной кампании сами выпускники? Открыв в Интернете список учебных заведений Крыма, пытаюсь дозвониться и хотя бы в общих чертах обсудить ситуацию. Интересно, что в школах, где обучают на русском, со мной разговаривать почти никто не захотел. "Киев? Директор вообще не будет давать никаких комментариев", - слышу в трубке твердый голос секретарши. "Но я лишь хочу спросить, куда будут поступать ваши выпускники, и будут ли они сдавать ВНО. Никакой политики. У вас есть украинские классы. Какова их дальнейшая судьба? На эти вопросы ваш директор может ответить?" - не сдаюсь я. В трубке раздаются короткие гудки. В некоторых школах сразу отрезают: "Нам запретили давать комментарии журналистам из украинских СМИ. Сами понимаете…".

Довольно много выпускников, обучающихся на украинском языке, будут поступать в Украине. Об этом рассказывали учителя школ, в которые я смогла дозвониться. Услышав, что я из Киева, крымчане живо интересовались тем, что происходит на континенте. Рассказывая учителям одной из школ о новостях, зачитала по телефону обращение Лилии Гриневич и Сергея Квита к крымским студентам и абитуриентам. Педагог, с которым я беседовала, включила громкую связь, чтобы слышали окружившие ее коллеги. На словах "Вы остаетесь свободными гражданами свободной страны" останавливаюсь. Комок в горле… На том конце провода тоже повисло молчание. А потом - "Спасибо, что думаете о нас".

Студенты

По информации Инны Совсун, на горячую линию Минобразования, созданную для крымчан, уже обратились 552 студента. Кроме того, поступило более 87 письменных заявлений. На сегодняшний день в Украину уже перевелись около 300 студентов с полуострова.

Рядом писем МОН закреплена упрощенная процедура перевода крымских студентов в украинские вузы. Без согласования с министерством.

Больше всего проблем при переводе возникает не у бюджетников (для них обещают выделить места за счет тех, что "сэкономят" на крымских
вузах), а у контрактников. Некоторые из них уже заплатили наперед за учебу в крымском университете. И вернуть эти средства теперь невозможно.

Кроме того, если абитуриент из Крыма сменил гражданство, он будет обучаться в Украине как студент-иностранец. А это уже другая стоимость обучения.

Как сообщила нам мама студента, сейчас в Крыму проводится массовая агитация выпускников и студентов за то, чтобы они переводились из украинских вузов в русские или крымские. Популярной стала страшилка о парне - студенте украинского вуза, якобы "затравленном" одногруппниками и преподавателями только за то, что он из Крыма. Или вот такая "пугалка": возвращайтесь в Крым, потому что совсем скоро украинская власть вас всех переведет на контракт. Даже бюджетников.

Конечно, это неправда. Более того, письмами Минобразования рекомендовано всем вузам, принимающим на учебу студентов из Крыма, сохранить для них те же условия оплаты, что и в крымском вузе. Это важно, потому что стоимость обучения на контракте, например, в Киеве, может быть выше, чем в Феодосии или Керчи.

Мама ученика крымской украинской школы (она - член совета школы) рассказала нам, как по инициативе чиновников, решивших доказать на деле преданность новой власти, стали активно собирать в ее районе данные о молодых крымчанах - студентах украинских вузов. По просьбе управленцев каждая школа должна заполнить таблицу: фамилия и имя студента, где учится на континенте и куда будет переводиться в Крыму или России. "Я решила не обзванивать наших родителей и не собирать такую информацию. Но мама одного выпускника нашей школы подняла шум, и мне пришлось объясняться, почему я не выполняю такое важное задание".

Студенты, принявшие решение перевестись из крымского вуза в украинский, иногда подвергаются давлению в своих, теперь уже русских, учебных заведениях. На заседании парламентского комитета по вопросам науки и образования один из приглашенных чиновников из министерства, в чьем подчинении находится учебное заведение в Крыму, привел пример, когда преподаватель-крымчанин отказывался читать лекции для ребят из Западной Украины.

Леонид Поляков, заместитель министра обороны, сообщил, что российская сторона до сих пор не дала согласия на выведение наших курсантов военно-морской академии и колледжа, желающих учиться в Украине. Всего их 108 человек. "Мы постоянно на телефонной связи с курсантами, - сказал замминистра обороны. - Обратились в офис верховного комиссара ООН по правам человека, в Красный крест, чтобы они следили за ситуацией. Потому что имеют место случаи давления и издевательств над курсантами".

Преподаватели

Надо отметить, что среди преподавателей гораздо меньше, чем среди студентов, желающих покинуть полуостров. И им нужна работа, жилье. Чтобы вузы на континенте могли принимать на работу коллег из Крыма, необходимо, прежде всего, отменить пункт постановления КМУ №65 "Про економію державних коштів та недопущення втрат бюджету", запрещающий принимать на работу новых сотрудников.

С жильем сложнее. Как временный вариант можно рассматривать студенческое общежитие. А дальше что?

Для тех, кто остается на полуострове и работает в филиалах украинских вузов, актуален вопрос зарплаты. Вот уже два месяца она не поступает в Крым, потому что все платежи Госказначейства блокируются новой властью полуострова.

"Что же нам, бросать своих?" - недоумевают представители украинских вузов в ответ на аргументы финансистов. А один из них рассказывает: "У нас в Крыму есть колледж, директор которого вместе со студентами грудью защищала здание и имущество от рейдеров. А мы ей даже зарплату выдать не можем вот уже второй месяц!".

Очевидно, выходом из этой ситуации может быть открытие счетов в украинских банках и накопление на них зарплат тех, кто работает на оккупированных территориях.

Образовательные
и научные учреждения

Новая власть Крыма, не стесняясь, присвоила имущество структурных подразделений украинских учебных заведений. По информации председателя комитета по вопросам науки и образования ВР Украины Лилии Гриневич, кроме учебных заведений на полуострове находится также более 20 объектов Национальной академии наук. Понятно, что сейчас все они для нас потеряны. Хотя создавались и финансировались не за счет местных бюджетов, а из государственной казны.

Некоторые филиалы и отдельные вузы вместе с их материальной базой "сменили гражданство" и стали подарком для новой власти. Другие крымские подразделения хотят отделиться от украинских коллег и стать отдельными учебными заведениями. Это поможет сотрудникам сохранить работу, получать зарплату. Но юридически сделать это невозможно, потому что невозможно создать комиссию по передаче-приему имущества.

На территории полуострова остались уникальные для Украины учебные заведения. Например, Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности. По информации заместителя министра энергетики и угольной промышленности Вадима Улиды, там среди прочего техоборудования есть две ядерные энергетические установки, одна из них - действующий ядерный реактор. "У Украины есть обязательство перед МАГАТЭ по обеспечению безопасности этих установок. Теперь получается, что эти гарантии надо как-то подтверждать. Вопрос связан с ядерной безопасностью, - объясняет замминистра. - Там находятся два наших взвода внутренних войск, есть наше подразделение, но ситуация сложная. Государственный комитет ядерного регулирования Украины обратился с соответствующим письмом в МАГАТЭ. Есть надежда, что вопрос будет решен".

Как решить такую гору проблем в образовании? Члены парламентского комитета по вопросам образования и науки рекомендовали Кабинету министров незамедлительно принять специальное постановление, в котором законодательно закрепить инициативы по урегулированию ситуации в сфере образования. Все предложения от педагогической и научной общественности, министерств и ведомств будут собраны воедино и предложены для рассмотрения на заседании правительства и в Верховной Раде.

Хотя, конечно, и так понятно - остановить хаос в системе образования Крыма невозможно. Максимум, что может сделать украинская власть, - поддержать украинских граждан на полуострове, насколько это возможно. "Мы, конечно, страдаем от того, что произошло, - рассказывает знакомая учительница-крымчанка. - Обиды за то, что украинцы Крым не отстояли, у нас нет. Понимаем, не могли. Главное, чтобы не было войны".