Никто не станет отрицать, что учителям общеобразовательных школ принадлежит особая роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Именно на них общество возложило почетную миссию — воспитание духовно богатых, честных и инициативных личностей. К великому сожалению, в нашей стране наставники молодежи оказались в категории ну очень низкооплачиваемых специалистов. И только в нынешнем году государство изыскало возможность повысить уровень жизни преподавателей. Педагогам трижды увеличивали зарплату — в январе, марте и сентябре, хотя в некоторых регионах Украины «новые зарплаты» начали выплачивать с опозданием — «мартовское повышение» догнало адресатов только в августе. И сейчас из некоторых регионов страны поступают тревожные звонки, свидетельствующие, что некоторые представители местных властей (в основном сельских) до сих пор не рассчитались с учителями.
Дабы разобраться в ситуации, наш корреспондент обратился к заместителю министра образования и науки Украины Анатолию БОГОМОЛОВУ.
— Анатолий Григорьевич, кто обязан выплачивать учителям повышенную зарплату? Некоторые местные органы власти отказываются это делать, мотивируя свои действия тем, что якобы центр не перечислил необходимых денежных средств...
— Киев здесь ни при чем. Центр только устанавливает общие размеры зарплаты, а сама выплата производится местными органами власти. К тому же правительство обязало районные администрации заложить это повышение в бюджетах на 2001 год (кстати, 60—70% средств из местных бюджетов должны расходоваться именно на нужды образования). Но на местах планирование расходных статей идет по старинке. Как и раньше, районные органы власти считают, что средняя школа «съедает» слишком много денег. Поэтому они так и норовят отхватить кусочек от «тощего бюджетного пирога» и перебросить деньги, например, на строительство дорог. А учителя... Могут и потерпеть. Эта проблема нас очень беспокоит.
— Анатолий Григорьевич, насколько «подняли» учителям зарплату?
— В январе 2001-го преподаватели получили надбавку за выслугу лет, а также помощь на оздоровление и вознаграждение за хороший труд. В марте (на месяц раньше, чем планировалось) на 25% выросли тарифные ставки и должностные оклады преподавателей, а с 1 сентября — еще на 15%. Но так как в бюджете нет достаточных средств для практической реализации всех положений ст. 57 Закона Украины «Об образовании», реальное увеличение зарплат было меньшим. Сейчас правительство изыскивает финансовые возможности, чтобы обеспечить зарплатой преподавателей в ноябре-декабре 2001 года. К слову, на реализацию программы повышения зарплаты ассигнуется около 1 млрд. грн., при этом местные органы власти должны выделить 630 млн. грн.
— Сколько же будут получать учителя после увеличения зарплаты ?
— Это зависит от ряда факторов. Например, преподаватели, проработавшие менее пяти лет, не могут рассчитывать на надбавку за выслугу лет. Те, которые трудятся на учительском поприще десять и более лет, получат надбавку в размере 10—30%. Пока эти надбавки выплачиваются в половинном размере от запланированного, но уже в 2002-м максимальная надбавка в 30% должна выплачиваться полностью. В конце 2000 года средняя зарплата учителей составляла 157 грн, осенью с.г. — 210—225. У тех, кому полагаются надбавки за выслугу лет, — 250 грн. Согласно нашим прогнозам, в 2004 г. средняя зарплата учителей и тех, кто работает в промышленности, должна сравняться и стать выше прожиточного минимума, установленного Верховной Радой.
— Существует ли разница в зарплате на региональном уровне?
— Практически нет. Как известно, тарифные ставки устанавливаются правительством. А вот небольшие добавки к зарплате финансируются за счет местных бюджетов. Как правило, они не прямые, а косвенные. Разрешается, если есть на это деньги, выплатить преподавателям премию за хорошую работу или приобрести для них льготные путевки в оздоровительные учреждения, оплатить подписку на необходимые издания и книги, организовать транспортное обслуживание учителей в сельской области. Но, увы, очень немногие регионы могут себе это позволить.
— Могут ли преподаватели законными средствами защитить свои права в случае невыплаты им зарплаты?
— Да, это можно сделать в местном суде. При этом, я хочу подчеркнуть, судья должен, в первую очередь, обратить внимание не на сам факт невыплаты, а на то, как местная администрация использует бюджетные средства. Именно на нее правительство возложило ответственность за своевременную выплату зарплаты учителям.
Р.S. Кстати, после принятия нового Уголовного кодекса Украины преподаватели имеют солидное юридическое подспорье для защиты своих прав, чего не было раньше. Возьмем статью ст. 175 УК. Нею установлена уголовная ответственность должностного лица за неумышленную невыплату не только зарплат, но и стипендий, пенсий, отпускных, больничных более чем на месяц.
За невыполнение закона на руководителя могут быть наложены следующие наказания:
— штраф от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 5100 грн.);
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
— исправительные работы на срок до двух лет;
— лишение свободы на срок до двух лет, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если же выяснится, что руководители виновны в задержке зарплаты, поскольку денежные средства были использованы на другие цели, тогда мера наказания усиливается. Могут применяться такие наказания:
— штраф от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов;
— ограничение свободы на срок до пяти лет;
— лишение свободы на срок до трех лет.
За невыплату зарплаты в полном объеме и нарушение сроков ее выплаты руководителя могут наказать штрафом — от 15 до 50 не облагаемых налогом доходов граждан, т.е. от 850 до 2550 грн. согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях.