UA / RU
Поддержать ZN.ua

За кулисами учебникотворения

На своих страницах «Зеркало недели» поднимает важные вопросы образовательной сферы, среди которых качество программ и учебников для средней школы...

Автор: Людмила Давидюк

На своих страницах «Зеркало недели» поднимает важные вопросы образовательной сферы, среди которых качество программ и учебников для средней школы. Не секрет, что от содержательного наполнения программ и методического решения этого содержания в учебниках, как ни громко это прозвучит, зависит будущее нации — интеллектуальный потенциал подрастающего поколения формируется в школе. Сегодня, к сожалению, мы не видим заинтересованности государства в лице Министерства образования и науки в создании качественных программ и учебников.

Рассмотрим процедуру создания учебников. Я не оговорилась: не процесс, а именно процедуру.

Министерство объявляет конкурс, и все заинтересованные лица принимают в нём участие. Возникает вопрос: кто они, эти заинтересованные лица? Естественно, издатели и авторы. Они ищут друг друга, и, если находят, то рождается учебник. А если нет?

Кто авторы? Знает ли их министерство? Кто и как руководит процессом создания учебников? Оказывает ли государство помощь авторам и издательствам?

Никто никак не руководит. Помощь не оказывает. Это личное дело автора — писать учебник или нет. Если сегодня учебник (например, по математике) захочет писать 15 авторских коллективов, мы получим на конкурс 15 учебников математики. А если завтра — 5, то — 5. А если, не дай бог, авторы объявят забастовку, заболеют, устанут или им просто надоест, то страна останется без учебников. Парадокс? Отнюдь. Как видим, основной фактор, влияющий на наличие учебников, не государственная политика, а желание автора: хочу — пишу, не хочу — не пишу.

Наш авторский коллектив принимал участие в создании четырех учебников, четыре раза занимал в конкурсе первое место. И что? Я уверена: если на конкурс учебников для 9-го класса рукопись не подадим, то «отряд не заметит потери бойца». И это страшно! Страшно, когда нет государственной политики в области создания учебников, страшно, если нет заинтересованности авторов (кроме гонорара, кстати, достаточно небольшого, и благодарности учителей). Страшно, когда государство не замечает твой труд.

Страшно, когда учебники на конкурсах для 5-го и 6-го классов занимают призовые места, а для
7-го класса по досадному недоразумению, из-за ошибки в подсчётах баллов, — места нет. И нет учебника! И прервана линия! И автор уже никому не интересен!

Страшно, когда результаты апробации не становятся достоянием общественности, когда с ними, в целом (а не только по их учебнику) не знакомят авторские коллективы.

Страшно, когда министерство не может разориться на «бумажку» и вручить автору диплом участника или диплом победителя. Я не говорю о денежной премии. Ведь мы давно привыкли работать на социум. Но как долго это сможет продолжаться?

Не секрет, что учебники создаются авторами в свободное от основной работы время. Может быть, именно поэтому их качество не всегда такое, как хотелось бы.

Часто критикуют учебники — все учебники, по всем предметам. Нет, наверное, ни одного из них, который не поддавался бы критике по тем или иным параметрам. А знаете почему? Ответ прост: мы выбираем не лучший из лучших (как должно быть!), а лучший из того, что есть.

Много вопросов, но есть несколько ответов и советов.

Первое. Заметьте нас — авторов. Нас не очень много. 20 школьных предметов, восемь учебников (примерно) по каждому предмету подается на конкурс, авторский коллектив в среднем три человека.

Второе. Нам, авторам, нужны внимание и поддержка. Заявка на участие в конкурсе — и частичное освобождение по основному месту работы от нагрузки (мы ведь все работаем в государственных учреждениях: вузах, институтах повышения квалификации, школах) — создание условий для полноценной работы по подготовке учебника. Победа в конкурсе — моральное и материальное поощрение.

Третье. Открытость и прозрачность экспертизы. Мы хотим знать своих экспертов, доверять их оценке. Хотим, чтобы наш труд оценивали мастера своего дела, хотим гордиться, называя их имена.

Четвертое. Три призовых места — хорошо. А остальные? Нужна государственная поддержка учебников, не прошедших конкурс. Они могут и должны быть изданы в качестве пособий, дидактического материала и т.д., но при финансовой помощи министерства. Пусть учитель, ученик, любой заинтересованный сможет сам сделать выводы о справедливости или несправедливости конкурса.

Справедливости ради отмечу, что и процесс подготовки рукописей учебников к конкурсу издательствами безразличен министерству, и деятельность их не стимулируется.

Несколько слов о программах. Четыре года школа работает по новым программам. Кто их обсудил? Учёные и учителя — на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах. И что? Поговорили, обсудили, сказали умные, правильные и нужные вещи и… разошлись. Нет механизма совершенствования программ, внесения изменений в основной нормативный документ, определяющий не только цели и задачи, но и содержание обучения. Не могу согласиться с моими коллегами в вопросе о вариативности программ. Программа — государственный документ, и она, наверное, всё-таки должна быть одна и она должна быть совершенна. А вот учебников должно быть много (как минимум — три) — хороших и разных. И позаботиться об этом должны государство и министерство.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть: нужна государственная концепция создания и совершенствования программ и учебников, в которой чётко будут определены государственные стратегия и тактика программо- и учебникотворения.