UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯЗЫК ДО КЕМБРИДЖА ДОВЕДЕТ

На Третьей международной выставке «Мир без границ. Современные технологии обучения языкам» (Моск...

Автор: Валентина Гаташ
Сергей Бойко со своими учениками

На Третьей международной выставке «Мир без границ. Современные технологии обучения языкам» (Москва, Россия) золотую медаль за оригинальную методику преподавания английского языка в начальной школе получил харьковчанин Сергей Бойко.

На суд международного жюри была представлена видеокассета «ENGLISH FUN FOR LITTLE ONES» (Веселый английский для малышей), которая является зримым воплощением идей Сергея Владимировича, школьного учителя с тридцатилетним стажем. Золото медали подчеркнуло уникальность его достижения — первого видеокурса английского языка, произведенного в Украине. Это первая не только в Украине, но и в СНГ видеопродукция эфирного качества, созданная коллективом средней школы.

Наконец, «Авторская школа Бойко» — первая в Украине школа, ученики которой подтверждают свое владение языком в соответствии с международными стандартами, сдавая экзамены независимым экспертам на получение Кембриджского сертификата.

Легко и радостно

Всем известно, что школьные уроки английского зачастую превращаются в нудную обязаловку с весьма скромными результатами. Многим детям даже трудно представить, что английским можно заниматься с удовольствием, весело и интересно. При этом всего через месяц-полтора занятий шестилетние первоклашки могут около десяти минут слушать английскую речь и понимать ее! Тем не менее так бывает — я не единожды присутствовала на уроках Сергея Владимировича и могу засвидетельствовать: его ученики сами просят учителя еще и еще раз повторить любимые упражнения (на английском языке). А самое больше наказание для не в меру расшалившегося малыша — предупреждение учителя «Я тебя не вызову отвечать!» или «Я с тобой не буду играть!» (понятно, что игры проходят тоже на английском).

Какими же должны быть уроки английского для малышей? С чего начать? Как организовать домашние занятия? Что нужно делать, чтобы интерес маленьких учеников к языку не угас? Ответы на все эти вопросы и содержатся в методике Сергея Бойко.

…Как-то мне пришлось услышать забавный ответ первоклассника на вопрос учительницы: «Ребята, кто из вас знает, для чего человеку нужен скелет?». Мальчик поднял руку и уверенно сказал: «Если бы у человека не было скелета, то мясо все время падало бы на пол». Видеокассета, о которой идет речь, играет на уроках такую же структурообразующую роль. «Мясо», то есть английский язык, не «падает на пол», новые знания нарастают живыми «языковыми мускулами» и первоклассники начинают понимать английский и говорить на нем совершенно естественно, так же, как ребенок начинает ходить.

В первый выпуск видеокассеты «ENGLISH FUN FOR LITTLE ONES» включены телеверсии семи программных песенок и стихотворений из старинной английской книги MOTHER GOOSE, с которой выросло не одно поколение англичан, американцев и австралийцев. Герои этой книги — медвежонок Тедди, фермер Макдональд или Джек, который построил дом, — не менее известны во всех англоговорящих странах, чем у нас Колобок или Змей Горыныч. Помимо веселых песенок, прекрасных аранжировок, забавной мультипликации и караоке здесь содержится еще масса полезных вещей: телесуфлер, телесловарик и титры-подсказки.

Как именно использовать кассету на уроках, подробно рассказано в прилагаемой к ней методичке. Обычно этот жанр литературы скучен до невозможности, но от «Книги о том, как легко и радостно изучать английский язык с помощью видеокассеты «ENGLISH FUN FOR LITTLE ONES» невозможно оторваться. В ней нет и следа скучных назиданий и дидактических наставлений, поскольку написана в жанре… «Книги о вкусной и здоровой пище». Согласитесь, кулинарные советы мы читаем внимательно, изучая все подробности рецептов, и беспокоимся, если, не дай Бог, нечаянно нарушим заповеди автора. Почему? Да потому, что на самом деле кровно заинтересованы в результате!

Конечно, авторы — Сергей Бойко и Людмила Мирошникова — далеки от прямых аналогий с поварским искусством, но все-таки между двумя «Книгами о…» так много общего! Например, термины, которые они употребляют для описания блюд, то есть упражнений. Ингредиенты — характерные грамматические, фонетические, лексические особенности текста. Способ приготовления — комплекс методических приемов, используемых при подготовке к уроку и непосредственно на уроке и дома. Рацион — комплекс особо полезных блюд, то есть упражнений и заданий. Диета — разумное ограничение или дозирование методических возможностей материала в зависимости от возраста и навыков учащихся.

Авторы видеокассеты гарантируют: если вы внимательно отнесетесь к рецептам, правильно подберете ингредиенты, будете следовать предложенному способу приготовления и соблюдать подходящую диету, то все блюда, простите, уроки, прекрасно усвоятся.

Ноу-хау знал еще профессор Хиггинс!

— Сергей Владимирович! Успехи ваших учеников, в частности, шестилеток, производят сильное впечатление. Что за ноу-хау вы используете в работе?

— Первая составляющая принадлежит еще профессору Хиггинсу из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» — это записывающая и воспроизводящая аудиотехника. Второе — смена деятельности. Дети во время урока должны двигаться, концентрировать внимание, смотреть, слушать, рисовать, петь, танцевать.

— Если вспомнить фильм «Моя прекрасная леди», поставленный по мотивам упомянутой вами пьесы, то ученица Хиггинса Элиза не только использует фонограф, но и поет, и танцует… Если технология в общем всем известна, почему никто до сих пор такую кассету не сделал?

— Потому что никто и не пытался ее сделать! Никаких особенных открытий в ней нет. Уроки видеокассеты основаны на всем известных «трех китах» методики преподавания: сначала материал надо преподать, потом объяснить, а потом закрепить…

— …плюс «четвертый кит» — ваш громадный опыт работы с зарубежными языковыми видеокурсами.

— Однако наша видеокассета не копирует их! Она принципиально отличается от зарубежных тем, что сделана именно как обучающая, а фонограмму озвучивали на английском языке дети, для которых английский язык не является родным.

— Как возникла идея представить видеокассету на выставке, среди организаторов которой было даже Министерство иностранных дел России?

— Изначально мы делали видеокассету для себя — для наших преподавателей, учеников, родителей учеников. Идея «людей посмотреть и себя показать» возникла у Людмилы Мирошниковой. И мы рискнули, хотя среди участников выставки были такие представительные организации, как Агентство международного образования «Рим», издательство Кембриджского университета, факультет иностранных языков МГУ и Экзаменационная комиссия Великобритании City&Guilds.

На конкурс мы представили видеокассету с методичкой и взятую на всякий случай видеозапись нескольких моих уроков, снятых обычной любительской камерой. Нужно сказать, что возле нашего стенда, где постоянно демонстрировалась кассета, с утра до вечера толпились посетители. Дети и взрослые, преподаватели и родители с энтузиазмом пели под караоке все песенки — и о медвежонке Тедди, и о фермере Макдональде, и о доме, который построил Джек. От стенда меня и позвали в конференц-зал, где совершенно неожиданно поздравили с победой. Кроме золотой медали за оригинальную методику, мы получили диплом министерства образования Российской Федерации за саму видеокассету. После этого меня пригласили во Всероссийскую академию повышения квалификации учителей, где я провел семинар для руководителей методкабинетов английского языка из разных городов России.

— Что же вы им рассказывали?

— Я не рассказывал, я показывал, как можно преподавание превратить в удовольствие. Хочу заметить, что эта кассета — первая из задуманного нами большого видеокурса для шестилеток, в котором будет и дальше использоваться музыка, мультипликация и компьютерная графика.

— А почему школа называется авторской?

— Во-первых, это значит, что я своим именем отвечаю за результат обучения. Во-вторых, учителя, в основном это мои бывшие ученики, используют мою методику преподавания английского. Конечно, что-то они делают иначе, но основополагающий принцип — работа с видеокассетой в классе и работа с аудиокассетой при выполнении домашнего задания — сохраняется неизменным на разных уровнях обучения. Несколько лет назад благодаря стипендии Британского совета я слушал в Брайтоне лекции профессора Брайана Хилла, посвященные видео в обучении, и понял, какое это мощное средство. Время урока продлевается таким образом в несколько раз!

Видео на уроке — это не развлечение, как думают многие. Это дозированное, сильное лекарство, и нужно знать, как, когда и сколько его давать. С видео надо уметь работать. Благодаря ему мощно работает «непроизвольная» память. Дети воспринимают язык на слух, текст пишут со слуха, играют вместе с аутентичными актерами, — идет колоссальная тренировка, что отчасти заменяет языковое окружение и дает возможность моментально поставить произношение. Мы ведь не Голландия, где в школе без проблем учат и немецкий, и французский, и английский, потому что дети могут смотреть дома телепередачи на любом из этих языков. И я рад, что видео использует на уроках все больше и больше преподавателей в разных городах Украины — в Харькове, Донецке, Киеве, Одессе, Днепропетровске.

— У вас большая нагрузка в школе?

— 32 часа в неделю. Шестилетки, третьи, шестые и девятый классы.

— С каким возрастом сложнее работать?

— С физической точки зрения тяжелее всего с шестилетками. Они же еще совсем дети, с ними нужно играть! С малышами нельзя быть просто учителем, нужно быть учителем экстракласса, то есть и воспитателем, и массовиком-затейником, и актером… Я, например, прошел курс «Актерское искусство в аудитории», который несколько лет назад читал в Харьковском педагогическом университете профессор Джон Хофлэнд из Дарт-колледжа (США). К сожалению, квалифицированных учителей иностранного языка мало, и становится все меньше. Из-за нищенской зарплаты умные, талантливые, владеющие языками ребята уходят из сферы образования в переводчики, менеджеры, референты, предприниматели… В образовании катастрофически не хватает мужчин! Я как-то присутствовал на педсовете в одной из гимназий Голландии — мужчин было явное большинство. О каких реформах мы говорим, если талантливая молодежь не идет в школу? Сначала нужно решить вопрос, кто эти реформы будет делать.

Образовательный менеджмент

Александр Макагон, наверное, единственный в Украине директор школы, который раньше вообще не работал в системе образования. Управленец по призванию и опыту работы в компьютерном бизнесе, он относится к редкой у нас категории менеджеров в образовании. Школа появилась в его жизни по простой причине — у него и у Бойко выросли дети-одногодки, которым пора было идти в первый класс. И папы сообща решили создать для них хорошую школу, которая нравилась бы им самим. В первом наборе были всего 22 человека, сейчас в школе уже больше 300 детей.

— Грамотный менеджмент в образовании необходим точно так же, как и в любом другом деле, — говорит Александр Эммануилович. — Школа — мой бизнес, мой способ зарабатывания денег. Именно это обстоятельство формирует главную задачу: обеспечить высокое качество обучения детей, подтвержденное независимыми экспертами. И в этом году на праздновании Первого сентября сразу тридцати двум ученикам нашей школы торжественно вручили Кембриджские сертификаты, удостоверяющие международный стандарт знания английского языка. Причем половина ребят сразу сдали экзамен второго уровня, то есть они подтвердили свою способность свободно общаться и работать в стране носителей языка. Это одновременно наш отчет перед родителями и признание нашей работы специалистами, для которых английский язык является родным. Мы будем стараться, чтобы к концу обучения все наши выпускники были сертифицированы третьим уровнем, который предполагает право на учебу в англоязычном вузе.

Сама идея сертификации и унификации знаний достаточно интересна. А началось все более ста лет назад в Великобритании, где не было ни единой системы, ни единой программы образования. Разные школы учили кто во что гаразд. В итоге в обществе возникла потребность выработать единый стандарт знаний для выпускников всех школ по всем предметам. Тогда в Кембридже и открылся специальный центр, Cambridge Examination Syndicate, объединивший разных специалистов для разработки тестов и методики их применения. С тех пор ученики разных школ Великобритании сдают единые экзамены по всем предметам.

Впоследствии здесь разработали и единый стандарт знания английского языка для европейских стран. Это — тесты на чтение, письмо, аудирование и устную речь, которые имеют право принимать только специалисты вышеупомянутого синдиката. Два раза в год разъезжаются они по разным странам, и в один и тот же день, точно в 9 часов утра по местному времени принимают экзамены у всех желающих. Безусловно, эта услуга платная. Оплата производится учащимися за три месяца до сдачи экзамена, а координируют эту работу региональные отделения Британского совета. В данном случае просто зубрить темы вроде «Лондон — столица Англии» или заучивать времена не имеет смысла. Во время устного экзамена преподаватели выясняют степень владения языком соискателя сертификата в беседе, а письменные работы для проверки забирают в Кембридж. Естественно, ни о списывании, ни о подсказке, ни о взятке и речи быть не может. И нужно заметить, что во всем мире наблюдается сейчас настоящий бум по сдаче этих экзаменов, ведь на основании выданных сертификатов можно получить работу в англоязычных странах, поступить учиться в любое учебное заведение.

— В Украине эта система только начинает развиваться, но за ней будущее, — уверен А.Макагон. — И на мой взгляд, в первую очередь получить такие сертификаты должны школьные преподаватели английского языка. Мы хотим, чтобы «Авторская школа Бойко» стала базовой в Украине по подготовке к кембриджским экзаменам, а для этого нужно иметь сертифицированных преподавателей. Вместе с Британским советом будем ходатайствовать перед Министерством образования и науки, чтобы эти сертификаты получили признание в Украине в качестве официального документа, как в других европейских странах.

Да, директор «Авторской школы Бойко» не имел педагогического стажа, зато у него нет «педагогических шор» и он умеет видеть перспективу. В качестве менеджера он вкладывает деньги в распространение авторской методики Бойко, создание видеокассет, в школьную видеотеку на английском, в общедоступный школьный Интернет с электронными адресами у каждого учителя и ученика. Сегодня «Авторская школа Бойко» впервые вышла в харьковский телеэфир со своей образовательной программой, которая называется «Английский? С удовольствием!». Это, кстати, тоже уникальный случай для Украины.

Предвижу реакцию некоторых читателей, которые скажут: «Ну конечно, это же частная школа, у нее есть деньги!». В качестве возражения приведу простой пример. В государственной школе рядом с моим домом тоже есть видеомагнитофон, но он торжественно пылится в кабинете директора. Есть учитель английского языка, который заканчивал тот же университет, что и Сергей Владимирович, но он учит детей «временам» и «темам» по Плахотнику. Есть и дети, желающие знать английский, который является одним из трех международных языков общения, но они занимаются с репетиторами, с частными преподавателями, на очных и заочных курсах и т.д. и т.п.

Если к этой ситуации подойти с точки зрения менеджмента, где знание английского языка — это товар, пусть и специфический, то ситуация выглядит следующим образом. Уже разработаны современные технологии производства данного товара. Есть и орудия производства — разнообразные альтернативные учебники, аудио- и видеокурсы. На этот товар существует нынче ажиотажный спрос — глобализация на дворе. Между тем машина государственного образования продолжает по устаревшей технологии и устаревшими орудиями производить устаревший продукт, который невозможно использовать ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. Подсчитайте кто-нибудь, это же сколько денег налогоплательщиков уходит в трубу?!