UA / RU
Поддержать ZN.ua

Яков Гехт: "Демократическая школа — это недостающий пазл демократического общества"

Как реформируется образование в мире.

Автор: Оксана Онищенко

Яков Гехт - основатель сети демократических школ в Израиле, советник шести министров образования этой страны.

Яков также консультирует министерства образования разных стран по вопросам демократизации образования. Его книга "Демократическое образование" переведена на многие языки.

По инициативе Якова Гехта вот уже 26 лет в разных странах мира ежегодно проходит Международная конференция демократического образования IDEC. В этом году она состоится в Украине.

фото © Е.Власов

Накануне конференции известный международный эксперт провел встречу-дискуссию с украинскими учителями, родителями и представителями демократических школ. На ней побывало и ZN.UA. "Я хочу рассказать об идее, которая объединяет все демократические школы мира", - сказал Яков. Мы записали самое интересное из его выступления:

"Видите этих людей? Это мы. Я не знаю, кто создал нас. Но кто бы это ни был, он решил, что мы должны быть разными, и это самые потрясающая вещь в мире. Именно это заставляет нас развиваться и расти (см. рис. 1 на 11-й стр.).

150 лет назад началась индустриальная эра, и именно тогда начали строить заводы. Тогда же был создан завод, который назвали школой. Его создатели сказали: "Возможно, природа ошиблась? Вместо того чтобы все были разными, давайте всех сделаем одинаковыми? Давайте построим комнату в 50 квадратных метров и поместим туда 30–40 учеников, поставим перед ними учителя, и, возможно, добьемся успеха - сделаем их идеальными. Изо всех знаний на свете эта комната и есть самое важное знание. Ты любишь заниматься музыкой? Хорошо, но это не подходит под наш завод. Ты интересуешься наукой? Но это неправильная наука, ведь о ней не написано в школьном плане. Поэтому, пожалуйста, проходите все вон туда и делайте то, что вам говорят". В образовании это решается просто: что не заходит с силой, заходит с бОльшей силой. Такова ситуация в школах по всему миру, и она очень грустная (см. рис.2 ).

Мы попадем внутрь такой школы и видим, что это не коробка, а пирамида, в которой одни находятся наверху, а другие - внизу. Одни сильные, другие - наоборот (см. рис.3 ).

Ия хочу, чтобы вы поняли: это самая большая ложь в образовании. Люди, которые здесь, в коробке, считаются слабыми, могут быть невероятно сильными в другой сфере, и наоборот.

Чтобы понять, как эта пирамида работает, нужно понять, что это пирамида индустриальной эры. В странах, которые до сих пор находятся в периоде этой эры, люди каждый день идут на работу на завод и, понятное дело, школа должна их подготовить к этой работе.

Но сегодня мы говорим об экономике знаний, и люди, которые сейчас работают на заводах, как машины, в конечном счете потеряют свою работу: их заменят те же машины. Мы должны готовить людей не к прошлому, а к будущему. Говоря о будущем, мы говорим о креативности, предпринимательстве, о сотрудничестве. Нужно перейти от системы пирамиды, которая является иерархической, где босс говорит вам, что делать, к системе сети - сотрудничества, где знания могут идти с разных сторон и из разных мест. Откуда могут идти эти знания? Из МООС (massive open online course - массовый открытый онлайн курс - О.О.). В 2011 году МООС был впервые открыт для всех. Я думаю, МООС - это одна из причин изменений в образовании.

Проблема школьной коробки в том, что она фокусируется на знаниях учителя и ограничивается только ими. Так работают все традиционные школы (образование 1.0 - О.О.) Но сейчас, с появлением МООС, мы можем учиться с помощью смартфона или компьютера. Однако если я буду сам учить все со смартфона - это одиночество. По статистике, всего 4% людей, учащихся в одиночку, преуспевают в этом. Поэтому мы должны объединять изучение в смартфоне или компьютере и общение с учителем и между учениками. Именно так и делают в демократической школе (образование 2.0 - О.О.) (см. рис.4).

Мы решили создать новый вид классов и назвать их "класс 2.0" Идея заключается в том, что класс становится похожим на футбольную команду, где все взаимосвязаны друг с другом.

У нас есть два принципа. Первый: каждый ученик - это учитель, и каждый учитель - это ученик. Каждый учит каждого. Я приведу вам пример. Мы даем каждому ученику оранжевую и зеленую карточки. Ребята чему-то учатся тем или иным образом, смотрят видео, объясняют друг другу. После этого мы спрашиваем: кто понял? Зеленая карточка означает "понял и может объяснить". Те, кто не понял, показывают оранжевую карточку. Тогда мы снова даем возможность обучать друг друга, до тех пор, пока все карточки в классе не станут зелеными. После этого мы продолжаем обучение.

И второй принцип классов 2.0 - есть общая оценка, которую получает весь класс, и есть общая цель. В системе пирамиды в традиционной школе каждый добивается какой-то своей цели и получает свою оценку.

В каждом классе проходит игра, потом тренинг, игра - тренинг, игра - тренинг, и так далее. Игра является частью экзамена или теста и оценка ставится всему классу как общая. Потом во время тренинга мы даем возможность ученикам и учителям подумать, как эту оценку можно улучшить. Затем опять пишем тест, и это повторяется снова и снова. Таким образом у нас появляется своеобразный отзыв об успешности класса. Точно так же организовывают тренинг и некоторые наши традиционные школы.

Вы все помните, что такое МООС. Единственная его проблема - то, что если вы будете заниматься этим в одиночку, то по статистике всего 4% слушателей курсов добиваются успеха. Поэтому я пошел к министру образования Израиля и сказал: давайте применять МООС в школе. Он ответил: "И всего 4% учеников окончат школу?" Я ответил: "Мы это сделаем по-другому, мы соединим МООС с классом 2.0". И он сказал: "Давайте попробуем". Мы попробовали в 50 классах - интегрировали курсы МООС в класс и получили хороший результат. Сегодня мы это делаем в 500 школах в Израиле.

Идея в том, что ученики изучают то, что они хотят изучать. И вопрос не в том, как они учатся, а в том, как глубоко они что-то изучат. Если достаточно глубоко, то им не нужно будет выбирать, что изучать - математику или английский, потому что они столкнутся и с математикой, и с английским. Мы двигаемся от школ, которые концентрируются на обучении, к школам, которые концентрируются на изучении.

И я хочу рассказать вам о демократической школе в Нидерландах. В ней 850 учеников от 13 и до 18 лет. Младшей школы пока нет, но ее открытие планируется. Это государственная школа, то есть все, кто живут в этой местности, должны ходить в эту школу.

Когда дети 13 лет приходят в эту школу, у них два месяца длится мастер-класс, где их отучают от плохих идей о том, что для того, чтобы учиться, нужен учитель. По окончании этого мастер-класса ученики должны выбрать одного из взрослых в качестве ментора (они называют его мастер). То есть все учителя теперь мастера, учителей в этой школе не существует.

После этого у каждого мастера собирается группа приблизительно из 15 учеников возрастом от 13 до 18 лет. Такая группа называется "семья". Каждая семья получает комнату, и это будет их класс на шесть лет. Каждый ученик должен выбрать, что он хочет изучать. Но они не могут выбирать предметы, которым обучают в обычных школах - математику, английский или историю. Они могут выбрать, например, предмет "как делать бумажные стаканчики". На каждый предмет изучения выделяется шесть недель. Предмет изучается через несколько разных направлений: искусство, дизайн, механика, механизмы. Каждое утро мастер встречает учеников и поддерживает их, помогает создавать команды, чтобы они не работали в одиночку.

Как ученики изучают предмет, если у них нет учителей? Тремя способами. Первый - то, что они найдут в интернете. Второй - то, что они услышат друг от друга. И третий способ - то, что они услышат от сообщества, куда входит большинство родителей учеников.

Я забыл сказать вам нечто важное. Эта школа - первая по результатам экзаменов. При том, что пять лет они никого специально к экзаменам не готовят, они лучшие. А вот последний, шестой год, школа приглашает учителей и выделяет по три часа на каждый предмет. Но эти учителя не учат, они делают лишь две вещи: организовывают для учеников экзамены и дают им результат - отзыв о том, как они справились. То есть уроков не существует. Но если ученик хочет задать вопрос, он может это сделать, и ментор ему ответит.

Эта школа - один из самых лучших примеров того, как меняется роль учителя (см. рис.5).

И это происходит по всему миру. Например, школа № 42 в Париже. Я считаю, что она революционная. Эта школа входит в топ и стоит на одном уровне с Гарвардом и МІТ. Туда принимают с 16 лет, то есть школа для взрослых. Она открыта всегда, 24/7, и там не существует учителей и учебного плана. Вы знаете, откуда идет название "42"? Существует очень известная книга Дугласа Адамса "Автостопом по галактике". Согласно книге, вся Вселенная ищет ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Ответ просчитывает специально созданный компьютер. И вот после семи с половиной миллионов лет вычислений он дает ответ - "42".

Чтобы попасть в эту школу, нужно пойти на компьютере тест на креативность. Если вы его проходите, вас приглашают на две недели в школу и дают задания, которые нужно выполнить, общаясь с другими учениками. Если все выполнено успешно, вы зачислены в школу. И два-три года процесс изучения происходит так, что вы получаете какое-то задание , изучаете его любыми способами - через интернет или по-другому, и поднимаетесь по уровню задания, пока не доходите до самого основного, большого, когда вас берет к себе большая компания.

Это то, что происходит сейчас в мире, начиная с детсада и заканчивая университетами. Это продвижение от старой системы к новой, концентрирующейся не на обучении, а на изучении. Тренинги для учителей, где они учатся использовать в школе систему МООС, проходят по всему миру: в Китае, США, России и других странах.

Демократическая школа - это недостающий пазл демократического общества. Многие страны сегодня говорят, что у них демократия. И системы образования, которые существовали и были созданы для общества недемократичного, сегодня адаптируются и существуют в демократиях. С нашей точки зрения, причина того, что демократия сегодня застряла и стоит на месте, - это именно отсутствие демократической школы.

Невозможно до 18 лет говорить ребенку, что и как ему делать, а потом требовать от него, чтобы он сам для себя решил, чем хочет заниматься, когда окончит школу. Идея демократических школ заключается в том, что мы должны с самого детства давать ребенку возможность выбора и учить его тому, что ждет его вне школы. И каждая школа, желающая, чтобы ее ученики могли влиять на общество и быть частью демократического общества, должна стать демократической.

Для того чтобы изменить школу и сделать ее демократической, недостаточно изменить только учителей или учеников, нужно изменить общество."