UA / RU
Поддержать ZN.ua

Яак Антон: "Мы изменили подход — чтобы не родители и учителя заставляли учиться, а ученики сами видели: учиться — целесообразно и интересно"

На пути децентрализации образования в нашей стране нужно решить много проблем. Одна из ключевых - создание современных взаимосвязанных электронных баз данных, без которых невозможно эффективное управление. Неудивительно, что организаторы украинско-шведского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" пригласили для консультирования по этим вопросам именно эстонского эксперта. Ведь Эстония - признанный в мире лидер по внедрению информационных технологий во все сферы жизни государства.

Автор: Оксана Онищенко

На пути децентрализации образования в нашей стране нужно решить много проблем. Одна из ключевых - создание современных взаимосвязанных электронных баз данных, без которых невозможно эффективное управление. Неудивительно, что организаторы украинско-шведского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" пригласили для консультирования по этим вопросам именно эстонского эксперта. Ведь Эстония - признанный в мире лидер по внедрению информационных технологий во все сферы жизни государства.

"Мы можем общаться на русском языке, у нас есть одинаковое прошлое с советских времен. Может, поэтому мы можем понять людей здесь лучше, чем, скажем, французы или англичане. Мы с удовольствием передадим свой опыт, но невозможно использовать его на все 100%. Нужно выбирать, что и как сделать. Местные условия немножечко другие", - говорит в интервью ZN.UA советник министерства образования и науки Эстонии по вопросам информатизации Яак Антон.

- Г-н Антон, Эстония известна как страна, в которой очень эффективно реализовывается электронное государственное управление. Я обратила внимание, что на сайте Министерства образования есть кнопка - выход на государственный электронный портал Eesti.ee - "безопасную интернет-среду для общения с государством". Как сфера образования и науки представлена в электронном государстве?

- Эстония - маленькая страна. У нас нет нефти и золота. Главный ресурс нашего государства - люди. Важно, чтобы каждый из них имел хорошее образование и здоровье. Чтобы достичь этого и принимать правильные решения, требуется качественная информация, ее обработка и анализ. Когда
15 лет назад мы сравнили, как организована работа на предприятиях и в системе образования, то увидели большую разницу. На предприятиях для организации и повышения эффективности работы широко использовали компьютеры и электронные каналы. А в государственном секторе старт был медленнее. Было очевидна необходимость развивать инфотехнологическую часть управления государством, в том числе и образованием.

Если говорить об образовании, то перед тем как использовать ІТ в управлении, важно было обеспечить все школы компьютерами и интернетом. Эта задача была выполнена в 2001 году. Следующая цель - обучить учителей на курсах по использованию компьютерных средств. Эта цель была на 85% достигнута к концу 2002 года.

Начиная с 1 января 2005 года 24 часа 7 дней в неделю работает Эстонская образовательная государственная ІТ-система и база данных EHIS, где представлены данные всех детских садов, школ, профучилищ, высших учебных заведений, всех учащихся и педагогов, работающих в них, а также аттестатов, удостоверений, учебных программ. В Эстонии не может быть учебного заведения, которого нет в EHIS. Вся государственная статистика, финансирование, распечатки удостоверений об окончании школы и все остальное, что касается управления, осуществляется на основании данных этой системы. Информация существует только в электронном виде, бумаг не принимают. Данные в EHIS вводят через интернет непосредственно сами учебные заведения. Они же отвечают за качество данных.

База EHIS подключена к общегосударственной безопасной системе обмена информацией между разными базами данных X-Road. К безопасному слою X-Road подключено более чем 150 баз данных, начиная со списка жителей государства до баз данных разных банков.

И если вводится какая-либо информация, она сопоставляется через X-Road с информацией в других базах данных. Например, база данных по образованию соединяется примерно с двадцатью пятью другими. При введении данных в образовательную базу информация сверяется с данными жителей государства и иностранцев, имеющих право учиться. Если полиции нужно проверить информацию в разных базах данных и полицейский имеет на это право, то это можно быстро и легко сделать. Каждый житель Эстонии, используя свою ID-карту, может смотреть личные (но только личные!) данные в разных базах.

- В Эстонии создана веб-среда для коммуникации в сфере образования - система "электронная школа" (Е-школа). Ею охвачены 100% учебных заведений? Как это работает?

- Я не уверен, что точно 100% охвачены, поскольку это необязательно. Может, некоторые очень мелкие школы не пользуются. Такие информационные образовательные системы заменяют классный журнал и дневник ученика. Е-школа- одна из них, первая. Эта система занимает самый большой сегмент рынка. Тут содержится информация не только об оценках, посещаемости занятий и домашних заданиях, но и осуществляется связь родителей и ребенка с учителями. В системе созданы профили учителей. Это как маленькая социальная сеть. Если учитель, ребенок или родители имеют вопросы или замечания, они пишут об этом друг другу.

- Кто финансирует эту систему?

- Е-школа была создана на деньги частных предприятий и в сотрудничестве по принципу Public Private Partnership (РРР) - частно-общественное партнерство. Это очень важный принцип. Государство не может делать все за свой счет, иногда (когда системы и данные не стратегические для государства) целесообразно привлечь и частный сектор. Например, 10 лет назад у нас была очень успешная программа "Смотри в мир", по которой обучались 7% взрослых, не умеющих пользоваться компьютером. Для этого использовались компьютерные классы и школьные преподаватели. Кстати, многие родители тоже по вечерам приходили в школу, где учились их дети, чтобы научиться пользоваться компьютером и интернетом. Для организации обучения по этой программе требовалось значительные средства, в том числе и на покупку компьютеров. Инвестировали банки и телекомы. Они же по окончании курсов подарили технику школам. Это было выгодно. Почему? Потому что владеющие компьютером люди будут пользоваться интернет-банкингом. Когда клиенты осуществляют денежные переводы через интернет, банку не нужно открывать новые офисы и расширять штат. Наоборот, он закроет офисы. Участие в такой программе стало для банков инвестицией в будущее.

- Министр образования Эстонии Юрген Лиги пообещал: к 2020 году вся учебная работа в школе будет проходить в электронном виде. Это означает - ничего на бумаге? Даже учебников?

- Да, переход к использованию ІТ в учебном процессе - это амбициозная цель. В переходе на электронные учебники много "плюсов". Это дешевле, поскольку не нужно тратиться на печать. Но важнее, что очень легко каждый год вносить изменения в содержание учебников, чтобы они были современными. Мир развивается, наука развивается, постоянно появляются новые подходы, и их можно очень быстро внедрить в учебник. Третий плюс состоит в том, что ученики требуют не просто чтения текста в учебнике, они хотят уже что-то слушать, смотреть учебные видеофильмы или видеоролики, пользоваться интерактивными материалами.

С нынешнего года у нас начинает работать портал e-Koolikott, что в переводе означает "электронный портфель". Он позволит находить и использовать электронные учебные материалы в разных интернет-средах (koolielu.ee, moodle, репозитории литературы и пр.) Ученик, родители или даже учитель смогут ввести в поиске любую тему и получить по ней информацию. Например, по теме "Пирамида" на уровне 5 класса можно найти информацию в курсе математики, истории, географии. А можно посмотреть, как эта тема преподается в разных классах на уроках истории. На одном уровне вы увидите текст и видео для ученика, на другом - для учителя. Преподаватель может зайти в эту систему и подготовиться к урокам, а также комбинировать учебные материалы разного типа и комплектовать их, делая комплекты доступными для учащихся. Наша стратегическая цель - весь учебный материал должен быть доступен для всех. И государство будет платить за изготовление качественных материалов.

- Учителям будет платить?

- Необязательно. Учителя за свою работу в школе получают зарплату. Я имею в виду совместную работу ІТ-специалистов - web-мастеров, авторов учебников и опытных учителей. Уровень учителя уступает уровню разработчиков компьютерных игр в смысле современного использования возможностей ІТ и привлекательности для молодежи, хоть он и разбирается в своем предмете лучше. Поэтому учителя должны работать вместе с теми, кто знает принципы построения учебников и умеет представлять материал интересно и аттрактивно.

В развитие портала часть денег вкладывает государство, остальное - частные фирмы. Материалы, заказанные государством, бесплатны. А материалы, оплаченные частными фирмами, можно получить за небольшие деньги.

- Ваши школы обеспечены компьютерными классами?

- Раньше было очень важно иметь много компьютеров и компьютерные классы в школах. Сейчас ситуация немного изменилась. Важно, чтобы в классе учитель мог удобно пользоваться компьютером, интернетом и проектором для презентации материала. В 2008–2009 гг. все учителя получили для собственного пользования лэптопы. Практически у каждого ученика есть в кармане или сумке собственный компьютер, современный смартфон. Компьютеры становятся все более персональными. В школе, где факультативно изучают информатику, в классе должны быть компьютеры (минимально - один на два ученика), интернет, проектор, наушники и микрофон.

Если говорить об использовании компьютера в образовании, здесь есть две части. Первая - использовать их для обучения. Вторая - административный менеджмент. Нужно, чтобы обе части развивались и имели для этого соответствующую инфраструктуру.

- Есть ли в ваших школах учебный предмет "информатика"?

- В нашем расписании информатика не является обязательным предметом, это факультатив. Информатику изучают на разных уроках в процессе выполнения учебных заданий.

- О школьных программах. На сайте Минобразования Эстонии в разделе "Школьные программы" заявлено, что в них "акцент сместился с обучения на учебу". Что это значит?

- Это принципиально другой подход. Раньше учителя в классе требовали: давайте делать это вот таким образом. У некоторых учеников просто исчезло желание учиться, они сказали, что им скучно и пропало желание что-либо делать. Поэтому мы изменили подход - чтобы не родители и учителя заставляли учиться, а ученики сами видели: учиться - целесообразно и интересно. Учитель при этом будет скорее помощником. Более важными должны стать такие понятия, как ответственность, потребности и возможности.

- Как вы добились того, чтобы учителя стали работать по-другому?

- Изменения в обществе не идут быстро - мол, давайте с завтрашнего дня будем работать по-новому и мыслить по-другому. Изменения в подходах к обучению - длительный процесс. Он стартовал, и уже видно, что примерно половина школ видит необходимость изменений. Учителя сами понимают, что работать интересно, если молодежь думает иначе, задает им интересные вопросы или сама дает хорошие советы. Такая работа учителю более приятна, чем просто быть магнитофоном.

Мы еще не добились изменений, это сложный переходный процесс. Есть новые методики и методические подходы, специальные курсы, обмен опытом. Но главное здесь - мышление преподавателей.

- В программе деятельности министерства образования Эстонии "Умный и деятельный народ" шесть пунктов. В принципе, все они нам знакомы (поддержка родного языка, обучение на протяжении жизни, возможности для реализации талантов и склонностей и т.д.), кроме такого - организационная культура в сфере управления, обеспечивающая работникам, партнерам и общественности чувство надежности. Почему такую задачу сформулировали отдельно, как она реализовывается?

- Программа деятельности министерства образования "Умный и деятельный народ" описывает на 80 страницах прошлое и ставит задачи на будущее. Одна из задач - изменить отношение общества к учителям. Здесь важна не только материальная сторона, но и отношение общества. Чтобы оно поняло, как эти люди важны. Нужно также, чтобы те, кто преподает в школе, не думали, что все трудно и безнадежно, чтобы понимали, что мы можем достичь поставленных целей и знаем, куда идем.