UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ

Кто меня научит? В последнее время часто обсуждают проблему национального производителя. Мы уже з...

Автор: Елена Мащенко

Кто меня научит?

В последнее время часто обсуждают проблему национального производителя. Мы уже знаем - во-первых, его нужно всячески поддерживать, обеспечивать рабочим местом, заработком и желательно социальными гарантиями. Но прежде всего попросту обучить профессии.

Начиная с 1940 года 80% рабочих кадров Советского Союза пополнялось за счет государственной системы профессионально-технического образования. И пусть названия учебных заведений были разными - от школ фабрично-заводского обучения, ремесленных училищ до ПТУ и СПТУ - существенной роли это не играло. Существовал специальный Комитет по профтехобразованию, регламентирующий деятельность этой отрасли. В 1988 году, поддавшись общим тенденциям к преобразованию, комитет был расформирован, а система профтехобразования передана в ведение Министерства образования. Понадобилось долгих 10 лет для признания неправомерности такого шага. За это время возникли такие проблемы, как невозможность прокормить учеников, выплатить им стипендию, обеспечить рабочими местами, спецодеждой, сохранить создававшуюся десятилетиями материально-техническую базу. Много ответственных лиц принимали различные решения, касающиеся отрасли, но, как часто бывает, много - это значит никто. К слову, вакансия заместителя министра образования Украины по вопросам профтехобразования пустует уже более полугода.

Несмотря ни на что, сегодня более 520 тыс. подростков обучаются в учреждениях профтехобразования, из них 70% получают полное среднее образование.

Взгляд изнутри-1

О жизни одного из киевских училищ - СПТУ-9 рассказывает его директор Валентин ЧАГИН:

- Наше училище было образовано полвека тому назад для подготовки кадров для Дарницкого вагоноремонтного завода Киева. Существовал набор по специальностям: слесарь по ремонту подвижного состава, столяр грузовых вагонов и т.д. ДВРЗ, а позднее и ПО «Киевский радиозавод» оказывали нам огромную практическую помощь: детей трижды в день кормили, одевали, они жили в общежитиях, пользовались спортивной базой. Предприятия снабжали нас необходимым оборудованием, материалами, оплачивали коммунальные услуги. Лет десять назад мы провели анализ и получили интереснейшие результаты: оказалось, что 70-80% руководящего состава ДВРЗ, начиная от директора и заканчивая бригадирами и мастерами, окончили наше училище.

Сейчас многие говорят: зачем учить токаря три года, если можно сделать это за три месяца? В корне с этим не согласен. Сегодня у нас учатся 1370 человек, многие из которых по разными причинам не смогли окончить школу. К сожалению, широко распространено мнение, что в СПТУ учатся, недоразвитые дети. Это чушь. Может, в школе у них сложилось не так, как хотелось бы, но наши ученики умные, смекалистые и талантливые.

- Валентин Яковлевич, ваши базовые предприятия в силу объективных причин переживают сложные времена. Нужен ли сегодня Дарницкому вагоноремонтному заводу слесарь по ремонту подвижного состава, если от самого «состава» практически ничего не осталось?

- Действительно, раньше этот завод выполнял заказы со всего Советского Союза, ремонтировал более 14 тыс. вагонов в год. Сейчас этого нет. В те времена училище и завод были единым живым организмом, и если вдруг наш ученик не появлялся на производственной практике, это было ЧП. Я постоянно присутствовал на заводских планерках, а их специалисты в наших мастерских. А сейчас на заводе просто-напросто нет рабочих мест.

- Каким специальностям вы обучаете детей?

- Мы открыли новое, перспективное отделение - автосервис. Проводим набор по специальностям: автослесарь-водитель, автослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования, газосварщик-рихтовщик кузового автомобиля, газосварщик-кузнец. Вышеперечисленные профессии сегодня могут пригодиться в любой отрасли.

- Говорят, вы принимаете на учебу детей даже после восьмого класса?

- С 1990 г. мы начали набор таких экспериментальных групп, для которых была разработана специальная программа. Несмотря на довольно высокий процент отчислений из этих групп - от 20% до 30% - я глубоко убежден, что это ученики, которым просто не нравится учиться в массовой школе. Их должны индивидуально обучать мастера в цехах. Эти дети могут быть сложными, из неблагополучных семей, но никто не вправе давать им негативную психолого-педагогическую характеристику.

- Как вам удается поддерживать в рабочем состоянии 12 мастерских - это же огромные площади? Ведь известно, что статьи бюджета, предусмотренные на эти цели, давно не финансируются.

- Действительно, мы получаем деньги только на заработную плату для сотрудников, иногда - на стипендию и питание учащихся. А то, что мастерские работают, их ремонтируют, есть необходимые инструменты, - полностью заслуга родителей.

Что касается будущего системы профтехобразования, то считаю преступлением уничтожать накопленное, а потом опять что-то создавать.

Взгляд европейский

Во всем мире система подготовки рабочих кадров является государственной, поскольку именно государство управляет экономикой, регулирует ее развитие, определяет приоритетные отрасли. В Германии, например, существует так называемая дуальная система подготовки рабочих. Сначала в специальных учебных заведениях изучается теория, а практика постигается непосредственно на предприятии - заказчике рабочего. Также существует специальный федеральный институт, который совместно с работодателями разрабатывает необходимые обучающие программы и стандарты. И неважно, в Баварии или Силезии проходил подготовку рабочий - его квалификационный уровень должен соответствовать единому государственному стандарту.

Взгляд изнутри-2

В течение многих лет усилия специалистов были направлены на работу по правовому обеспечению этой отрасли. В конце прошлого года Верховная Рада приняла долгожданный закон Украины «О профессионально-техническом образовании». Особый интерес вызывает ст.12 закона «Нормативно-правовые акты в области профтехобразования». Из необходимых, согласно перечню, четырнадцати нормативно-правовых актов, на сегодняшний день действуют лишь четыре. До сих пор не разработаны такие важнейшие положения, как «Государственный перечень профессий по подготовке квалифицированных рабочих», «Государственные стандарты профессионально-технического образования», «Положение о финансово-хозяйственной деятельности профессионально-технических учебных заведений» и многие другие. То есть до сих пор не ясно: сколько Украине нужно рабочих и каких специальностей.

- В течение последних лет сеть заведений профессионально-технического образования резко сократилась. В одном лишь Киеве из 49 осталось 31 СПТУ, - рассказывает Людмила Обминская, начальник управления профтехобразования г.Киева. - Нам говорят: «Денег нет, нужно экономить, слишком много сейчас в Украине СПТУ. Кто сказал, что нам нужно столько рабочих? Но весь парадокс ситуации в том, что никто до сих пор не знает, сколько их нужно, - ни Министерство экономики, ни Министерство труда, ни отраслевые министерства. К сожалению, раньше систему профтехобразования рассматривали больше с социальной, чем с экономической стороны. Конечно, исходя из новых экономических условий, что-то нужно переделывать, перепрофилировать. Но неаргументированное сокращение сети СПТУ может привести к искоренению национального производителя вообще. Независимо от того, в частной или государственной собственности находится предприятие, кто-то же должен на нем работать. Не могут все быть менеджерами, дилерами и брокерами. И самое смешное, что общий развал и уничтожение всей отрасли профтехобразования называют бодрым словом - «оптимизация».

- Это шутка?

- Отнюдь. Под «оптимизацией сети профессионально-технических учебных заведений» подразумевается поиск оптимальных вариантов количества этих заведений, контингента учащихся, перечень нужных профессий и превалирующих отраслей. Но до сих пор мы работаем по союзному перечню специальностей, предполагающему более 1000 профессий. И здесь кроется множество неудобств, ведь некоторые из них уже морально устарели. Например, специальность «секретарь-машинистка». В перечне нет специальности «секретарь-референт», поэтому в дипломе мы вынуждены писать: «секретарь-машинистка», затем делать приписку «с умением…», уточняя, чему ее научили.

- Но ведь принят закон, существует Указ Президента «Об основных направлениях реформирования системы профессионально-технического образования», множество указаний к проведению мероприятий и принятию мер…

- Любая реформация требует финансовой поддержки. И все постановления не выполняются по одной, всем известной, причине - нет денег. Мы забыли, как финансируется ст.12 «капитальный ремонт», ст.18 «хозяйственные расходы», ст.14 «приобретение оборудования». Несмотря на все заверения, есть задолженности по зарплате за 1996 и 1997 гг.

Нельзя не отметить, что многие нормативно-правовые документы сложно было разрабатывать до принятия закона.

- Но ведь есть множество научно-педагогических организаций, которые могли бы проделать предварительную работу, например, Институт методов и содержания обучения.

- Конечно, им, как говорится, все карты в руки. В прошлом году, уже после начала учебного года, этот институт выдал общие рекомендации по типовому учебному плану общеобразовательных дисциплин: сколько учебных часов нужно на предметы, как ввести опять географию и иностранный язык. Но в учебных заведениях нашей системы общее образование должно находиться в непосредственном контакте с профессиональным! Этого никто не учел. Рекомендовано ввести новые предметы - а за чей счет? И вообще, как можно говорить об изменении учебных планов после начала учебного года?

После многочисленных пикетирований Кабинета министров работники профессионально-технического образования создали Всеукраинскую ассоциацию. Именно благодаря ее деятельности закон наконец-то был принят. Главное, что им предусмотрено создание специального Комитета по профессионально-техническому образованию и восстановлению трудовых ресурсов. Так что, как видно, новое - это хорошо забытое старое.