UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО — БОЛЕЗНЬ (НЕ)ИЗЛЕЧИМАЯ?

На всеукраинской конференции «Прозрачность и коррупция в системе высшего образования в Украине», состоявшейся во Львове, диагноз нашему образованию поставили однозначный — коррумпированность...

Автор: Людмила Носарева

На всеукраинской конференции «Прозрачность и коррупция в системе высшего образования в Украине», состоявшейся во Львове, диагноз нашему образованию поставили однозначный — коррумпированность. В процентном выражении ее уровень, по данным опроса, достигает 81 процента («почетное» второе место занимает медицина со своими 80 «продажными» процентами). Хотя и без социологических опросов практически каждый, имеющий детей-школьников или студентов, ощущает это на собственной шкуре, то есть на кошельке. Особенно когда речь идет не столько о переводных или семестровых оценках, сколько о выпускных экзаменах и качестве самого аттестата. Дальше — хуже, то есть еще серьезнее и сложнее: поступление в вуз. И здесь без репетиторов не обойтись. Все это обходится в довольно кругленькую сумму.

После поступления начинаются новые испытания. Немало преподавателей откровенно объявляют своим студентам «таксу» за зачет, экзамен, его пересдачу или просто за пропущенную лекцию или семинарское занятие. Молодые люди получают наглядный урок, переворачивающий все их представление не только о системе высшего образования, но и наших нравственных ценностях: тот, кто добросовестно учится, но ничего не платит, на экзаменах получает оценки более низкие, нежели тот, кто их покупает. В последнее время немало профессоров предлагают студентам покупать свои книги или же делать их ксерокопии. Конечно, практически нет таких, которые отказываются, ведь нужно будет сдавать экзамен или зачет. Вот и текут родительские денежки если не рекой, то бурным потоком. Что поделаешь? Образование в нашем государстве дорого стоит, даже если ты за него официально не платишь.

А что делается в вузах частных? Там вы должны быть готовы к ежегодному повышению цен за обучение, за пересдачу зачетов, не говоря уж об экзаменах, ведь преподаватель использует свое собственное время! Все это — общеизвестные вещи, но, несмотря на их распространение, в государстве еще не было открытого и широкого обсуждения этих проблем. Все знают, но молчат... Согласно результатам опроса, проводившегося по заказу Всемирного банка, 35% молодых граждан Украины считают существование коррупции нормой.

Центр «Социальный мониторинг» совместно с Украинским институтом социальных исследований провел в десяти областях Украины опрос молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. 53% респондентов убеждены: выпускные экзамены в средней школе необъективно оценивают уровень знаний выпускников. Система вступительных экзаменов еще менее прозрачна и объективна — так категорично высказались 63% опрошенных. Следовательно, по их мнению, необходимо реформирование. Например, введение единого тестирования, которое должны проводить независимые центры. При такой системе полученные результаты засчитываются как выпускные экзамены в средних школах и как вступительные экзамены в высшие учебные заведения. 54% опрошенных считают, что это сделает поступление в вузы более прозрачным.

Теперь перейдем непосредственно к учебе в вузах. В марте 2002-го Центр исследований региональной политики (г. Сумы) провел среди студентов местных вузов опрос по поводу состояния коррупции в их учебных заведениях и нарушения законных прав студентов. 14% сумских студентов платили деньги (давали взятки) во время поступления в вуз, 27,4% — платят во время сессии, 15% — за поселение в общежитие, 8,7% — вахтерам за возможность переночевать знакомым. «Взяточнический» рейтинг вузов области выстраивается следующим образом: Сумской государственный педагогический университет (20,5% студентов давали деньги при поступлении), Сумской государственный университет (16,4%), Глуховский государственный педагогический университет (16%), Лебединское педагогическое училище (12%), Сумской национальный аграрный университет (8%), Украинская академия банковского дела (4%). За сдачу экзаменов во время сессий больше всего платят в Сумском национальном аграрном университете, за поселение в общежитии — в Сумском государственном педагогическом университете.

Конечно, коррупция является двусторонним процессом, но кто-то или что-то в нашем государстве содействует жизнедеятельности и распространению этого явления. В частности, специалисты лаборатории социальных исследований и политического анализа Донецкого национального университета при поддержке программы «Партнерство за прозрачное общество» провели в июле 2002 года в пяти крупнейших вузах Донецка опросы среди абитуриентов и их родителей. Каждые двое опрошенных из пяти (38%) весьма критически оценивали честность процедуры поступления в вуз. Каждый второй из тех, кому приходилось сталкиваться с ненормированными ситуациями, разрешал проблему традиционным образом — давал взятки (33%) или использовал связи среди сотрудников вуза, находил «нужных» людей (17%). Наиболее распространенной формой неприятия коррупции является лишь пассивный протест, выжидательная позиция. Только 4% донетчан сочли возможным и необходимым обратиться в соответствующие органы.

В массовом сознании коррупция воспринимается как сложная и запутанная проблема. Почти две трети опрошенных на вопрос о том, есть ли возможность обуздать или свести к минимуму проявления коррупции во время поступления в вуз, ответили отрицательно. Правда, этот пессимизм зависел и от конкретного учебного заведения, куда поступали абитуриенты. Так, наибольшими пессимистами оказались поступающие в Донецкий медицинский университет. Среди методов борьбы с коррупцией в вузах наиболее часто назывались способы, предусматривающие обеспечение конкурентности, прозрачности и честности на вступительных экзаменах путем внедрения системы внешнего тестирования и открытости проверки результатов экзаменов. Четверть респондентов одним из методов борьбы с коррупцией назвала повышение оплаты труда преподавателей.

Не обошли исследования и столицу. Их проводил благотворительный фонд «Интеллектуальная перспектива» в десяти ведущих государственных вузах Киева. Уровень коррумпированности в столичных высших учебных заведениях распределился следующим образом: Институт международных отношений при Киевском университете им. Т.Шевченко — 65%, Киевский национальный университет культуры и искусств — 42,4%, Киевский национальный экономический университет — 38,6%, Национальный медицинский университет — 31,1%, Киевский государственный торгово-экономический университет — 28,8%, Киевский национальный университет им. Т.Шевченко — 26,7%, Киевский государственный лингвистический университет — 25,9%, Национальный аграрный университет — 14,9%, НТУУ «КПИ» — 10%, Национальный педагогический университет — 5%.

Студенты Института международных отношений при Киевском университете им. Т.Шевченко признают: взятка за поступление превышает здесь пять тысяч долларов США. «Самый дешевый» в этом ряду — Национальный технический университет «КПИ», где размер вступительной «таможенной пошлины» составляет одну-две тысячи «зеленых».

Каждая из пяти секций конференции выработала свое видение и свои пути преодоления коррупции в учебных заведениях. Так, ректор Украинского католического университета о. Борис Гудзяк говорил о нравственно-этических аспектах преодоления коррупции. Работу в этом направлении нужно начинать с каждой личности. Необходимо создавать центры практической этики и применять их наработки в учебных заведениях.

Кстати, во многих западных университетах не только существуют подобные центры, но и принимаются специальные кодексы чести (перечитывая их, не нашла даже намека на то, что при поступлении можно дать или получить взятку, принести какой-то подарок и т.д.). Скажем, в кодексе этики университета Конкордия (США) говорится об академических свободах, стремлении к знаниям и поиске истины, о коллегиальности, подотчетности, справедливости, честности и прочих вещах. О взятке там во время поступления в вуз вообще ничего не знают. А вот в Сиднейском университете разработана целая стратегия преодоления коррупции (незаконных действий). Но какие это незаконные действия? Расхищение строительных или офисных материалов с места работы, получение персональных преимуществ за предоставление консультаций, злоупотребление (растраты государственных средств или грантов), обслуживание собственного авто в автопарке своего предприятия, прием на работу кандидата не по заслугам и профессиональным качествам и т.д. Известно, что во время выполнения своих обязанностей служащий (например, в США) не имеет права выпить с клиентом даже чашечку кофе или принять от него коробку конфет — на следующий день он в этой фирме уже не будет работать. Так что этические нормы и этические кодексы, которые бы реально воплощались в жизнь, нам крайне необходимы.

Конечно, нужны и другие средства для эффективного лечения. В частности, речь шла о выравнивании в правах государственных и негосударственных высших учебных заведений; о расширении автономности вузов и вывода их из-под опеки Министерства образования и науки во многих незначительных вопросах, которые учебные заведения могут решать самостоятельно; о предоставлении более широких прав органам студенческого самоуправления; возможности оспаривать действия администрации вузов в суде с целью защиты собственных прав.

Предлагалось создать независимый рейтинг вузов, который бы среди прочих показателей фиксировал и уровень коррумпированности, наработать кодексы чести, организовать вузовские наблюдательные советы и т.д.

Вообще мнений было высказано много. И почти все они имеют право на жизнь. При условии, что мы сразу станем сознательными, честными и ответственными. Но так не бывает. Нужны мероприятия радикальные, болезненная «операция», чтобы удалить злокачественную «опухоль». И такой операцией на данном этапе, как отметили участники конференции, могут стать ограничения, не позволяющие злоупотреблять. Это те же независимые центры тестирования, такая организация учебного процесса, при которой оценивание знаний является прозрачным. Скажем, заранее фиксируются требования по поводу сдачи курса. Например, кроме экзаменационных есть еще и текущие зачетные оценки по определенным темам, и они набираются, суммируются, и от этого зависит итоговая оценка за курс. При желании можно найти немало других технических приемов, которые, без сомнения, хотя бы частично помогут преодолеть проявления коррупции в наших вузах. Было бы желание не только говорить об этом.