UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вызов, который нельзя не принять

О дистанционном образовании в университетах в условиях карантина.

Автор: Евгений Сакало

В связи с введением 12 марта карантина университеты Украины перешли на дистанционное обучение. Как это часто бывает, новый вызов для кого-то стал неподъемной ношей, а для кого-то - возможностью для развития.

Были ли готовы украинские вузы перейти с очного и заочного к дистанционному образованию с сегодня на завтра, какие проблемы у государственных университетов и как чувствуют себя частные вузы, что больше всего беспокоит преподавателей и где во всем этом роль Министерства образования?

Дистанционное обучение - форма образования или использование технологий?

Когда говорят о дистанционном обучении, нужно различать два похожих термина - "дистанционная форма образования" и "использование дистанционных технологий" в разных формах образования (очной, заочной).

Дистанционное образование - это возможность учиться и получать необходимые знания удаленно от учебного заведения в любое удобное время. Дистанционно в Украине могут учиться граждане, имеющие среднее, профессиональное, высшее образование, а также те, кто имеет возможность дистанционно выполнять необходимые задания с помощью образовательных технологий. Процесс обучения построен на использовании разных коммуникационных средств. По окончании такого обучения студенты получают соответствующие сертификаты и дипломы.

Дистанционное образование очень важно для тех, кто проживает в труднодоступных до заведения обучения населенных пунктах, людей с инвалидностью, одаренных детей, юношей и девушек, способных самостоятельно овладевать материалом, для учеников, которые по семейным обстоятельствам не могут посещать занятий, и граждан Украины, проживающих за рубежом. В такой форме образования очень важен элемент самодисциплины и самоорганизации ученика или студента.

Когда мы говорим об "дистанционных технологиях в образовании", мы имеем в виду конкретные платформы и инструменты (например, Moodle, Google Classroom, Zoom, Skype, Google Suite/Docs и др.), которые позволяют студенту и преподавателю общаться, выполнять и проверять задания, контролировать посещаемость, организовывать семестровый контроль, аттестацию и т. п. Такие технологии, в зависимости от страны, университета и изучаемой дисциплины, могут быть интегрированы на любом этапе учебного курса. Здесь важны инициатива преподавателя по внедрению таких технологий, готовность студентов их использовать и техническая возможность обеих сторон эти технологии применять.

До введения карантина многие украинские университеты могли обучать дистанционно (как форма образования), и фактически во всех университетах в той или иной степени в обучении использовались дистанционные технологии. Бурная информатизация и диджитализация общества актуализируют использование таких технологий как видеоконференции или системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS) и т. п.

Но в марте 2020-го перед педагогами неожиданно встал больной вопрос: возможно ли полностью получать и предоставлять образование с использованием дистанционных технологий обучения?

Как университеты справились с задачей перейти на дистанционное образование

В начале мая состоялась панельная дискуссия онлайн "Дистанционное образование и университеты", где приглашенные спикеры обсуждали наиболее актуальные вопросы, связанные с введением дистанционного образования в вузах Украины в условиях карантина. Важной целью этого онлайн-мероприятия было узнать, каким видят дистанционное образование профильное министерство, государственные и частные университеты, а также представители бизнеса (работодателей). И дальше в этом материале мы будем ссылаться на мнения, высказанные участниками этой дискуссии.

Итак, о готовности университетов. Как отметил заместитель министра образования и науки Егор Стадный, использование дистанционных технологий в период карантина выявило готовность к этому двух десятков (может, и больше) университетов, более того, для них такая ситуация была будничной.

Эти университеты уже активно использовали дистанционные технологии в обучении, причем не просто упомянутые выше LMS или продукты из свободного доступа, доработанные под себя, - они имели соответствующие службы (структурные подразделения вузов) для администрирования и консультирования участников процесса дистанционного обучения. В Украине есть много заведений, которые гордятся своими инновациями в дистанционном обучении (кстати, в Украине работают онлайн-курсы, предложенные университетами). Кроме того, есть учреждения, которые предлагали и предлагают именно дистанционную форму образования, независимо от карантина.

Вместе с тем, есть когорта заведений, отличающихся скоростью реакции. Это университеты, где до ситуации с карантином не было развитой среды или поведенческих навыков среди преподавателей и студентов к дистанционному обучению, но они смогли довольно оперативно развернуться с марта и теперь активно используют дистанционные технологии в обучении.

И, как отмечает Егор Стадный, некуда правды деть, в некоторых университетах продолжается спячка, или "режим мессенджера" (переписка по электронной почте или мессенджеру). Фактически это не дистанционное обучение, а переход на самостоятельную работу студентов, отправление заданий порциями, без веб-встреч и коммуникации.

Мы все - участники эксперимента по введению дистанционного образования

Ясное дело, университеты (особенно государственные) - это многопрофильные заведения с большим количеством структурных подразделений и направлений подготовки студентов. Трансформация таких заведений не происходит легко и быстро даже в обычных условиях, не говоря уже о срочности, привнесенной карантином, и соответственно необходимости переносить образование в онлайн.

Проректор по научно-педагогической работе КНУ имени Тараса Шевченко Владимир Бугров отметил, что в немалой степени организационно и технически университет был готов к переходу на дистанционное образование. Технологии для дистанционного обучения используются в университете уже более 20 лет, хотя сейчас университет еще и не пришел к общеуниверситетской платформе для обучения онлайн.

Основной проблемой является то, что в большом государственном университете в одинаковых или сопутствующих по характеристике подразделениях могут быть абсолютно разные особенности обучения.

Например, у схожих для масс философского и юридического факультетов разные подходы к методам обучения, исследованию источников и т. п. Другой меридиан - чистая классическая математика, потому что методики, характеристики, планы обучения здесь имеют свои особенности.

Поэтому самый большой вопрос, который встает перед университетским сообществом, - психологическая готовность или неготовность студентов и преподавателей к работе и обучению дистанционно. Потому что технологические аспекты - не такая уж большая проблема, и их можно со временем преодолеть, приложив дополнительные усилия. А поведенческо-методологическая, дидактическая сторона этого вопроса требует особого внимания как руководства университетов, так и профильного министерства.

На проблеме психологической готовности делает ударение и Егор Стадный, отмечая, что академическая среда не очень комфортна для работы, и в обычное время - это постоянный стресс и для студентов, и для преподавателей. А сейчас, во время образования онлайн, усилилась проблема выгорания, потому что у каждого своя реакция на это - от банальной усталости глаз до сложности с освоением новых инструментов. Сейчас МОН отслеживает лучшие зарубежные практики по этому вопросу, например, там довольно распространены психологические консультации онлайн.

В свою очередь, декан факультета прикладных наук частного Украинского католического университета Ярослав Притула говорит, что факультету было несложно перейти на дистанционную форму образования, но не потому, что эта готовность диктовалась предвидением текущей ситуации. Администрация, преподаватели, студенты были готовы к этому, потому что многие другие вопросы и вызовы, связанные с образовательным процессом на факультете, пробовали решать с помощью дистанционных технологий обучения.

Например, для уменьшения количества бумажной документации с сентября прошлого года в университете отказались от бумажных зачетных книжек, активизировали подготовку второй версии системы учета преподавателей и студентов, экспериментировали с дистанционными (онлайн) курсами несколько лет, потому что желающих учиться больше, чем может вместить аудиторный фонд УКУ. И потому цель руководства факультета сейчас - обеспечить каждый курс зеркальным отображением в онлайн-формате.

Ярослав Притула подчеркивает, что все они имеют чрезвычайно интересное поле для экспериментов. Все участники этого эксперимента (администрация университета, преподаватели и студенты) не могут от него уклониться, они в одной лодке и должны предоставлять дистанционное обучение, причем на уровне высшего образования.

Но очень важный вопрос и вызов - дает ли набор курсов образование? Потому что, кроме курсов, есть еще общение, улыбки, общий кофе - все то, что формирует нас как личность.

Тема влияния дистанционного обучения на обычный образовательный процесс тоже весьма волнует преподавательское сообщество, и вопрос одного из преподавателей - участников дискуссии: "Как дистанционно учить тому, что предполагает какие-то эмоциональные состояния, единство?" выдает эту обеспокоенность.

Им вторит и заместитель министра Егор Стадный. Он говорит, что для министерства сейчас один из "вопросов X" - как принимать экзамен по хоровому пению.

Дистанционное образование и цифровое общество

Один из ключевых показателей качества образования - трудоустройство молодого специалиста, и тут важен взгляд крупных работодателей на то, как дистанционное образование влияет на качество подготовки специалистов.

Есть предположения, что бизнесу все равно, как, где и когда учился кандидат, главное - его готовность выполнять конкретные задания на производстве.

Младший вице-президент по инжинирингу Globallogic Виктор Матусов подтверждает, что для работодателя главное - результат, то есть качество образования, а получено оно дистанционно или очно, не столь и важно, потому что это только процесс, который позволяет получить этот результат.

Но, с другой стороны, для индустрии важно, чтобы процесс был конкурентоспособным. Причем здесь речь идет о конкуренции не между учебными заведениями (что, бесспорно, тоже важно), а между образованием и другими сферами жизни. Многое переводится "в цифру" (в мире IT это называют цифровой трансформацией, или диджитализацией), становится дистанционным. И в мире информационных технологий говорят, что если вы не "диджитал", вас нет. В современном мире классическое образование без дистанционной составляющей в жизни молодого поколения может даже казаться посторонним телом.

Многие годы компании - разработчики программного обеспечения в Украине помогают внедрять цифровую трансформацию компаниям-лидерам в разных сферах по всему миру. И дистанционное образование, процесс движения к нему - это, в некоторой степени, тоже цифровая трансформация. Крупные работодатели могут приобщиться к этому своим опытом - обновлением рабочих программ, материально-техническим обеспечением, общими исследовательскими проектами, помощью в повышении квалификации преподавателей и т. п.

Дистанция дистанционного образования - как долго нужно учиться онлайн?

Большинство экспертов по образованию соглашаются, что следующий учебный год будет проходить в гибридном режиме, с применением дистанционных технологий. То есть дистанция дистанционного образования будет довольно длинной.

Но переход на дистанционное образование уже сейчас порождает у преподавателей множество вопросов, адресованных как руководству университетов, так и министерству. Этот вопрос учебной нагрузки, проведения семестрового контроля и аттестации, идентификации онлайн студента, повышения квалификации педагогических работников и многое другое.

Министерство, говорит Егор Стадный, старается, не нарушая университетской автономии, искать материалы и советы, как лучше действовать в той или иной ситуации, как помочь вузам.

В частности, в расчете учебной нагрузки на первый план выходит "методическая нагрузка преподавателя", потому что каждый опыт дистанционной пары (занятия) - огромная подготовка к этой встрече в формате онлайн-конференции, и университетам нужно обратить внимание, чтобы эта нагрузка учитывалась в оплате работы.

Подводя промежуточные итоги ситуации с бурным переходом украинских университетов на дистанционное обучение, заметим, что это огромный и сложный вызов, который приносит педагогической среде необычайные трудности и проблемы. Вместе с тем это и замечательный шанс сделать украинское образование более конкурентоспособным, гибким, привлекательным и качественным. От того, как мы воспользуемся этим шансом, зависит будущее высшего образования в Украине.