UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА:

Украина, как и мир в целом, стремительно движутся навстречу XXI веку. Через преодоление противоречи...

Автор: Лидия Подолян

Украина, как и мир в целом, стремительно движутся навстречу XXI веку. Через преодоление противоречий, постепенно, но все же идет процесс модернизации общества, формирование новых жизненных реалий, обновление общественного организма в соответствии с практическими потребностями и нашими представлениями о будущем. Этот процесс охватывает все сферы общественной и личной жизни. Не является исключением и сфера высшего образования. Более того, логика исторического развития такова, что именно изменения в образовании упреждают многие общественные преобразования. Каким будет высшее образование в XXI веке, какие тенденции его развития наметились уже сегодня, что ожидает молодежь в обозримом будущем? Об этом интервью корреспондента «ЗН» с директором Института высшего образования АПН Украины, доктором философских наук, профессором Виктором АНДРУЩЕНКО.

- Виктор Петрович, на ваш взгляд, каково ныне состояние высшего образования в Украине и какие противоречия в нем наиболее ощутимы?

- Высшее образование Украины качественно всегда было весьма высоким. В принципе, таким оно остается и сегодня. Выпускники вузов Украины, особенно физико-математического, медицинского, авиационного, морского, инженерно-технического и химико-технологического профилей, работают и пользуются авторитетом практически во всех странах мира. Обучаться в вузах Украины считается престижным для молодежи всех стран СНГ, включая и Россию. Вместе с тем, высшее образование Украины имеет целый ряд противоречий, без разрешения которых о его дальнейшем развитии не может быть и речи. Наиболее ощутимые из них - это кризис финансирования высшего образования, отток талантливых молодых ученых и педагогов, низкие научно-исследовательские и информационные возможности вузов, а также закрытость образования, доставшаяся нам в наследство от старой системы. Многие вузы Украины продолжают готовить специалистов, имеющих весьма приблизительное представление о рыночных отношениях и демократии. Существенные противоречия есть и в системе высшего гуманитарного образования.

- В чем же тогда смысл начатой в Украине в 1995 году реформы высшего образования? И есть ли реальные результаты?

- Как известно, Украине, как и каждой из бывших союзных республик, досталась только часть в прошлом достаточно сбалансированной системы образования со всеми ее плюсами и минусами. Общество же и государство, ставшие на путь независимого развития, нуждаются в ее целостности и самодостаточности. Поэтому, сохраняя все лучшее, мы должны были избавиться от недостатков образования, обусловленных тоталитарным прошлым (чрезмерная идеологизация, денационализация, закрытость системы и т.п.) и одновременно привести ее в соответствие с современными жизненными реалиями, европейскими и мировыми стандартами. В этом и заключается смысл реформы, инициированной высшим руководством государства в 1995 году. В результате за прошедшие годы практически завершено формирование нормативно-правовой базы образования; осуществлен переход на подготовку специалистов за новыми направлениями и на основе ступенчатой системы (младший специалист, бакалавр, магистр); внедрены эффективные механизмы контроля и оценки качества учебно-воспитательного процесса путем лицензирования, аттестации и аккредитации; в соответствии с общественными потребностями и государственными возможностями созданы вузовские учебно-научные комплексы; начата трансформация гуманитарного образования.

- Возможности, однако, не соответствуют потребностям. Имею в виду проблему финансирования образования.

- Кризис финансирования, конечно, ощутимо сказывается на всем - на качестве учебно-воспитательного процесса, кадровом потенциале и общественном авторитете высшего образования. Ниже возможно допустимого уровня экономии бюджетных средств опустились ныне заработная плата преподавателя и стипендия студента, издержки на издание учебной литературы, информационное обеспечение, международные связи и науку.

- И какой вам видится выход из ситуации?

- С одной стороны, добиваться увеличения госбюджетного финансирования, с другой - научиться зарабатывать деньги. В развитых странах мира бюджетные расходы на образование составляют: в Великобритании - 5,3%, в Германии - 5,4%, во Франции - 6,0%, в США - 6,9%, в Канаде - 7,3% валового внутреннего продукта (ВВП). Я уже не говорю о Японии или Бразилии. Нынешнее госбюджетное финансирование образования в Украине не выдерживает никакой критики. По существу, оно ведет к развалу образовательной системы. Если ситуация не изменится, полный провал обнаружится через 10-15 лет. К сожалению, некоторые высокопоставленные чиновники относятся к этой важной социальной проблеме как к чему-то второстепенному, не заслуживающему их высокого внимания. Общество должно убедить их в обратном, или делегировать в систему государственного управления людей современной мировоззренческой ориентации, культурного развития и с соответствующими волевыми качествами. Одновременно должен разворачиваться активный поиск дополнительных источников финансирования. Ведущие университеты сегодня активно используют такие каналы, как обучение студентов-иностранцев, международные фонды в поддержку образования, аренда помещений, обучение студентов на контрактной основе, хозрасчетная научно-исследовательская и опытно-производственная деятельность. Многие вузы устанавливают плату за составление библиографии по заявкам читателей, за выдачу литературы на вечернее и ночное время, за отдельные хозяйственные услуги студентам и сотрудникам и т. д. Элементы хозрасчета внедряются также в информационный процесс. Для координации всех видов коммерческой деятельности, обеспечения учета и контроля в вузах формируются экономико-коммерческие отделы, которые наделяются функциями разработки экономического механизма и управления коммерческой деятельностью, учета и использования поступающих средств по всем ее видам, организации хозяйственной деятельности и т.п.

- Как я понимаю, тенденция коммерциализации сферы высшего образования будет усиливаться?

- И да, и нет. Зарабатывать деньги и вкладывать их в развитие образования - это не коммерция, а нечто другое. Этот процесс будет нарастать. Однако основным источником финансирования образования был и должен остаться госбюджет.

- Рассчитывать в ближайшем будущем на полное государственное обеспечение высшего образования все же не приходится. Очевидно, молодежь и родители должны быть готовы к увеличению, а в перспективе - к тотальному платному высшему образованию, не так ли?

- «Тотальное платное» образование невозможно. При любом раскладе экономических возможностей, государство обязано обеспечить финансирование высшего образования в соответствии с общенациональными интересами и потребностями развития личности. Что же касается оплаты за обучение со стороны физических и юридических лиц, то ее доля действительно будет возрастать, если, конечно, будут расти реальное благосостояние народа и личное достояние граждан. Обеспеченные родители всегда изыщут возможность выделить часть дохода для обучения своих детей. Более того, они будут требовать дополнительных платных услуг с тем, чтобы их чадо получило современное европейское образование.

- Выходит, нынешнее украинское образование не европейское? Но ведь Украиной подписаны Лиссабонская конвенция и другие международные соглашения в области высшего образования…

- Подписание Украиной Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций в области высшего образования свидетельствует о том, что к планке «европейского уровня» мы уже дотянулись. Более того, наши национальные университеты, например, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, по многим позициям задают тон высшего образования не только в Европе, но и в мире. Однако не будем торопиться. В соответствии с европейскими стандартами образованным является человек, овладевший не только профессией, но и во-первых, пятью европейскими языками; во-вторых, компьютером; в-третьих, демократическим мировоззрением и фундаментальной культурой. Европейские университеты - это мощнейшие образовательные, научные и культурные центры. О реализации обозначенных требований в Украине мы можем сегодня только мечтать. Большинство наших университетов, особенно новых, являются университетами только по названию. Их выпускники, к примеру, заполняя анкету при зачислении на должность, в графе о владении иностранным языком отвечают весьма уклончиво: «владею при помощи словаря». Одним-двумя иностранными языками свободно владеют сравнительно немногие. Где уж тут достижение «европейского стандарта»! То же касается и компьютерных технологий. Большинство вузов имеют не более чем один-два компьютерных класса и гордятся этим. Было бы чем. Компьютеризация библиотечного фонда, внедрение дистанционного образования, выход в Интернет, обеспечение персональным компьютером каждого студента, организация компьютерных тренингов на каждый учебный предмет - собственно, все то, что в европейских вузах давно уже стало нормой, - для нас представляется как отдаленная перспектива. И не более. Наконец, демократизация учебного процесса. Покажите мне украинский вуз, где студент имеет реальную возможность выбора курса, преподавателя, практикума. В Европе, снова-таки, все это давно стало нормой. Поэтому, говоря о достижении «европейского стандарта», мы не должны останавливаться. Высшее образование нуждается в модернизации. Осуществление последнего есть нашей главной задачей в области высшего образования на рубеже веков.

- Какие же изменения в содержании образования в XXI столетии наиболее реальны?

- В общем определении «модернизация» означает приведение образования в соответствие с новейшими общественными требованиями и нормами, закономерностями и тенденциями развития грядущего века. В полном объеме говорить обо всем этом сегодня невозможно. Однако определенные тенденции просматриваются. Они-то главным образом и обуславливают изменения в системе образования. Попытаемся взглянуть на них более внимательно.

Прежде всего, XXI столетие будет столетием разрешения глобальных проблем современной цивилизации. Если человечество хочет выжить, оно обязано осуществить это не далее, как в первые два-три десятилетия. Но прежде, чем начать действовать, проблему надо осмыслить как на уровне теории, так и на уровне массового сознания. Последнее как раз и возлагается на образование. Оно должно сформировать способность личности к глобальному мышлению, воспитать ее в контексте фундаментальных ценностей, вооружить знаниями. Вне изменения массового сознания разрешение глобальных проблем современной цивилизации невозможно. Люди должны мыслить, чувствовать, а главное - действовать иначе, чем в индустриальную эпоху. Отсюда - первое и главное условие модернизации образования: его глобализация, понимаемая как изменение содержания последнего в контексте новых научных представлений о Мире и Человеке, о законах коэволюции, вне знания и соблюдения которых человечество просто не имеет будущего.

- Здесь, очевидно, уместно вспомнить и об экологической переориентации содержания образования.

- Безусловно. Экологическая проблема - одна из главных и опасных глобальных проблем современности. Особенно остро она проявляется в Украине. Чернобыльская авария, бессмысленное количество химических, металлургических и других экологически опасных предприятий, складов оружия и боеприпасов, оставшихся с первой мировой и Великой Отечественной войн, несметное количество устаревших иномарок, оборудования, технологических линий - долго ли «протянут» человек и все живое в такой «жизненной среде»? Если мы хотим выжить, то должны принципиально изменить стиль нашей жизни, сделать его экологически безопасным. И снова-таки мы возвращаемся к образованию. Задача последнего - переубедить всех нас в жизненной необходимости достижения полной гармонии человека, общества и природы, воспитать трепетное отношение ко всему живому, взрастить в наших сознании и чувствах своеобразный экологический камертон ответственности за жизнь в самом широком ее понимании.

- Как я понимаю, это ведь задача трансформации всей системы образования, а не только высшего.

- Конечно. Но высшего - особенно. Дело в том, что размещенные на территории Украины производственные структуры базируются на технических и технологических схемах, исчерпавших свои эколого-экономические и социальные возможности. Обусловленное этим загрязнение окружающей среды по сути вышло из-под нашего контроля. Нужны принципиально новые подходы и специалисты, способные вдохнуть в них новую жизненную энергию. Реальность такова, что иначе, чем через систему высшего образования, их взять просто неоткуда. Знаменитый лозунг «заграница нам поможет» может служить лишь слабым утешением. Ни технологиями, ни специалистами никто и ни с кем запросто делиться не собирается. Мир жесток. Политики отстаивают прежде всего национальные интересы. Бизнес диктует свои законы. Выход из создавшейся ситуации нужно искать, исходя из собственных ресурсов. Один из них - наша система высшего образования. Ее трансформация в экологической парадигме как раз и создаст тот пласт интеллектуального напряжения, который выведет Украину из кризиса как в экономическом, так и в экологическом измерениях. Экологизацию высшего образования я рассматриваю как одну из основных задач и одновременно как реальную тенденцию его развития в XXI столетии. К сожалению, в Украине ныне нет даже общепринятой концепции. Экологический призыв остается «гласом вопиющего в пустыне». А это просто опасно.

- Грядущий век называют еще столетием фундаментальных ценностей. Очевидно, высшее образование будет поворачиваться и в этом направлении?

- Гуманизация высшего образования - одна из ведущих тенденций его развития в XXI столетии. Болезненный опыт предыдущих веков не прошел для человечества бесследно. Сегодня становится ясным, что организация образования на идеологических, теологических или технико-технологических приоритетах должна уступить место истинному природо-, общество- и человекознанию и одновременно подлинному человеколюбию - гуманизму в самом широком его понимании. Цивилизация движется навстречу образованию «с человеческим лицом». И Украина не должна остаться в стороне от этого общецивилизационного потока.

- Радикальной модернизации в этой связи требуют дисциплины гуманитарного профиля.

- Конечно, но не только. В гуманитаризации нуждается высшее образование в целом. Я думаю, недалек тот час, когда соотношение «физических» и «лирических» приоритетов в мировоззрении ученого и преподавателя вуза, а соответственно и в философии излагаемой им науки, установится в таком же измерении, в каком осуществилась их трансформация в сознании ведущих физиков XX столетия - А.Энштейна, Н.Бора, А.Сахарова. Изобретать и учить ради изобретения и учения бессмысленно. Тем более, не имеет смысла делать это, преследуя милитаристские или иные природо-, общество- и человекоразрушающие цели. Подлинные наука и образование имеют жизнеутверждающий смысл. В этом направлении они и должны развиваться в вузах Украины. Особого разговора заслуживают дисциплины гуманитарного профиля. Гуманизма в них было не больше, чем позволяла господствовавшая в прошлом идеология. Однако, вытеснение отживших «измов» и наполнение гуманитарных предметов гуманистическим содержанием осуществляется ныне крайне сложно и противоречиво. Многие все еще пребывают в плену устаревших методологических стереотипов, не торопятся «подраскинуть умом», а то и побаиваются - «как бы чего не вышло». Утвержденная коллегией министерства новая концепция гуманитарного образования по сути остается без движения.

- Не хотелось бы закончить наше интервью на пессимистической ноте…

- Уверенность в будущем придает общее стремление к преобразованиям, строительству новой жизни по самым высоким цивилизационным стандартам. Я убежден, что у нас хватит и ума, и энергии осмыслить и осуществить грядущие перемены в соответствии с мировым опытом и отечественной культурно-исторической традицией.