UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЕСТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ

Недавно ВР приняла Закон Украины «О высшем образовании». С просьбой прокомментировать некоторые его положения мы обратились к заместителю государственного секретаря Министерства образования и науки Михаила Степко...

Автор: Ольга Гергель

Недавно ВР приняла Закон Украины «О высшем образовании». С просьбой прокомментировать некоторые его положения мы обратились к заместителю государственного секретаря Министерства образования и науки Михаила Степко.

— В законе выписаны четкие стандарты высшего образования трех уровней — государственные, отраслевые и стандарты, устанавливаемые высшим учебным заведением. Не внесет ли это определенный хаос в процесс обучения и не повлияет ли на его качество?

— В содержании образования, то есть в его требованиях, имеется то, что должны выполнять все. Это, скажем, изучение истории Украины, государственного и иностранных языков. Но каждой отрасли присуща своя специфика. И, наконец, каждый вуз имеет свой научно-педагогический потенциал, свои научные школы, отличающиеся одна от другой. Да и студенты разные. Поэтому высшему учебному заведению дано право выбирать то, что нужно студентам и преподавателям. И единый Госстандарт разделен так, чтобы от этого учебный процесс не только не терял качество, а наоборот — приобретал полноту и профессионализм.

— Теперь по поводу того, кто должен назначать ректоров. Эта статья в законе, как я поняла, касается в основном вузов негосударственной формы собственности?

— Существенные изменения касаются вузов всех форм собственности, но вы правы в том, что мы выделили негосударственные. Ведь раньше в негосударственном вузе ректора назначал владелец. Скажем, я организовал вуз и я же назначил ректором себя или свою жену. Теперь ректор вуза любой формы собственности будет назначаться владельцем, но на основании решения высшего коллегиального органа высшего учебного заведения. Это позволит улучшить профессиональный уровень руководителей вузов, особенно в заведениях негосударственной формы собственности.

— В статье 27 записано, что вузам ІV уровня аккредитации дано право создавать свои подразделения за рубежом. То есть узаконено то, что уже нередко имело место без ведома министерства...

— Не просто узаконено — установлен порядок, по которому можно создавать подобные подразделения украинских вузов за границей, как и подразделения вузов иных стран в Украине. Теперь на это потребуется разрешение Министерства образования и науки.

— Вызвала толки ст. 23 закона — об объемах приема на первый курс высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности студентов, которые будут обучаться за средства физических и юридических лиц. Это решение народных депутатов связано с уменьшением мест государственного заказа, на что многие из них нарекают. Какой была позиция министерства при голосовании этого вопроса в Верховной Раде?

— Сразу скажу: количество мест по госзаказу не уменьшалось, а в последние годы даже увеличивалось. Причина заключалась в ином. Многие государственные вузы, пользуясь популярностью их специальностей, на платные места набирали студентов больше, а то и значительно больше, чем по госзаказу. Поэтому большинство народных депутатов ставили вопрос так: это государственный вуз или частный? Мол, он имеет «своего» капитала больше, чем государственного. Это неправильно, ведь капитал — не только заработанные вузом средства от платных студентов, но и здания, материально-техническая база, библиотечный фонд и т.п. И парламентарии подчеркивали именно этот аспект.

С другой стороны, они считали, что, по сравнению с советскими временами, мы ухудшили возможность вступления в вузы для людей талантливых, но не имеющих возможности платить. Профсоюзы обратили внимание на другое. Дескать, ректоры набирают много студентов на платные места, не увеличивая штат научно-педагогических работников. Как следствие, их нагрузка увеличивается, и от этого страдает качество учебного процесса, а деньги между тем идут на разнообразные ремонты... Кстати, чтобы этого не было, мы в законе ограничили количество часов для вузов I—II уровней аккредитации — 720 часов, III—ІV уровней — 900 часов. Но, думается, у определенной части депутатов по этому поводу есть партийные установки, а в действиях отдельных из них, пожалуй, проглядывает лоббирование интересов негосударственного сектора образования.

— Следовательно, по логике, они, так сказать, выиграли процесс. Тогда должен быть и проигравший?

— Естественно. Студенты, поступавшие раньше на платные места в государственные вузы, теперь будут вынуждены идти в частные. Таких ни много ни мало — около 25 тысяч юношей и девушек... Кому это выгодно? Государству — нет, студентам — нет, поскольку качество обучения в большинстве государственных вузов все же выше. Кроме того, студенты государственных вузов, которые учатся на отлично, имеют возможность перейти на бесплатное обучение. Но убедить в этом большинство народных депутатов мы не смогли. Единственное, что удалось сделать, — это отсрочить действие статьи до 2003 года. То есть вступительная кампания этого года останется неизменной.

— Известно, что в законе отработан и вопрос платы за обучение.

— Да. Раньше студенту в начале учебного года говорили, что он должен уплатить, скажем, 1000 долларов за год. Но проходило некоторое время, выходило, скажем, постановление о повышении тарифов на электроэнергию, и студенту говорили — теперь ты должен заплатить не 1000, а 1200 долларов. Теперь оплата за весь срок обучения законом устанавливается ежегодно с учетом инфляции за весь предыдущий календарный год, и что важно — публикуется в прессе. То есть каждому студенту на момент его вступления называют жесткую цену за весь период его обучения.

— Еще одна статья закона, думаю, тоже заинтересует читателей: в ней существенно изменена процедура избрания и назначения ректора. В основу положено требование — обязательное владение украинским языком. Но ведь всем известно: во многих вузах немало преподавателей, владея государственным языком, продолжают читать лекции по-русски. Даже когда есть украинские учебники.

— По моему мнению, если руководитель учебного заведения будет говорить и преподавать на государственном языке, то и другие за ним потянутся. Этому процессу будут способствовать и объективные моменты, скажем, то, что большинство студентов педагогических вузов, практически вся общеобразовательная школа учатся на украинском. Будет способствовать этому и омоложение коллективов школ. Кстати, в этой же статье устанавливается предельный возраст претендента на должность ректора — не более 65 лет. И избирается он на пять, а для национального — на семь лет, а потом на равных с другими претендентами участвует в новом конкурсе. Другой статьей установлен предельный возраст и для кандидатов на должность декана — 60 лет.

— Как вы считаете, почему закон «О высшем образовании» так долго шел к своим «пользователям»? И что вы, как куратор этой области, хотели бы видеть в новом законе?

— Закон сам по себе очень сложный. Даже в составе Комитета по вопросам науки и образования были абсолютно разные подходы к реализации образования, уровню автономии вузов, уровню демократизации образовательного процесса. Одни считали, что ректоров следует избирать без вмешательства министерства, другие — наоборот. Одни говорили, что нужно вообще запретить платное обучение, другие — ни в коем случае. То есть разные политические силы стояли иногда на полярных позициях. А потом еще и время от времени менялись руководители и исполнители... И все же принятый закон внес заметную стабилизацию, объединил многие нормативно-правовые документы и поставил главное на уровень законодательства. То есть независимо от изменений в правительстве или в руководстве министерством изменить что-либо без достаточных оснований будет невозможно. Придется менять закон. Таким образом, мы получили, так сказать, правила игры и будем ими руководствоваться.

Относительно моих пожеланий. Хотел бы больше расписать в законе статьи о последипломном и дистанционном образовании. Скажем, объединить основное образование с последипломным, отработать модульность программ, то есть фактически создать базу для образования в течение жизни. Во-вторых, расписать четко и прозрачно все связанное с вузами I—II уровней аккредитации.

— Но ведь со временем можно будет внести поправки в закон?

— Можно, но не обязательно. Потому что мы уже работаем над несколькими важными документами — концепциями последипломного и дистанционного образования, а образование взрослых вообще хотим отработать отдельным законом.

***

В нашем разговоре с М.Степко мы, естественно, не могли охватить все нововведения, среди которых — обязательное создание в национальных вузах наблюдательных советов, расширение прав органов общественного самоуправления вуза и факультета, создание органа студенческого самоуправления вуза, право высшего учебного заведения вести экономическую деятельность, покупать имущество, пользоваться банковскими кредитами. Также зафиксированы нормы бюджетного финансирования подготовки специалистов, чтобы на каждые 10 тыс. населения Украины приходилось не менее 100 студентов техникумов, колледжей и 180 студентов университетского уровня. Но, как сообщил Михаил Степко, реализация этого положения отсрочена до 1 января 2005 года... Причина «банальная» — нехватка государственных средств.

А вообще, как по мне, наведение порядка в финансовых делах еще не раз потребует пересмотра тех или иных статей закона. Скажем, хотя бы в той его части, где речь идет о плате за обучение. Ведь не секрет, что «расценки» на этот вид услуг у нас далеки от цивилизованного уровня. Плата за обучение в любом случае должна соответствовать его качеству. Так что пришло время определять рейтинги для вузов всех форм собственности. Требует пересмотра и социальная защита студентов: наиболее талантливые из них должны иметь льготы как в государственных, так и в частных учебных заведениях.