Глубокий кризис в нашей стране, корни которого, в основном, почему-то принято искать только в экономике, естественно, не мог не отразиться, причем не в лучшую сторону, на состоянии образования. И все мы сегодня уже пожинаем плоды, когда буквально лихорадит общеобразовательную школу, потому что учителя не имеют стимула хорошо работать (сказки о массовом энтузиазме сейчас уже никому не нужны, а энтузиазм единиц не способен спасти положение), а большинство родителей - возможности платить за этот стимул. Кроме того, общество осознает опасность, нависшую над системой высшего образования, необходимость которого трудно переоценить. С одной стороны, это очень дорогостоящая прихоть, а с другой - необходимость, без которой не обойтись. Проблем здесь много, но одной из самых важных считают вопросы, связанные с финансированием отрасли, успешное решение которых могло бы существенно выровнять ситуацию.
Поэтому очередное заседание «круглого стола» «Общество и государство: диалог для развития образования» было посвящено не просто вопросам реформирования высшего образования в Украине, а болезненным проблемам финансирования, досаждающим сегодня как государственным, так и частным вузам. Организатор этого мероприятия - украинское отделение Международного фонда «Відродження» - пригласил представителей парламента, Кабмина, ректоров частных и государственных высших учебных заведений, студентов, представителей общественных организаций принять участие в дискуссии, чтобы как-то определиться, что же в Украине, если говорить о ее системе высшего образования, необходимо реформировать в первую очередь, рассмотреть формы вузовского менеджмента, поиска наиболее рациональных и эффективных путей финансирования. Если раньше у нас образование было бесплатным, то сейчас, несмотря на заложенную в Конституции позицию, все идет к тому, что образование, особенно высшее, не может быть полностью бесплатным. Собравшиеся попытались найти варианты ответа на вопрос, как сделать платное высшее образование доступным широким слоям населения, ведь в нашей стране действительно платить за него сегодня могут не многие.
- Даже если бы мы очень захотели не делать высшее образование платным, - подчеркнул во время выступления начальник управления образования Министерства экономики Украины Ю.Витренко, - сейчас объективно это невозможно, нужно только сообща поразмыслить над тем, как лучше внедрить платность, чтобы образование оставалось общедоступным. К этому вопросу существует много различных подходов: мы, в частности, работаем сейчас над проблемой студенческих образовательных кредитов, которые, возможно, будут предоставляться молодым людям государством. Но эта позиция не стала предметом дискуссии, возможно, потому, что собравшихся больше волновали текущие моменты, проблемы отрасли, вуза в целом, а не то, как будет получать высшее образование каждый отдельно взятый человек. Скажем, говорили о том, что ректорам многих высших учебных заведений известна следующая ситуация: деньги на первый семестр обучения находит большинство студентов, если они решили учиться на собственные средства. Но уже через полгода они приходят со справками, свидетельствующими, что семья не имеет возможности и дальше оплачивать обучение. Как быть ректору в подобной ситуации, где искать средства для вуза, если не срабатывает идея частично оплачиваемого обучения? Не лучше ли будет, если все студенты будут платить небольшую сумму, кроме сирот? - так поставил вопрос Н.Шкиль, ректор педагогического университета им.Драгоманова.
Да, сегодня действительно государство не имеет денег, чтобы залатать все существующие дыры, законодательная база далека от совершенства, что позволяет неэффективно и не всегда по назначению использовать и те средства, которые есть. Банальный пример: на какие деньги приобретаются шикарные иномарки, на которых ездит вузовская вepxyшкa?! Беда наша - не только «проколы» в финансировании, но и то, что, как подчеркнул председатель парламентской комиссии по вопросам науки и образования В.Сторижко, на государственном уровне «мы оказались не способны использовать существующий образовательный и научный потенциал, имеющиеся результаты, чтобы наша экономика начала наконец работать...» Скажем, только в Академии высшей школы трудится огромная армия людей, которых можно использовать для решения многих насущных проблем, подключить, к примеру, к разработке тех же украинских законов, над которыми сегодня не всегда работают профессионалы.
Поддерживает идею платного высшего образования и президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» В.Брюховецкий, хотя он убежден, что нельзя рубить с плеча, сначала необходимо разработать систему грантов, позволящих учиться и детям из бедных семей. Кроме того, по-моему, если говорить о платном высшем образовании у нас в стране, общество которой В.Брюховецкий назвал «деформированно богатым», не стоит забывать, что 90 процентов ее граждан, являющихся даже неплохими специалистами в той или иной отрасли, влачат сегодня довольно жалкое существование, зарабатывая мизер, которого не всегда хватает на самое необходимое.
На данном этапе, когда речь идет об образовании и о высшем в частности, почему-то самыми главными считаются проблемы слишком заземленного характера, а ведь образование неотделимо от воспитания, от развития человеческой души. Но вопрос развития духовности, как сказал директор Института украиноведения НАН Украины П.Кононенко, почему-то не ставится. Ведь в конце концов не все упирается в деньги. Может, над этим стоит подумать в первую очередь?