ТАКОЙ ВОПРОС ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДАТЬ ПРОЕКТ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Сейчас вы будете бросать в меня уже покрашенные к Пасхе яйца и поносить так, как на днях один губернатор моего коллегу. Ведь мне придется процитировать именно того иностранного госдеятеля, который исчезал в марте на две недели. А ровно два года назад он выдал на-гора такое ценное указание: "Образование вновь должно стать социальным лифтом" (газета "Вечерний Петербург", 2.04.2013). Оправдаться могу лишь тем, что не так давно то же самое сказала председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилия Гриневич: "Образование должно стать социальным лифтом…" (газета "День", 11.11.2014). Правда, я не совсем понял их обоих; во-первых, лифт может двигаться как вверх, так и вниз, а во-вторых, считаю, что образование - всего лишь один из многих факторов, позволяющих подниматься по социальной лестнице, и отнести его лучше к инструментариям такого подъема. Кстати, свою социальную роль оно играло, играет и будет играть всегда, - потому как путинское, так и гриневичское "должно" выглядят странновато.
В принципе же, мысль верная. На что же и кого она наталкивает?
КОСТОЧКА БЕЗ МЯСА
Превратить образование в "социальный лифт" - такую задачу выдвигает проект "Концепции развития образования Украины на период 2015–2025 годов" (или, ввиду недоступности министерской страницы, - с ним можно ознакомиться здесь). В его начальной части резво отбрасывается за ненадобностью прежняя Национальная доктрина развития образования. Еле нашел: оная была утверждена указом Президента Украины еще 17 апреля 2002 г. Это ж надо: не забыли о таком раритете! Но почему тогда, спрашивается, ничего не сказано о куда более свежей Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021-го, утвержденной аналогичным указом 25 июня 2013 г.? Конечно, режим в ту пору "царював" антинародный, - ну и оцените его продукт не менее хлестко, чем "Доктрину". Но вдруг рациональные зерна там таки имелись… Посмотрели бы - это ж даже не персонажа бан… простите, "Вечернего Петербурга" цитировать. Или на все "то" наложено табу?
Тут еще такое дело. Уважаемая Лилия Гриневич и в 2013-м возглавляла тот же парламентский комитет. Верится, что, несмотря на узурпаторское время, как отличник образования, стояла на страже его, образования нашего многострадального, интересов. И продолжит их отстаивать. Ныне она, бывшая львовянка, вместе со своим комитетом без мандража выбрала наш Северодонецк, ставший волею обстоятельств административным центром Луганской области, - чтобы с восточными коллегами на месте, "среди здесь" обсудить тот самый проект "Концепции".
Мы знаем: не остались в стороне ни профильное министерство, ни многопрофильная ОВЦА (так звучит аббревиатура обласної військово-цивільної адміністрації), ее образовательный департамент. Успеть бы до приезда высоких гостей обсудить эти 22 страницы! Уф-ф! Педагогическая общественность, как всегда, не подвела.
Не стану пока пересказывать того, что говорилось с трибун, в кулуарах и приватных беседах (надо ли уточнять, где не выбирали выражений?). Не обсуждайте - и не обсуждаемы будете. А журналисту, наслушавшемуся на недавних семинарах в Северодонецке мэтров нашего цеха Владимира Мостового и Валерия Иванова, которые показали образцы анализа многих событий, "закортіло" для начала разобраться с "концептуальным" творчеством просто как с фактом нашей действительности. В силу собственного красного учительско-филологического диплома и определенной педпрактики взялся было и анализировать этот занятный труд, но либо у самого клепки не хватило, либо подобное анализу не поддается. Ввиду, скажем так, нехватки в коллективной разработке цельности, полноты, системности, а порой и внутренней логики.
Но мы же - о фактах. Позвольте сообщить, что автор этих строк имеет представление о том, как, по крайней мере, должны выглядеть подобные труды - и по форме, и по содержанию. Так случилось, что его сыновья, окончившие и главный украинский, и лучшие американские университеты, стали именно проектными менеджерами. И замечу: если "Стратегия", созданная в 2013-м, выстроена более-менее по современным канонам - с анализом ситуации, законодательной базы, работающих программ и необходимости их обновления, основных проблем, вызовов и рисков, целей, направлений и задач, если здесь четко структурированы пути совершенствования, модернизации действующих систем, управления ими, финансового и материально-технического обеспечения, если не забыты и международное партнерство, вопросы мониторинга, оценки преобразований, ожидаемые результаты, - то, увы и еще раз увы, в теперешнем документе многого из этого просто-напросто нет. А он не настолько уж лаконичнее. Разумеется, никто не призывает заимствовать текст, подходы, но подобная схема - необходимый минимум для аналогичной серьезной работы. Иначе и форма, и содержание оказываются не адекватными ожиданиям. Что тогда анализировать?
Кстати, важного при объявленном всенародном обсуждении краткого резюме, из которого все было бы понятно "пересічним" гражданам, в том числе и юным, ради и для которых, собственно, все и затевается, - такой квинтэссенции к проекту не приложено. Министр образования и науки Сергей Квит не раз давал публичные пояснения, но одно другого не отменяет и не заменяет.
Отсутствуют и экономические, юридические, прочие приложения. Можно, конечно, считать, что проект - всего лишь набросок, косточка, на которую будет наращиваться мясо; но здесь столько, извините, наколбасили (речь об этом впереди), что вряд ли стоит все это обсасывать, даже при разумности ряда пунктов.
УРОК ГЕОГРАФИИ
Теперь еще один вопрос на засыпку.Где альтернативные проекты, чтобы выбрать или синтезировать самый подходящий вариант? У нас что, уже нет Национальной академии педагогических наук, солидных НИИ, или они совсем отстали от жизни? Скорее всего, не были профинансированы для подобной работы. Но знаете, господа: однажды ваш "непокорный" слуга, провинциальный газетчик, написал самому директору Института философии НАН Украины М.Поповичу - и достопочтенный академик вскоре прислал в ответ несколько рукописных страниц с мыслями, которых бы хватило не на одну концепцию.
Кто, где, когда и кого опрашивал при составлении проекта, как были (и были ли) при том представлены учебные и научные учреждения всех ступеней, дислокаций и видов, работодатели, соцработники, профсоюзы, законодатели, юристы, управленцы, территориальные общины, родители, студенты и школьники, - тайна, покрытая красивой украинско-куинджинской ночью. А вот что выглядит некрасиво, так это сведения о разработчиках - Стратегической совещательной группе "Освіта", взявшейся за дело по программе двух общественных организаций. Она, как сообщается в примечании, "создана… для оказания консультативной и экспертной поддержки Министерства образования и науки в разработке Дорожной карты образовательной реформы".
Следующее предложение звучит так: "Подобные группы работают в других министерствах". Разобраться с этой непоняткой не смог - то ли в других отраслях тоже озабочены проблемами образования, то ли у них свои "дорожные карты", и они где-то, за чей-то счет набрали чему-то подобных работников? И что нам всем с этим сообщением делать? Как и с грамматическими, стилистическими ошибками в тексте образовательного проекта.
Видимо, разработчики (представлены ли в их группе все категории педагогов и учебных заведений - еще одна загадка) забыли не только об орфографии, но и о географии. Напомню: у нашей большой страны есть центр, восток, запад, юг и север. Откуда руководитель и координатор проекта - не сказано, но имя первого - авторитетного профессора, доктора исторических наук - "принаймні" известно. Дальше идут эксперты, среди которых - заместитель министра образования и науки. Судя по фамилии, ибо ничьи должности, места работы здесь не указаны. Только города и страны. По одному представителю - от Нидерландов и Литвы, по одному - от Полтавы и Кировограда, все остальные (а их много) - из Киева и Львова. Эксперты из Чернигова, Ровно, Одессы, Винницы, Запорожья, Днепропетровска, Харькова et cetera остались за бортом.
Но так же с реформаторской волной можно выплеснуть не одного ребенка. И выплеснули. Бросается в глаза, что проект написан так, будто на Востоке и Юге Украины не происходит ныне ничего волнующего весь мир, со всеми печальными последствиями этого. И будто те упущения в национальной педагогике, которые так или иначе тут сказались, исправятся сами собою.
Тем не менее, трудно согласиться с мнением многих донбассовцев, что, дескать, "лучше бы нас пока не реформировали, а дали спокойно работать - хотя бы там, где дело и без того идет хорошо". Нужны и реорганизации с инновациями, и децентрализация с укрупнениями, и большая европейскость. Но - настоящие. А не очередные подмены дела словами. Не еще одна реформа ради реформы, проект ради прожекта.
Сколько дров наломано во время перманентных пертурбаций, как они всех достали! Чтобы было не так, следует все-таки учитывать реалии. И сумасшедшие миграционные процессы, и дамоклов меч военной угрозы, и экономические, социальные негаразды. Со многими педагогами, парнями, девушками, их родителями довелось говорить, и, честное слово, сейчас даже самые умные, актуальные предложения отходят на задний план. Какая связь учебы с производством, если предприятия стоят? Какой выбор по душе, когда выбирают то, куда безопаснее, ближе и дешевле добираться?
И решать эти проблемы надо всем вместе, а не в узком кругу "посвященных".
ТОРОПИСЬ МЕДЛЕННО
Проект "дорадників" не показывает, кто с кем будет объединяться на интеграционном пути в Европу. Между прочим, далеко еще не все наши олигархи создали свои стипендиальные фонды. Пользуясь случаем, замечу, что один американский миллионер, бывший киевлянин, помогает продолжать учебу уже в Штатах выпускникам своей украинской alma mater. Но речь и о другом. В США, например, свои усилия консолидируют департамент образования и департамент труда. Плюс общественные организации, попечительские советы.
Судя по обнародованной информации от самых верхов МОН, у нас во главу угла ставят нидерландский опыт (надо полагать, он лучше американского, канадского, германского, японского и иже с ними). Министр С.Квит - и доктор филологии, и журналист; думаю, простит дважды коллегу, который в Амстердаме был лишь пролетом. И в развитие этой темы решил взглянуть на тамошние дела не только с высоты. Не пролетим ли мы с подражанием?
Читаю заголовок в прессе: "Встряска для профессионально-технического образования Голландии". Нидерландская министр образования, культуры и науки хочет добиться того-то и того-то. Наверняка обоснованно, наверняка полезные новации перенимать ох как надо. Одно лишь "но". Раз голландцы хотят встряхнуть свою систему профтехучебы - значит, она уже их не устраивает. Но само встряхивание запланировано на следующий учебный год. Так что же именно перенимать нам? Может, нам сначала лучше посмотреть хотя бы на первые результаты, пожелав ей (и министру, и затеянной встряске) успеха? Провести свои эксперименты. Полезно же учитывать не одни плюсы, но и минусы, которые есть у всех, независимо от технической и остальной продвинутости.
И менталитет у наших потомков, прямо скажем, не совсем чтобы нидерландский. Не во всяком колледже, в которые планируется преобразовать прежние ПТУ, с этим совладают. Туда же пойдут не только те, "кем гордится родная школа". В Северодонецком высшем профучилище (именно на его базе и решили провести встречу с верховнорадовскими комитетчиками) довелось наблюдать, как работают с ребятами, на которых средняя школа махнула рукой, как выводят их и в мастера и просто в достойные во всех смыслах люди. Выводят! - доказано практикой.
Недавно посчастливилось побывать на лекции у лучшего профессора крутейшей бизнес-школы Чикагского университета, где учится молодая интеллектуальная элита планеты. Так вот: сравнивая, затрудняюсь сказать, у кого педагогического, именно педагогического таланта, любви к ученикам, энергии и настойчивости больше - у всемирной знаменитости или у обычного преподавателя, мастера производственного обучения нашего ПТУ.
А будущее, извините за высокий штиль, нашей Украины определяют все же не американские и не голландские профессора, и не только выпускники The University of Chicago Booth School of Business или бостонских университета Brandeis и Harvard. Хотя они тоже. Недавно трое северодонецких (подчеркну: северодонецких!) выпускников этих легендарных "вишів" стали у истоков движения за возвращение украинских студентов с зарубежными дипломами на Родину, их участия в "електронному урядуванні". Но что-то не слышал о привлечении такого потенциала к разработке образовательной концепции. Попутно замечу: пора б отказываться от стереотипов типа "Северодонецк - город сепаратистов", "Провинция отстает от прогресса". Волнующий нас проект разрабатывали не провинциалы. И что имеем?
КОГДА ПРОКУРОРЫ ПЛАЧУТ
Бог ты мой! Все примеры буйной фантазии творцов препарируемого концепт-продукта не приведешь, но каша получилась знатная. Не знаю, как и кто проглотит, скажем, такое нововведение: повышать квалификацию работников е-же-год-но (разрядка моя. - С.П.). Или возьмем - не обожгитесь! - суперфэнтези: возвращение детским дошкольным учреждениям их прежних помещений, занятых другими организациями. Как, на какой правовой, экономической основе и зачем? О том - ни гу-гу.
На днях зашел в детские ясли, куда мама водила меня самого, куда мы водили своих сыновей. Там давно уж… прокуратура, все перестроено. Спросил, как кулю в лоб: по какому закону и куда их выселить, чтобы тут же неведомо каких малышей пристроить в маленькие кабинеты? Прокуроры, смахнув скупую мужскую и щедрую женскую слезу, вспомнили о собственных правах. По педагогическим соображениям ответ слуг закона приводить не буду, хотя из уважения к моим сединам они вели себя куда как корректнее, нежели наши законодатели в своих Верховных яслях.
И еще из милого сердцу детства. Как вам такое крутое требование концептуалистов к воспитателям детсадов: иметь магистерскую степень?! Р-раз-два - и всех остепенили! Можно ж и "самотужки" подготовиться. Проект предусматривает широкую легитимизацию неформального образования. Задумка, возможно, хорошая, а дальше? Мальчика или девочку кто-то где-то "чему-нибудь и как-нибудь" научит и пошлет за аттестатом, дипломом. Прямо-таки находка для… Ну нет, коррупции у нас уже не будет!
Интересно: одна замечательная молодая украинка с харьковским и бостонским дипломами учит сейчас малышей в элитнейшей школе Сингапура. "У нас, - рассказывала мне Ирина Хороброва, - занимаются дети родителей, которые в состоянии нанять своим чадам и нянь, и учителей, и охранников. И нанимают. Однако в три года приводят наследников в эту школу, где учат аж три пятилетки".
Но мы выше подобных "формальностей". Лучше бы вместо "сочинения на вольную тему" в Концепции предусмотрели консультации с такими соотечественниками: как в знакомых им украинских условиях использовать эффективный зарубежный опыт. И заодно продумали бы стимулы для возвращения этих педагогов домой. Ан нет - там, в проектных откровениях, запланированы несусветные показатели привлечения иностранных преподавателей. За чей счет, спрашивается? Да можно не спрашивать, поскольку проект прожектирует (а скорее, лоббирует) и государственную поддержку частным школам. Наше государство все потянет! Прокуроры плачут снова.
Некоторые глобальные социально-экономические понятия подменяются более узкими образовательными. Авторы порою не ведают, что натворили. Так, поминаются какие-то несуществующие "типовые европейские нормы", с которыми мы должны согласовывать свои структуры. Ау-у! Пусть они покажутся. И тут же спрячутся, ибо проектанты, по данным одного из участников обсуждения, не поленившегося взглянуть на статистику, намерены применительно к дошкольному образованию перещеголять лучшие показатели развитых стран, причем не только Европы. Знай наших!
Профанация в серьезном деле не поднимает, а опускает нас. В лифте, призванном мчать вверх. Как расхлебать все эти проектно-концептуальные "нулевые курсы", национальные многоуровневые сертификации выпускников школ и профтеха по иностранным языкам и компьютерным компетенциям, несоответствие предлагаемого статуса младшего специалиста, а также сроков разработки образовательных стандартов, навязывания программ новому Закону о высшем образовании! Сломаешь голову и на среднепотолочном числе позиций отчетности, неуемной (само собой просится - неумной) жажде прибыльности (?) от вузов, наверняка приснившемся перераспределении затрат на разные ступени образования за счет самих этих ступеней, изобретении велосипеда с якобы инновационными моделями.
Что там еще на этих фундаментальных, сакральных аркушах? Запутанность переходов от одного этапа реформ к другому, непонимание темпов и направлений развития информационных технологий, неудачные формулировки, неясности и странности с контрактной системой, противоречащей КЗоТу, с механизмом оплаты рабочего дня учителя, его (педагога) "независимой внешней оценкой" - кем и как? Да все такое прочее. Так и хочется прочь от этого.
ПО УМУ И СЕРДЦУ
Со сказанным можно спорить. Но по любому хочется, чтобы предложения педагогов нашего региона, высказанные, в частности, на недавней конференции в Северодонецком высшем профучилище (что даст предлагаемая трансформация таких подлинных флагманов образования в колледжи, лицеи, центры?) - предложения компетентные, опирающиеся на реальность, были учтены реформаторами.
- Опытные, авторитетные люди, - говорит директор профучилища, председатель депутатской комиссии горсовета по гуманитарным вопросам Юрий Кузьминов, - настаивают, чтобы профобразование можно было получать одновременно с полным средним. Чтобы слабо оснащенные межшкольные учебно-производственные комбинаты не подменяли передовых, современных учреждений профтехобра. Из проекта же вытекает обратное.
Раздел проекта Концепции, посвященный доступности качественного образования, необходимо, считают и другие коллеги, дополнить вообще забытым здесь профессионально-техническим профилем. Кадровый же раздел - возможностью привлекать к учебному процессу квалифицированных специалистов предприятий, а там, в свою очередь, организовывать стажировку мастеров производственного обучения.
В нынешней ситуации ориентироваться необходимо больше на перспективу, причем не только своего региона. При условии создания стимулов для тех работодателей, которые помогают обучать молодежь. Сейчас как раз обсуждается и проект закона о профобразовании - состоящий, по сути, из поправок, дополнений к уже действующему. А лучше бы создать новый полноценный закон. В согласии с украинским Кодексом законов о труде.
Да, нелегкое дело - концептуалить. Все это понимают, и потому замечания надо воспринимать без обид. Даже такие, как эти, - на педагогических сайтах.
"Відчувається, що автори проекту не мають жодного відношення до реалій сучасної освіти, на жодному з перелічених етапів навчання! Так, адже їх діти не навчаються в звичайних закладах!".
"Глобальні реформи схожі на війну з середньою освітою, а більше з вчителем… Документ просто перелічує ключові європейські моменти і не інтегрується з освітою".
"Не визначена проблема формування системи базових національних цінностей".
"Бракує системного бачення".
"Не переобтяжувати даний документ (як і існуючі навчальні програми) словами іншомовного походження, словами, вжитими тільки англійською мовою, та спеціалізованими термінами - оскільки, якщо ця концепція подана на обговорення усієї громадськості, то сумнівно, що всі батьки розуміють, що таке "урівноважування некогнітивного й когнітивного складників навчальних планів" і тому подібне. Також потребують роз'яснення вжиті авторами визначення: "дипломна хвороба", "професійна деградація частини учительських кадрів", "моральне старіння методів і методик навчання" - на основі яких досліджень дані терміни виникли і що саме вони означають?".
"Ви хочете зробити хаос з нашими дітьми. Спочатку наведіть лад в економіці. А згідно вашої концепції їм прийдеться жебракувати. Такої кошмарної концепції у нас в Україні ще не було, надіюсь і не буде. Це просто жах...".
(https://osvita.ua/news/43501/)
Сочувствую: бедных авторов винят даже в том, к чему они не причастны. Новое всегда воспринимается с трудом. Но оппоненты не только отрицают. И авторы проекта, разумеется, декларируют готовность внять всему разумному из того, что мы им подскажем. Но за два семестра, прошедшие со дня его обнародования, при желании можно было бы и самим довести свое детище до ума.
Однако народ не зря говорит: "Ученого учить - только портить". А если напортили сами ученые, то лучше туда вообще не лезть, а взять тайм-аут, присесть на дорожку перед "Дорожной картой" и… ну есть же у нас, судя по выступлениям участников дискуссий с реальных и виртуальных трибун, по-настоящему ответственные, компетентные новаторы! Неплохо бы создать из них аналитические, рабочие группы по разным направлениям. Обсуждать легче, чем самим делать, - так что пусть дерзают! Ответят по пунктам: что и почему в образовании следует исправлять, модернизировать, кому и как от этого "жить станет лучше, жить станет веселей". Сложно? Да иначе нельзя.
Хорошо бы больше знать о системе сбора, анализа, использования поступивших замечаний, предложений. Чтобы не повторился анекдот, произошедший у нас почти три десятилетия назад. Тогда в силу еще трепетного отношения к перестройке мы участвовали в обсуждении программных документов "ума, чести и совести нашей эпохи". Партийный коллега написал целый трактат. А я, никогда не состоявший "в рядах", позволил себе лишь указать на неправильность склонения одного из океана слов.
Товарищу пришло стандартное сообщение о получении, а мне выпало выслушать благодарности из главного и украинского ЦК. Затем по их поручению лично пожать руку, написавшую ценнейшую поправку, приехал ответработник из обкома. Оказывается, в Москве собрали… нет, не пару учителей словесности, а целый консилиум профессоров, и те подтвердили: падеж изменить следует.
Через месяц все было опубликовано. Гордость распирала. Раскрываем газету и распираемся дальше. Ладно, в тексте не оказалось теоретических новаций моего коллеги; однако же и неверный падеж никто не исправил.
Так что, не отвергая редактирования и поправок, стоит сразу писать концепции (и законы!) как следует. По уму и сердцу.
* * *
К сожалению, сейчас уже не спросишь мнения о реформах у замечательной учительницы из того же нашего профучилища Нелли Семеновны Ярош. Но она своим незабываемым примером показала, как надо реформировать отжившее, преодолевать преграды. Лет тридцать назад покинула родительский дом в Западной Украине, приехала на ее крайний восток, к нам в Северодонецк, - чтобы передать любовь к украинскому языку и литературе донбассовцам. И влюбила в мову чуть ли не весь город. Нашла союзников, проводила телевизионные и радиолектории, "Українські вечорниці", народные песенные обряды. Потом, в особенно трудные времена, организовала бесплатную воскресную школу, где толковых ребят из небогатых семей готовили к поступлению в столичные вузы.
Мои сыновья считают себя обязанными и Северодонецкому многопрофильному лицею, и Украинскому физматлицею КНУ им. Тараса Шевченко. А молодой преподаватель Северодонецкого ВПУ Андрей Кононенко сперва окончил то же училище. Сейчас обучает ребят по собственному электронному учебнику автодела, и скоро, после аспирантуры, будет защищать по нему диссертацию.
Все это к тому, что педагогический багаж для интеграции в Европу у нас отнюдь не лоукостовский. И поднимать его на новую высоту надо не слабосильным "лифтом" скороспелок, а по немеркнущим меркам классиков, курсу современных штурманов отечественной педагогики.