UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЯ ВЛАСТЬ — «ТРЕУГОЛЬНИКАМ»

Столичное управление образования стало инициатором демократического эксперимента. В Киеве создаются педагогические треугольники: ученик-учитель-родители...

Автор: Мария Вишнева

Столичное управление образования стало инициатором демократического эксперимента. В Киеве создаются педагогические треугольники: ученик-учитель-родители. На общегородском совещании при большом стечении заинтересованных лиц - директоров 440 киевских школ, руководителей родительских комитетов и лидеров самоуправления старшеклассников - была обнародована и подписана начальником Главного управления образования столицы Борисом Жебровским декларация о намерениях, регламентирующая их взаимоотношения.

Оказалось, что 21% городского бюджета в нынешнем году было потрачено на нужды образования. Киев - единственный город в стране, где педагогам дают вовремя зарплату, где все еще достраиваются и строятся новые учебные заведения. В последнее время 18 детских садиков реорганизованы в школы-детсады, открыт лицей «Полиграфист» и пять негосударственных учебных заведений. Киевская госадминистрация выделила 15 миллионов гривен только на комплексные ремонты школ. Закуплены фильтры для водоочистки, счетчики газа, воды, тепла, новое оснащение предметных кабинетов, мебель, компьютеры, книги для школьных библиотек. В пять раз увеличена доплата за классное руководство.

В этом году сбылась хрустальная мечта об омоложении директорского корпуса столицы: в 21 школу Киева пришли новые руководители.

Кроме материальной стороны в жизни киевских школ есть и морально-этическая, зависящая не только от административных мер, исходящая из современных реалий жизни.

- Что надо изменить в современной школе? - спросила я у Бориса Жебровского.

- Ничего, - последовал ответ, - кроме взаимоотношений между учениками и учителями, учителями и родителями, родителями и школьниками. Ведь речь идет о переходе к педагогике XXI столетия с центром тяжести на сотрудничестве. Дисциплина - это создание таких правил школьной жизни, которые исполняются всеми - от первоклассника до директора.

Начальник главного управления образования обнародовал ряд принципов, которые должны знать все. Пока страна и столица не определились четко с механизмом платных услуг в школе (Киев будет иметь такой документ в ближайшие месяцы), недопустимо, чтобы кто-либо, за исключением директоров школ и глав родительских комитетов, определял сумму и сам собирал деньги. Речь шла преимущественно о классных руководителях, которые часто проявляют подобную инициативу.

Однозначно: учитель не имеет права заставлять учеников и родителей покупать учебники, которые не имеют грифа «Одобрено Министерством образования Украины», а также преподавать по ним (использовать как дополнительную литературу для подготовки к урокам - можно).

В результате прений (дружеских) и мозговых атак (щадящих) заявлен план работы школьных треугольников власти на предстоящий учебный год. Наиболее интересные его пункты: создание киевского бюро защиты прав учеников (школьников), городского банка данных «Одаренные дети», фонда материальной поддержки детей из малоимущих семей для поступления в вузы, рождение киевского школьного телецентра.

Я обратилась к директору сш №24 Евгению Гладченко с просьбой прокомментировать событие.

- В последнее время каждый директор школы имеет столько полномочий и задач, что с радостью частично ими поделится с детьми и родителями.

- Какие из своих полномочий вы перепоручите своим ученикам?

- Полностью решать вопросы со школьной формой, проводить вечера, обеспечивать школьную дисциплину... Но, к примеру, право налагать вето на личность классного руководителя или учителя-предметника я бы предоставил зрелым опытным людям.

***

Ни в одной стране школа не бывает беспроблемной. Весьма интересное социологическое исследование провел Институт усовершенствования учителей им.Гринченко. Опросив более ста педагогов, ученые выяснили, что их представления о наказаниях колеблются от записи в дневнике, вызова родителей «на ковер» к директору, удаления из класса, постановки в угол, «двойки» за поведение (в частности 47% опрошенных допускают в виде наказания снижение оценки по предмету, 92% считают приемлемым наказание физическим трудом) до денежного штрафа, постановки на внутришкольный учет и в инспекции по делам несовершеннолетних. 95% учителей применяют на практике только некоторые наказания - «двойки» по поведению, записи в дневнике, вызов родителей.

Но при этом ими владеет чувство беспомощности, а посему педагоги убеждены, что в современных условиях санкции должны быть более жесткими. 100% опрошенных высказались за возобновление и внедрение таких наказаний, как исключение из школы, возмещение материальных потерь, денежные штрафы. 73% учителей часто обуреваемы желанием дать ребенку пощечину, потянуть за ухо, ударить по рукам. Некоторые респонденты настаивают на телесных наказаниях - розгах.

Парадокс, но большинство педагогов одновременно признают, что наказания вообще малоэффективны, да вдобавок порождают в детях агрессивность и озлобленность. Казалось бы, зачем тогда их применять? Наверное, это самый простой, быстрый и... непредсказуемый в плане последствий способ взрослых влиять на поведение ребенка.