UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН: ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ БАРРИКАДЫ

Закончилась приемная кампания в высших учебных заведениях страны. Все как всегда: жара, волнения, слезы радости или горя.....

Автор: Олег Гаврюшин

Закончилась приемная кампания в высших учебных заведениях страны. Все как всегда: жара, волнения, слезы радости или горя...

Если ребенок успешно сдал экзамены, то родители считают его гением (в крайнем случае — талантом), работягой, усердным и трудолюбивым учеником, который ну просто лучше всех. А вот если он недобрал несколько баллов или получил «двойку» — то тут виновата приемная комиссия, которая и «режет всех специально», и «только своих тянет», и «продана-куплена»...

Лет …надцать назад, поступая первый раз на одну из престижных тогда специальностей, я тоже был уверен, что экзаменаторы преднамеренно и со злым умыслом задавали мне дополнительный вопрос «на засыпку», и «тройка» на профилирующем экзамене оказалась тогда роковой.

Неутоленная «жажда знаний» заставила поступить на работу в учреждение, в котором хотел работать по окончании вуза. И хоть нагрузка была большая, оставалось время на подготовку, тем более что старшие товарищи всегда с удовольствием давали консультации, помогали понять сложную тему, объясняли решение задач. «Упорство и труд все перетрут» — утверждает пословица. Мое второе поступление, хоть и не было легкой прогулкой, оказалось более успешным. Я и сам чувствовал возросший уровень своей подготовленности. После первой сессии свои довузовские амбиции я снизил до уровня кандидата, а во втором семестре, прослушав курс лекций того самого преподавателя и получив уже студентом на его экзамене заслуженную пятерку, осознал, что я всего лишь студент, и до кандидата наук мне еще ого-го как далеко…

Прошли годы, я уже и сам — преподаватель вуза и работаю в приемной комиссии. И могу посмотреть на вступительную кампанию, так сказать, с другой стороны и дать несколько действительно полезных советов.

На экзамене личность преподавателя никакого значения для абитуриента не имеет. (Иногда читаю в СМИ советы — присмотритесь к нему, поймите, что он (экзаменатор) из себя представляет, подстройтесь под него… бред!) И не стоит девушкам наряжаться в мини-бикини, а то вместо старичка профессора вдруг попадется моложавая доцентша, и все ваши несомненные достоинства (90—60—90) моментально станут недостатками.

Вы что думаете, у студенток, которые ходят к этому преподавателю на лекции, «достоинства» хуже ваших? Или они их не стараются продемонстрировать на зачетах? А может, его уже и тошнит от этого? Единственное, чем вы можете завоевать расположение экзаменатора — четкий и содержательный ответ. Иного не дано.

В университете, где я работаю, уже много лет назад ликвидировали этот «субъективный» фактор устного экзамена — все они проводятся в форме тестирования. Знаешь дату события, спряжение глагола, валентность водорода — получай 1 балл, не знаешь — получи 0. На два-три часа дается 30—50 вопросов в зависимости от предмета. Во время самого экзамена в аудитории присутствуют ассистенты, которые направляются по правилу — там, где сдают математику, нет преподавателей-математиков. Биологи идут на физику, географы — на историю, химики — на английский. Т.е. ассистент ничего не сможет, даже если захочет, подсказать. По окончании экзамена работы шифруются и передаются на проверку. Так что экзаменатор абитуриента и в глаза не видит, только отмечает в листке с заданием — «правильно-неправильно».

Подготовку к вступительным экзаменам следует начинать с выбора профессии, а потом вуза и факультета, где эту специальность можно получить. Для родителей совет один — пусть ваш ребенок поступает туда, куда ему хочется самому. Если вы «засунете» его туда, куда легче поступить, он пять лет будет маяться. Если же сам ребенок не может определиться — обратитесь в психологическую службу вуза (такие уже есть) или в социальную службу для молодежи, где специалист-психолог его протестирует и подскажет направление, в котором следует определиться. И сделать это надо пораньше.

Второе — необходимо посетить приемную комиссию вуза. Как правило, они работают круглый год, дежурный преподаватель отвечает на вопросы родителей и абитуриентов: какой был конкурс, какие условия поступления и т.д. Обязательно узнайте о «Дне открытых дверей». Так как такие дни проводятся три-четыре раза, то можно побывать на трех-четырех факультетах, а если еще и разделиться: папа — на мехмат, мама — на экономический, ребенок — на технический факультет, тогда уже можно иметь более-менее полную информацию о вузе. Почти все высшие учебные заведения проводят пробные экзамены, и вы не упускайте возможность проверить способности и возможности ребенка в условиях, «максимально приближенных к боевым». Разные вузы проводят эти акции в разные дни, так что при желании можно побывать в нескольких.

Все интересующие вас вопросы нужно выяснять только в приемной комиссии. По себе знаю — пока не попал на работу в «приемку» — имел очень размытое представление о процедуре вступления. Не доверяйте своим знакомым, знакомым ваших знакомых — они выдадут искаженную информацию, очень часто она искажается до абсурда. Так, например, меня практически всегда близкие и дальние знакомые спрашивают — а какая специальность у вас бесплатная? Я же прошу уточнить: что значит «бесплатная»? И тут следует ответ: «Наши знакомые в прошлом году хотели поступать, но им сказали, что на все специальности поступление платное». «А кто им это сказал?» «Какие-то другие знакомые…» «А эти «какие-то другие» имеют отношение к университету?» «Мы не знаем…» В общем, испорченный телефон. Такие люди долго не могут поверить, что абсолютно на все специальности можно поступить без контракта, на т.н. «бюджетные» места. Очень долго им приходится объяснять простое положение — количество бюджетных мест объявляется официально до начала вступительных экзаменов, и за этих студентов платит государство. Допустим, их будет 50 человек. Университет проведет конкурс и отберет 50 лучших бесплатно! Тот, кто заплатит за свое обучение сам, уже будет 51-м, и это значит, что он никак не участвует в конкурсе. Ему надо только не получить «двойку». А случается это не так уж и редко — каждый год несколько «умников», за которых папы оплатили полный курс обучения, получают неудовлетворительные оценки, и университет возвращает деньги.

Так что не слушайте посторонних, а обращайтесь сразу в приемную комиссию. Далее. Если ваш ребенок в школе получает отметки в 10—12 баллов, то это не гарантия, что он такие же оценки получит и при поступлении. Каждый год в любом вузе обязательно найдется медалист (и не один), который на профилирующем экзамене получает «2». И дело не в «купленной» медали. Зачастую это проблема «массовидности» наших школ и индивидуальных особенностей абитуриента. Он может хорошо мыслить, быстро понимать и усваивать материал, но так же быстро его и забывать. На повторение ему времени не хватает, и получается, что сложные задачи по органической химии он решает быстро и правильно, поскольку в школе он их решал в 11-м классе, совсем недавно, а более легкую задачу по неорганической химии не может решить — забыл валентность железа, которую изучал в 8-м классе. Не поленитесь и возьмите в той же приемной комиссии программу по предмету (они и так в каждом книжном магазинчике продаются), и обязательно — вариант прошлогоднего экзаменационного задания. Нормальный вуз никогда не будет делать секрета из своих предыдущих заданий. А вы дома сможете сами поэкспериментировать — дать это задание ребенку, засечь время и посмотреть — сколько задач он решит правильно, и... ужаснуться их малому количеству.

После этого проведите «углубленное» исследование: согласно программе возьмите школьные учебники — а программа учитывает материал еще с 7-го, а то и с 5-го класса и по порядку — тема первая, правило такое-то: знаешь — не знаешь? Тема вторая, задача: решил — не решил? Тема третья: формула — вспомнил — не вспомнил? И так до конца. Не перекладывайте эту процедуру на плечи школы, хотя последние два-три месяца учебы учителя и стараются повторить весь изученный курс, но школьников в это время интересует больше фасон выпускного платья, а не синусы с глаголами. Только после этого вы сможете иметь более-менее реальную картину знаний, и уже исходя из этого строить стратегию и тактику для успешного поступления, а не из сомнительных советов журналистов и «знакомых».

Если уровень знаний ребенка вас не устраивает, не спешите винить в этом школьного учителя. Вспоминая личный учительский опыт, утверждаю: в этом больше виновата «массовидность» нашей школы. Вспомните, сколько было учеников в классе вашего ребенка? В 5—9-м классе — их 35—40, в 10—11-м — 30—35. Сколько раз в месяц учитель может опросить ученика? Хорошо, если два раза. Поэтому, получив в начале месяца хорошую отметку, можно две недели в учебник не заглядывать. Прибавится ли от такой тактики знаний? Нет. Зато хорошая отметка сохранится. А если учесть внедрение очень опасного нововведения —возможности в конце семестра индивидуально пересдать тему для повышения (или получения ) отметки, то будьте уверены — значительная часть учеников перенесет свое знакомство с учебником на конец семестра. Кому нужна такая «авральщина»?

Второе: положа руку на сердце, ответьте — а усерден ли ваш ребенок в учебном труде? Прилежен? Работоспособен? Любопытен? Азартен ли в получении знаний? Если вы отвечаете «да», проверьте его по ранее указанному способу. А если «нет» — не вините в этом учителя, а вспомните, как часто и регулярно вы проверяете его уроки и посещаете школу по своей инициативе для бесед с учителями. Очень редко? Никогда? Получите за это низкий балл на вступительном экзамене! Ибо только ленью и разгильдяйством я могу объяснить множество примеров слабой подготовленности абитуриентов. Они же не знают многих элементарных вещей!

Я бы обязательно по окончании экзаменов выдавал родителям работы их детей — пусть бы посмотрели и сделали вывод сами — гений их ребенок или разгильдяй. Если ребенок не может решить задачу: «Сильный северный ветер дует в спину туристу. В каком направлении он двигается?» — то это не вина учителя географии. Мой сын, шестиклассник, даже без компаса решил это задание за 5 секунд, хотя отличником не является. Если абитуриент, поступающий на факультет журналистики, в сочинении, посвященном творчеству Т.Шевченко, не приводит ни единой (!) цитаты, то его двойку нельзя списывать на «сложность» темы или недобросовестность учителя. Если девочка, поступающая на русскую филологию, изучив названия предложенных тем: «Л.Толстой «Война и мир», «Творчество Пастернака», «Сервантес «Дон Кихот» пишет примерно такую фразу: «Уважаемая приемная комиссия! В школе мы не изучали таких произведений, поэтому я напишу сочинение по своей теме», и получает за это «2», то кто в этом виноват? Признайте честно — нельзя поступать на русскую филологию, не прочитав «Войну и мир» Толстого! Тем более, что список обязательных произведений, согласно программе, вывешен в приемной комиссии за месяц до начала экзаменов, и не такой уж он огромный.

Есть еще одна причина провала, в которой виноваты именно родители. Я сам был свидетелем случая: получили абитуриенты задания, пишут, пыхтят, решают, морщат лбы, а один молодой человек — медитирует. Уставился в свое задание и сидит без движения. Так и просидел все положенное время. На мое ехидное замечание, мол, как же ты в своем ПТУ на «отлично» учился, если не можешь даже решить пример на возведение в степень? Он сначала смутился, а потом тихонько сказал: «Вы знаете, меня родители запихивают в вуз, а я не хочу». «Так тебя же в армию заберут осенью». «Знаете, мне лучше в армию, чем за парту». Парадокс? Но он имеет место.

Некоторые родители, вполне трезво оценивая реальные возможности своего ребенка, стараются определить его на подготовительные курсы при вузах. Конечно, конкурентоспособность повысится — дополнительные занятия никому не мешают, но там тоже существует фактор «массовидности». Более обеспеченные родители организовывают для своих детей индивидуальные занятия с репетитором. В его роли может выступать и школьный учитель, и студент-отличник, и преподаватель вуза. Индивидуальные занятия резко повышают шансы на поступление. И не потому, что репетитор — великий специалист в методике преподавания, а именно потому, что ученик с учителем занимаются один на один, и ученик знает: ему надо обязательно на завтра выучить энное количество тем, и час-два он будет отвечать на вопросы и по этим темам, и по ранее изученным. И не раз в месяц по одному вопросу, а по 15—20 вопросов дважды-трижды в неделю. Ученику деваться некуда. Тем более, что учитель, по договоренности с родителями, постоянно держит их в курсе дела относительно стараний ребенка. И если у ребенка спад успеваемости, то родитель тут же выяснит причину — готовился ли он в положенное время к контрольным работам в школе (это допустимо и ненаказуемо), или он два вечера на дискотеке прыгал — тогда придется ограничить танцы.

На втором месте по значимости для успешного поступления является преподавательское мастерство репетитора. Критерий его оценки тоже один — если ученик выполняет требования учителя и его знания растут — это грамотный преподаватель. Я понимаю, что многие, прочитав абзац, ядовито-возмущенно спросят — а что делать тем, у кого нет денег на репетитора? Ответ один — готовиться к вступительным экзаменам не за два-три месяца до них, а за пять-шесть лет. Это и дешевле, и эффективнее.

Если вы все равно провалились — поплачьте, пострадайте и опять закатывайте рукава, чтобы грызть гранит науки. Помните — нет предела совершенству…