UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вступительные экзамены в вузы вместо ВНО: оправдана ли такая преференция?

По традиции прошлых лет, правила и условия поступления в высшие учебные заведения меняются до последних дней, предшествующих началу вступительной кампании. Каждый год эти изменения касаются большего или меньшего количества людей.

Автор: Наталья Радыш-Маткивська

 

По традиции прошлых лет, правила и условия поступления в высшие учебные заведения меняются до последних дней, предшествующих началу вступительной кампании. Каждый год эти изменения касаются большего или меньшего количества людей. На этот раз - не успело Министерство образования и науки Украины утвердить процедуру реализации норм о введении одного закона, вводящего квоту для поступления по результатам вступительных экзаменов для определенной категории лиц* (законопроект №3628), как в апреле 2016-го депутаты проголосовали за другой законопроект, которым предоставляется право еще одной категории лиц поступать в вузы без результатов ВНО (законопроект №4350). Теперь уже речь идет о лицах, проживающих на территории проведения антитеррористической операции.

Новым законопроектом предлагается дать возможность этим абитуриентам поступать в вузы по результатам только вступительных экзаменов на конкурсной основе. Документ предоставляет такую преференцию вузам, эвакуированным из зоны проведения АТО и временно оккупированных территорий, а также вузам, размещенным на территории Луганской и Донецкой областей, где осуществляют свои полномочия областные военно-гражданские администрации. Кроме того, речь идет и о дополнительной возможности прохождения государственной итоговой аттестации и получения документа государственного образца о полном общем среднем образовании.

Несмотря на благородную, на первый взгляд, цель законопроекта, возникает вопрос: а как это отразится на равном доступе к высшему образованию других абитуриентов? Понимаем, что создание преимуществ для одних лиц не должно бы снижать шансы других и нарушать принцип равного доступа к высшему образованию.

Право быть зачисленным на обучение за средства государственного бюджета, в соответствии с нормами Закона Украины "О высшем образовании", будут иметь абитуриенты, которые получат высокие конкурсные баллы. Соответственно, для этого каждое учебное заведение определяет перечень необходимых для поступления сертификатов ВНО и коэффициенты, применяемые к каждому из них. Практика поступления по результатам сдачи экзаменов в вузах всегда содержала риски субъективного оценивания и коррупционного влияния. Поэтому весьма сомнительно, что увеличение числа лиц, получающих места государственного заказа по результатам не стандартизированного тестирования (ВНО), а вступительных экзаменов, будет способствовать равному доступу к высшему образованию в таких вузах. Этим правом смогут воспользоваться выпускники предыдущих лет, к тому же законопроект не предусматривает установления ограничений (квот) для лиц, которые будут сдавать экзамены в вузах. При таких условиях абитуриентам, сдавшим ВНО, может быть намного труднее поступить на бюджетную форму обучения в этих высших учебных заведениях.

Не исключено, что таким образом инициаторы законопроекта стремились достичь и другой цели - улучшить набор абитуриентов в указанных вузах. Принимая во внимание прошлогоднюю ситуацию с недобором и новый принцип распределения государственного заказа, такой вариант вполне допустим. Собственно, во время принятия законопроекта один из соавторов - доцент Донецкого национального университета в Виннице - признал, что проект закона "дает возможность выжить и развиваться вузам, перемещенным с территорий АТО". Кроме того, основным инициатором изменений является ректор Луганского национального университета им. Тараса Шевченко, который в настоящее время действует в Старобельске Луганской области. Кстати, хотя закон еще не подписан президентом и вводится в действие только через месяц со дня вступления в силу, на сайте ЛНУ уже содержится разъяснение для абитуриентов, как можно "поступить без ВНО".

Вопрос, целесообразны ли такие нововведения, пока остается открытым. Ведь Министерство образования и науки Украины выполнило очень большую работу, чтобы дать возможность упомянутой категории лиц получить документ о полном общем среднем образовании на территории Украины и зарегистрироваться для сдачи ВНО. Так, выпускники 2016-го, проживающие на временно оккупированной территории Украины, имели возможность зарегистрироваться на экстернатную (дистанционную) форму обучения в школах, расположенных в других регионах Украины. Для этого не обязательно требовалось присутствие ученика - все документы принимались в электронной форме, а консультации проводились в телефонном режиме. Личное присутствие было необходимо для сдачи ГИА (украинский язык и литература и история Украины или математика - в форме ВНО, а иностранный язык - в школе). На тот случай, если абитуриент не мог зарегистрироваться на основную сессию или зарегистрировался, но по непредвиденным обстоятельствам не мог сдать ВНО в определенные дни, предусмотрена возможность зарегистрироваться на дополнительную сессию. Крайним сроком регистрации для дистанционной формы обучения и регистрации на ВНО является 20 мая.

То есть следует признать, что алгоритм действий был разработан и, как показывает практика, оказался действенным. Воспользовались им, по данным местных органов управления образования, более тысячи абитуриентов. Станет ли законодательная инициатива народных депутатов такой же эффективной - еще один вопрос, ответ на который мы получим в случае подписания законопроекта президентом и внесения соответствующих изменений в Условия приема.

 

P.S. Когда материал уже был подготовлен к печати, стало известно, что президент подписал этот закон.

*1) лица, имеющие заболевания, которые могут быть препятствием для прохождения внешнего независимого оценивания; 2) дети-сироты и 3) лица, законом признанные участниками боевых действий и защищавшие независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимавшие участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения"). В обнародованном для обсуждения проекте изменений предлагается, что квоты будут устанавливаться высшими учебными заведениями в пределах 10% (а в Луганской и Донецкой областях - в пределах 30%) максимального объема государственного заказа.