UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вступительная кампания: всем учить математику!

До 27 июня — дня проведения большинства выпускных вечеров — все юноши и девушки, которые прошли внешнее тестирование, получат сертификаты с оценками...

Автор: Алина Бажал

До 27 июня — дня проведения большинства выпускных вечеров — все юноши и девушки, которые прошли внешнее тестирование, получат сертификаты с оценками. А дальше, в зависимости от набранных баллов, будут решать: предъявить результаты этих тестов при поступлении в вуз или еще «подтянуться» и сдавать-таки вступительные экзамены.

Министр образования и науки Станислав Николаенко считает, что внешнее тестирование в этом году было успешным. Из 448 тыс. выпускников школ 116 тыс. (26%) прошли внешнее независимое оценивание. Почти полностью охвачены тестированием Киев, Львов и Харьков. Из шести тысяч опрошенных школьников 40% отметили, что стремились просто проверить свои знания, 25% хотели бы засчитать результаты тестирования во время поступления в вуз, а 20% не желали проходить государственную итоговую аттестацию в школе. 5—7% опрошенных сообщили о нарушениях порядка проведения тестирования. Впрочем, отметил С.Николаенко, «...ни СБУ, ни МВД, ни общественность, ни журналисты не привели ни единого факта, что были рассекречены тесты или же у кого-то на руках оказались готовые ответы».

Около 20 тысяч педагогов проводили тестирование и проверяли задания. Тесты содержали задания множественного выбора и открытую часть, в которой ученик должен был показать уровень знаний и умение излагать свою точку зрения. В этом году использовались авторские тестовые задания по всем предметам, проверенные специалистами. «Для тех, у кого есть сомнения, откуда брались задания, соответствуют ли они школьной программе, мы напечатали на сайте Центра оценивания качества образования страницы тестов с вопросами», — сказал С.Николаенко.

Итак, какими же были результаты? Достаточное знание украинского языка и литературы продемонстрировали 56,6% школьников, из них 10,2% показали высокий уровень знаний (10—12 баллов), 46,4% — достаточный (7—9 баллов), 36,8% — средний (4—6 баллов). Интересно, что в Севастополе, где так часто поднимается вопрос статуса украинского и русского языка, высокий балл по украинскому языку получили 17% выпускников (тестированием были охвачены 15% школ). По словам С.Николаенко, этот показатель выше, чем в Ивано-Франковске! В то же время по математике высокий балл получили только 6,6%, достаточный — 28,7%, средний — 51,6% учеников.

«В последнее время слишком много внимания уделяется гуманитарным дисциплинам, в то время как точные и естественные оказались в загоне, — прокомментировал результаты министр образования и науки. — Планируем ввести в 11 классе обязательный экзамен по математике. Ведь ни будущий философ, ни филолог не овладеет своей специальностью, не развивая память и логику, не умея мыслить последовательно и системно...»

Отметим, что результаты тестирования по истории также заставляют задуматься: почти 40% учеников прошли тест по этому предмету на «отлично» и «хорошо», почти 60% — на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

По словам министра, разработанные методики и приобретенный опыт позволят в 2008 году провести в Украине независимое тестирование на этапе окончания школы по двум дисциплинам, а на этапе вступления в вузы — как минимум по семи. Естественно, там, где это необходимо, сохранится творческий конкурс.

Говоря о внешнем тестировании, нельзя не упомянуть о приказе №375, которым Министерство образования и науки обязывало Украинский центр оценивания качества образования до 15 июня предоставить рабочей группе во главе с В.Тесленко результаты тестирования и персональные данные тестируемых. Этот приказ вызвал неоднозначную реакцию, о чем, в частности, писало «ЗН» (№20, 2007 г.). Редакция еженедельника надеялась получить официальный ответ руководства МОН... И вот, наконец, появилась возможность задать вопрос министру лично.

— Человек, переславший вам этот приказ, поступил непорядочно! — рассердился г-н Николаенко. — Вместо того чтобы прийти к министру, побежал жаловаться в газеты... Этот приказ не выполняется, я его приостановил. Но если бы выполнялся, это было бы правильно.

— С какой целью он был создан?

— Чтобы проверить, не допускал ли ошибки или нарушения Центр оценивания. Мы дополнительно проверяем 5% экзаменационных работ, чтобы выяснить, нет ли сбоев в программе проверки. Что здесь такого? Почему киевский центр начал кричать о нарушении прав ребенка? Потому что получит от меня по полной программе. Будем и их проверять. Кстати, по нашей просьбе 13 львовских школьников подали апелляции, и комиссия проверила, объективно ли оценены их работы. Оказалось — да. И ничего страшного в этом нет. Я вам хочу сказать — этот конфликт не имеет отношения к внешнему оцениванию как таковому. Это элементарные разборки между двумя работниками министерства образования: один наезжает, другой испугался... Я их вызвал и сказал, что обоих выгоню с работы. Все уладили, все хорошо...

* * *

13 июня правительство утвердило объемы государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием. По словам С.Николаенко, в этом году, по сравнению с прошлым, госзаказ на бакалавров увеличился на 3,2% (145 тыс. мест), магистров — на 11,4% (32 тыс. мест), еще 97 тыс. мест ждет специалистов. То есть практически все выпускники бакалаврата смогут продолжить обучение за бюджетные средства. При приеме в магистратуру не может быть деления на «своих» и «чужих» — и бакалавры данного университета, и приезжие из других учебных заведений будут поступать по единым правилам.

— В 2000 году мы принимали на бюджет 37% поступающих — в образовании царил кризис, не хватало средств... А вот в нынешнем году наберем уже до 60% бюджетников, — похвастался министр. — Фактически мы сможем бесплатно учить всех способных деток, независимо от того, в какой семье они родились, бедной или богатой, полной или неполной.

В этом году тем, кто мечтает стать юристом или экономистом, стоит пересмотреть свои жизненные планы: госзаказ на экономику и предпринимательство, менеджмент и право уменьшен, ведь в этой области — явный переизбыток специалистов, и многие выпускники не могут найти себе работу. Вместе с тем увеличена квота на подготовку специалистов по физико-математическим наукам, информатике, машиностроению, энергетике, химии, инженерным направлениям в легкой, пищевой промышленности, строительству и архитектуре.

Почти в два раза, по сравнению с 2000 годом, увеличился прием в аспирантуру и докторантуру.

* * *

Что делается для того, чтобы вступительная кампания была честной и прозрачной?

За абитуриентами сохраняется возможность поступать сразу в несколько вузов. С этой целью сроки приема документов, проведения вступительных экзаменов и зачисления удобно разведены во времени. Кстати, документы для поступления теперь принимаются не раньше, чем за 30 дней до начала вступительных экзаменов.

По словам министра, абитуриент имеет право требовать от вуза лицензию на предоставление образовательных услуг и копию аккредитационного листа, а если такие документы показывать не хотят, может смело обращаться в прокуратуру, милицию и звонить по горячей линии МОН.

Четко регламентирован перечень дисциплин, по которым могут проводиться экзамены. Это предметы, обязательно изучаемые во всех школах: украинский язык и литература, зарубежная литература, иностранные языки, математика, история Украины, всемирная история, география, биология, физика, химия, основы правоведения, основы экономики, физическая культура, трудовое обучение. По желанию выпускника все вузы признают результаты внешнего тестирования по украинскому языку, математике, истории.

Собеседования и творческие конкурсы проводят два преподавателя. Остальные вступительные экзамены будут проходить в письменной форме, чтобы можно было подать апелляцию и узнать, насколько объективно выставлена оценка. Как и в предшествующие годы, апелляционные комиссии формируются из лучших педагогов, которые не являются экзаменаторами данного вуза. Апелляция подается в день объявления оценки. Во время заседания апелляционной комиссии родители и абитуриенты могут ознакомиться с проверенной работой. Работы абитуриентов, оцененные ниже среднего уровня, а также 5% других работ будут дополнительно проверяться председателем предметной комиссии.

Кроме того, в марте этого года по распоряжению министра создан оперативный штаб по вопросам вступительной кампании, который обязан реагировать на все нарушения, работает горячая линия МОН. Министр также инициировал создание районных общественных комиссий, призванных контролировать честность поступления, представители которых будут в любом вузе. Все эти мероприятия, по мнению С.Николаенко, помогут свести к минимуму случаи правонарушений и взяточничества во время горячей вступительной поры.

— А в целом я подчеркивал и буду подчеркивать: коррупция как явление существует, прежде всего, в сознании родителей и самих поступающих. Вот недавно уважаемая газета писала на первой странице: надо «дать на лапу» столько-то, чтобы попасть на бюджет. А почему бы не заплатить меньше и пойти учиться на контракт? — возмущался Станислав Николаевич. — В последнее время СМИ нередко занимают одностороннюю позицию: оправдывают ученика, который плохо учился, бездельничал, а теперь ищет, как одним махом получить диплом, да еще и плачется, что в образовании коррупция. Люди добрые, да он же не пройдет честный конкурс! Мы должны повышать уровень образования, а для этого, в частности, не пускать двоечников в вузы. У нас есть 40% контрактных мест для тех, кто не может поступить на госзаказ... Но объективно, если в институте международных отношений конкурс 40 человек на место, разве 39 из них будут утверждать, что там все куплено? В то же время есть менее престижные, но от того не менее нужные специальности, где конкурс — один-три человека на место. На этих специальностях даже стипендия будет на 30% выше — только идите и учитесь. И учите математику...