UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вступительная кампания-2008: из объятий ВНО прямо на «льготный каток»

Директор департамента высшего образования МОН Украины Ярослав Болюбаш изъявил желание прокоммен...

Автор: Виктория Сорокопуд

«Нужно ли Украине ВНО?» — под таким заголовком («ЗН», №1, 2008 г.) был опубликован материал директора Калушской гимназии Дмитрия Бахматюка, в котором он анализирует проект документа Министерства образования и науки под названием «Условия приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году». В частности, автор обращает внимание на п.15 «Условий приема…», согласно которому при поступлении на определенные специальности могут устанавливаться особые условия участия в конкурсе и формы проведения вступительных экзаменов. Директор департамента высшего образования МОН Украины Ярослав Болюбаш изъявил желание прокомментировать сложившуюся вокруг нынешней вступительной кампании ситуацию и разъяснить наиболее противоречивые моменты.

— Представьте себе идеальный вариант: основной принцип поступления в высшие учебные заведения — это знания. Но достичь полной реализации данного принципа возможно только в том случае, когда будут созданы равные условия для получения качественного образования во всей средней школе, — считает Ярослав Яковлевич. — Понятно, что в любом лицее или гимназии созданы особые условия для получения знаний. А если мы возьмем ребенка из сельской школы? Дальше — инвалиды. Для них тоже должны быть общие условия поступления? Или вот сейчас мы занимаемся детьми погибших шахтеров — это 53 потенциальных абитуриента в высшие учебные заведения. И семьи погибших добиваются сейчас, чтобы их дети имели льготы при поступлении не только на горные, но и на другие специальности.

Теперь что касается победителей всеукраинских олимпиад, призеров международных конкурсов. Да, мы сохранили действие льгот, согласно которым они зачисляются в вузы, но лишь при условии позитивных оценок в сертификатах, которые должны быть не ниже четырех баллов. На сегодняшний день у нас имеется тринадцать категорий льготников при поступлении в высшие учебные заведения.

— Не много ли? Так какая все-таки роль в этом процессе отводится ВНО?

— Внешнее независимое оценивание — это прежде всего единые критерии оценивания заданий. Можно сказать, что в проверке выполненных работ участвует «единый учитель», потому что хотя задания и проверяются разными учителями, но действуют единые критерии оценки, которые позволяют говорить об одних и тех же подходах к оцениванию знаний школьника. Субъективный фактор таким образом сведен к минимуму.

Почему у нас существуют особые условия для победителей и призеров различных олимпиад? Потому что это один из путей выявления талантливой молодежи. Иногда победитель международной математической олимпиады в силу различных причин по конкурсным предметам может иметь баллы значительно ниже. И тогда наши ребята едут учиться в Турцию, Румынию, Польшу, Российскую Федерацию на льготных условиях (такие условия для талантливой молодежи там есть и это нормально). Почему же мы из-за какого-то формализма должны уничтожать национальное достояние?!

— Если я вас правильно поняла, ВНО может сосуществовать сегодня наряду с «особыми условиями»?

— Пока что — да. Конечно, в процессе внешнего независимого оценивания многое мы еще спрогнозировать не можем. Например, сколько сертификатов может быть подано на престижную специальность в тот или иной университет. Ведь может быть пятьдесят мест и тысяча сертификатов.

Несомненно, читателей интересует, как будет происходить прием сертификатов. Абитуриент либо подает оригинал сертификата, с которого вуз тут же делает ксерокопию и заверяет ее, либо предоставляет уже нотариально заверенную копию.

Теперь относительно условий приема выпускников довузовской подготовки. Данную категорию мы решили все-таки сохранить, ведь это профессионально ориентированная молодежь. Поэтому те, кто проходит довузовскую подготовку, могут быть зачислены по результатам обучения, но только при условии позитивных оценок по конкурсным предметам в сертификатах. То есть выпускники довузовской подготовки от внешнего независимого оценивания не освобождаются.

— Почему «Условия приема…» рассчитаны только на 2008 год?

— Как бы ни была отработана технология, мы не можем утверждать, что все заработает идеально, пока не проверим ее в эксперименте. Систему ВНО мы разрабатывали много лет, но во всеукраинском масштабе внедряем впервые. Конечно, со временем будем ее корректировать. Уже сегодня я убежден в том, что перечень предметов должен быть пересмотрен, так как их слишком много. В Великобритании, например, тестирование проводится только по трем предметам — английский язык, математика и науки, интегрирующие в себе химию, физику, биологию. Пройдет еще несколько лет, и все станет на свои места.