UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вступительная кампания. Аттестаты нужны?

Следует ли увеличивать вес школьных оценок при поступлении

Автор: Владимир Онацкий

С 1 августа начинается вступительная кампания в высшие учебные заведения страны. Но уже сейчас каждый абитуриент может посчитать свой конкурсный балл, состоящий из баллов, полученных на ВНО, и среднего балла приложения к свидетельству об образовании, или, как его называли раньше, среднего балла аттестата.

Сейчас, согласно «Условиям приема в высшие учебные заведения», средний балл аттестата учитывается при поступлении не полностью — его умножают на весовой коэффициент. Не все вузы, отбирая абитуриентов, одинаково подходят к учету школьных оценок. Так, весовой коэффициент школьного документа при поступлении во Львовскую или Киевскую политехники или Львовский национальный университет имени Ивана Франко равняется нулю, то есть школьные оценки при поступлении не играют роли.

В КНУ имени Тараса Шевченко и в КНТЭУ при поступлении на разные специальности этот коэффициент может составлять как 0, так и 10%. Впрочем, подавляющее большинство учебных заведений закладывает максимально возможный коэффициент веса школьного документа — 10%. Оценка 12 из школьного свидетельства об образовании — это 200 баллов конкурсных, ведь при коэффициенте 10%, максимум, который может получить отличник по школьному аттестату, — 20 баллов.

Однако, по мнению временно исполняющего обязанности министра образования Сергея Шкарлета, максимальный вес свидетельства о получении полного общего среднего образования на уровне 10% — это слишком низкая оценка учебных достижений учеников. «Зачем тогда школа?» — задал вопрос и.о. министра в интервью Lb.ua.

Давайте разбираться вместе: может, действительно следует увеличить вес документа о школьном образовании? Что отображает средний балл свидетельства? В идеале он должен отображать успешность выпускника школы. На самом же деле он может отображать не только академические успехи юноши или девушки, но и другие вещи. Иногда на итоговую школьную оценку влияет участие родителей в жизни класса и школы, поведение ученика, посещение им школы и еще много факторов. Например, уровень учебного заведения, которое окончил ребенок. Не всегда одинаковый вес имеет одна и та же оценка в лицее или гимназии с углубленным изучением некоторых предметов и, скажем, в сельской школе. Так что, учитывая средний балл аттестата в полной мере, мы можем поставить выпускников в неравные условия.

Иногда на балл аттестата влияет и лояльность педагогов. Вот рассказ, который мама выпускницы разместила на одном из форумов: «У моей ВНО по украинскому — 185 баллов, и по ГИА она получила 11 баллов. При том, что учительница ставила в первом семестре оценку 5, а через год — 6. Был затяжной конфликт с преподавательницей. ВНО вроде бы расставило все точки над «і», однако же эта единственная «шестерка» все равно повлияла на средний балл аттестата».

Но чаще между результатами ВНО и школьной оценкой очень высокая корреляция. Они могут отличаться в пределах 1–2 баллов, что нормально, учитывая стресс и другие факторы ВНО. Но была бы ли корреляция такой высокой между всеми школьными оценками и независимым оцениванием по всем предметам? Никто этого не исследовал, а посему подтвердить или опровергнуть не можем. Однако догадываемся о результатах подобного исследования.

Все участники образовательного процесса отмечают, что в школе особое внимание уделяют изучению именно тех предметов, по которым придется сдавать ВНО. Потому что педагоги обычно проникаются дальнейшей судьбой своих учеников и максимально стараются дать качественные знания по учебным дисциплинам, необходимым для поступления. При этом они весьма снисходительны к овладению учениками другими дисциплинами.

Нынешняя система ВНО заставляет учителей за руку водить выпускников на тестирование. Провал ученика на ВНО воспринимается как провал учебного заведения, как пятно на фасаде, и любой директор скажет: «Вот, вместо того чтобы сидеть над технологиями или искусством, лучше бы больше внимания уделил украинскому языку». Так одни учебные предметы становятся приоритетными, а другие — не очень.

По результатам ВНО обнародуются разные рейтинги школ. И что же они показывают? На первых позициях — заведения, отбирающие на обучение академически одаренных учеников с жестким внутренним рейтингом. Ясное дело, чтобы хоть как-то быть наравне с этими учебными заведениями, обычные школы бросают все силы на подготовку учеников с более низкими академическими способностями, более слабой мотивацией, меньшим интересом к усвоению предметов, нужных хотя бы для поступления. Есть мнение, что если бы при поступлении в полной мере учитывались все оценки школьного аттестата и это существенно влияло бы на вступительные баллы, в школе не было бы такого избирательно качественного изучения одних предметов за счет других.

Можно предположить, что средний балл свидетельства об образовании отражает уровень учебных достижений учеников. Однако же для вузов важен не мифический уровень знаний по всем предметам, а реальный (по тем дисциплинам, которые станут базовыми при овладении профессией).

Время от времени в обществе звучат предложения, чтобы те, кто окончил школу 20 лет назад, поступали только по школьному аттестату, без ВНО. По мнению пана Шкарлета, эти люди не смогут сдать ВНО. Но что подтверждает аттестат человека, закончившего школу двадцать лет назад? Разве его актуальные знания отвечают оценкам, выставленным в аттестате? Да и как он будет учиться рядом с теми, кто показал хорошие результаты на независимом тестировании, если не может его сдать?

Подводя итоги сказанного должен признать: нет однозначной позиции о необходимости увеличения веса школьного документа об образовании при поступлении в высшие учебные заведения. С одной стороны, это не всегда реальный показатель академических успехов ученика. С другой — не хотелось бы обесценивать обучение школьным предметам, не нужным для ВНО.

Еще до начала основной сессии внешнего независимого оценивания многие граждане выступали за отмену каких-либо экзаменов и зачисление на обучение по результатам только школьного оценивания, то есть по конкурсу аттестатов. Еще большая группа людей встала на защиту внешнего оценивания как единственного добросовестного варианта поступления. Уместно будет вспомнить и многочисленные протестные заметки против увеличения количества абитуриентов, которые могут стать студентами без сдачи тестов ВНО.

На мой взгляд, в будущем нужно вообще не учитывать балл документа об образовании, определяя конкурсный балл поступающего. Единственным мерилом должны быть результаты ВНО и конкурсных экзаменов на творческие специальности. Хочется пожелать всем абитуриентам удачного поступления в овеянные мечтой вузы, и пусть удача сопровождает вас всю студенческую жизнь.