С тех пор, как приняли скандально известный закон "Об основах государственной языковой политики", прошел почти год. И чем дальше, тем больше мы начинаем понимать настоящие масштабы этой катастрофы.
Соавтор законопроекта Вадим Колесниченко обратился с письмами к руководителям районных управлений образования столицы с требованием выполнять ст. 20 инициированного им закона. Отныне, подчеркивает нардеп, принимая детей в первый класс, директора школ должны требовать кроме традиционных документов (заявления о зачислении, копии свидетельства о рождении, медицинской карточки) еще и заявление о выборе языка обучения. "Без предварительного взятия от родителей или лиц, их заменяющих, заявлений о языке обучения любое формирование первых классов невозможно" (цитируем дословно. - Ред.), - дает указание депутат.
Известный защитник русского языка не только разъясняет работникам образования нормы своего закона, но и требует, воспользовавшись статусом народного депутата, предоставить ему подробную информацию о том, сколько заявлений о языке обучения первоклассников собрало каждое учреждение и какой именно язык выбрали родители.
Такая ситуация стала настоящей неожиданностью для работников образования. До сих пор пресловутую ст. 20 закона "Об основах государственной языковой политики" незаслуженно, как теперь выяснилось, обходили вниманием и общественность, и чиновники. Сейчас школам придется срочно собирать родителей первоклассников и просить их написать дополнительные заявления.
Согласно ст. 20 закона, учебные заведения "в установленном порядке создают отдельные классы, группы, в которых обучение ведется на другом языке, чем в учебном заведении в целом". Если таких желающих немного, закон разрешает "с целью поддержания немногочисленных языковых групп" создавать малокомплектные учебные заведения, классы, группы.
Поскольку до сих пор Минобразования не издало ни одной инструкции по разъяснению этого положения, пока непонятно, для какого количества учеников можно открывать малокомплектные классы и группы. И из каких источников их финансировать.
Для того, чтобы изменить язык обучения, школам также придется срочно внести изменения в свои уставы.
Хотя письмо депутата составлено юридически грамотно, в нем есть грамматические ошибки, что довольно странно для человека с двумя высшими образованиями. Автор письма даже путается в номере статьи закона, на которую ссылается, - то №20, то №29.
В отличие от В.Колесниченко, обратившемуся только к руководителям управлений образования, Д.Табачник неделей раньше прислал письмо и им, и руководителям вузов. В нем министр не только рекомендовал собирать заявления родителей относительно выбора языка обучения, но и предостерегал, что "в последнее время в Министерство поступают обращения граждан относительно невыполнения этой нормы законодательства". Д.Табачник просил чиновников "провести соответствующую работу с руководителями" и информировать министерство о ее результатах до 31 мая.