UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНО: повторенье — мать ученья

Как любое явление, интересующее большое количество людей, внешнее независимое оценивание обросло ворохом мифов, слухов, опасений и устойчивых предубеждений...

Автор: Алина Бажал

Как любое явление, интересующее большое количество людей, внешнее независимое оценивание обросло ворохом мифов, слухов, опасений и устойчивых предубеждений. Казалось бы, плюсы и минусы, особенности и процесс его внедрения обсуждают на каждом углу. Тем не менее, послушав вопросы, которые задавали журналисты министру образования и науки Ивану Вакарчуку и директору Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Игорю Ликарчуку, убеждаешься: многим неизвестны элементарные вещи, связанные с внешним оцениванием. Хотя эксперимент по внедрению ВНО начался еще в 2002 году, некоторые собратья по перу (а они ведь представляют общественность!) до сих пор опасаются, что: а) тестирование — слепое копирование Запада, лучше было бы придумать собственную систему оценивания, более подходящую для нашей ментальности; б) тестирование сбивает детей с толку и психологически более дискомфортно для учеников, чем традиционные вступительные экзамены; в) тесты составляют министерские чиновники, далекие от живого образовательного процесса; г) тестирование показывает только объем зазубренного материала и т.п. Вот и пришлось министру и директору в очередной раз объяснять, что, например, ВНО вводится в рамках Лиссабонской конвенции, одним из условий которой является равный доступ к образованию. Системы внешнего оценивания функционируют более чем в 150 странах мира, в том числе Азербайджане, Казахстане, Киргизии. Мы многое позаимствовали у соседей, но некоторыми нашими наработками сегодня интересуются в других странах, так как у нас получилось лучше...

— В прошлом году 39 тыс. участников ВНО поступили в вузы, — рассказал Игорь Ликарчук. — Конкретный пример: Институт международных отношений, самый «козырный», факультет международных экономических отношений. Из 25 человек 22 приняли по результатам тестов. Прошла зимняя сессия, и директор института написал мне в письме, что практически все оценки по математике, указанные в сертификатах, совпали с результатами зимней сессии.

— Когда абитуриент оказывается один на один с вопросами и листом бумаги, без постороннего влияния, без психологического давления экзаменатора, он может за несколько минут сосредоточиться, войти в удобный для него ритм работы, мышления, — убежден Иван Вакарчук (во Львовском национальном университете, ректором которого до недавнего времени он был, вступительное тестирование проводится с 1992 года). — А если его постоянно дергают, много времени уходит на самоуспокоение. (Добавлю из собственного опыта: «комфортнее» прохождения тестов только экзамен, на котором экзаменатор сам выполняет за тебя задания, — впрочем, некоторых устроил бы именно такой вариант… — А.Б.)

— Работники министерства тесты не составляют, — терпеливо разъяснял директор УЦОКО. — Над ними работают лучшие учителя школ, преподаватели высших учебных заведений, методисты и другие специалисты. Их фамилии не разглашаются, чтобы избежать утечки информации о содержании заданий. Над каждым тестом работает, по меньшей мере, 10—15 человек. Все тестовые задания прошли апробацию — решались группой учащихся (не менее 150—300 человек). Все задания составлены в рамках школьной программы. Они сбалансированы: 20% — сложные, 20% — простые, 60% — среднего уровня. Уровень сложности определяется по результатам апробации, так же, как и оптимальное время, которое отводится на решение каждого теста. В тестах, разработанных нашим центром, используется шесть форм заданий. Это не только задания множественного выбора, есть и такие, где нужно проявить способность формулировать мысли, делать выводы. Такие задания проверяют три квалифицированных педагога независимо друг от друга...

***

До 20 февраля каждый потенциальный абитуриент должен был зарегистрироваться по месту обучения (одиннадцатиклассники) или в органах управления образованием по месту проживания (выпускники прошлых лет). Предполагалось, что тестирование охватит около 530 тыс. юношей и девушек, однако по состоянию на 13 февраля зарегистрировалась 301 тыс.

— Может, и не дотянем до полумиллиона, — говорил директор УЦОКО Игорь Ликарчук. — Ведь тестирование добровольное, зарегистрируются только те, кто действительно хочет поступать в вуз в этом году. За последние 15 дней зарегистрировалось 94 тыс. человек. У нас всегда все на последний день откладывают...

Ходят слухи, что в некоторых отдаленных регионах не зарегистрировался никто: до детей просто не дошла информация о тестировании. Как бы то ни было, срок регистрации не продлят: организаторам необходимо не менее двух месяцев, чтобы администрировать процесс внешнего тестирования. Впрочем, для тех, кто не успеет зарегистрироваться или не попадет на основное тестирование по уважительным причинам, будет организована дополнительная сессия. Такими причинами могут быть болезнь, смерть близкого человека, чрезвычайное положение, пребывание за границей или в учреждениях исполнения наказаний, прохождение срочной военной службы, участие в международных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, включенных в официальные мероприятия, которые проводятся при участии Минобразования, Минкультуры и Минсемьи и молодежи, а также сдача школьных экзаменов экстерном. Основная сессия будет проходить с 22 апреля по 4 июня, дополнительная — с 26 июня по 4 июля. Министр пообещал, что подать сертификаты в вузы всех уровней аккредитации успеют все.

Независимо от того, тестируется выпускник или нет, он должен обязательно сдать четыре школьных экзамена в рамках государственной итоговой аттестации. Впрочем, результат теста, например по украинскому языку или математике, может быть занесен в аттестат. Можно пройти до трех тестов: обязательный по украинскому языку и литературе и еще один-два, указанные в условиях приема на выбранную специальность.

— Все тесты составлены на государственном языке — украинском, — отметил министр образования и науки. — Но в переходный двухгодичный период выпускники школ, которые обучались на языках национальных меньшинств, могут пользоваться переводами тестовых заданий, а также писать ответы на открытые вопросы на этих языках. Это поможет молодым людям, которые недостаточно владеют украинским языком не по своей вине, а потому, что взрослые не обеспечили им надлежащий уровень преподавания. Нужно идти навстречу этим детям, обеспечить им равные условия поступления. А мы за это время приложим усилия, чтобы повысить уровень преподавания государственного языка.

По словам Игоря Ликарчука, группа экспертов уже подготовила качественные переводы тестов на русском, польском, венгерском, молдавском, румынском, крымскотатарском языках. Их напечатают столько, чтобы хватило всем желающим. Регистрируясь на тестирование, каждый должен был указать в заявлении, на каком языке хочет проходить тесты. Вполне возможно, например, сдавать основы правоведения на русском, а математику — на украинском языке. Исключение составляет только общеобязательный тест по украинскому языку и литературе: здесь о переводе и речи быть не может.

Оценка за тест определяется по двум шкалам: 12-балльной и 200-балльной. Чтобы претендовать на поступление в вуз, юноши и девушки должны набрать не менее четырех баллов по 12-балльной или 124 — по 200-балльной системе. Дальше все будет зависеть от условий приема конкретного вуза. Каждый абитуриент имеет право подать документы в любое количество учебных заведений.

Вузы не должны проводить собственных вступительных экзаменов. Исключение — творческие конкурсы. Кроме того, вузы могут устраивать свои экзамены по иностранному языку для поступления на такие специальности, как филология, международные отношения, международная экономика, менеджмент, аэронавигация, морской и речной транспорт. Программа этих экзаменов должна быть утверждена министерствами, в подчинении которых находятся вузы, не позднее чем за четыре месяца до начала приема документов. Для определенных категорий абитуриентов (медалистов, владельцев аттестатов и дипломов с отличием, призеров всеукраинских конкурсов и олимпиад, выпускников подготовительных курсов вузов) могут устанавливаться особые условия участия в конкурсе и формы проведения вступительных экзаменов (собеседование, предварительное тестирование, творческие конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, аттестационные экзамены и т.п.). Именно об этом идет речь в известном «компромиссном» пункте 15 «Условий приема в высшие учебные заведения в 2008 году».

— Пусть никто не трактует особые условия приема как возможность избежать тестирования! — подчеркнул Игорь Ликарчук. — Подача сертификатов обязательна для всех категорий поступающих, без них документы принимать не будут. Исключение сделали для инвалидов І и ІІ групп, для которых мы пока не можем создать условий (напечатать тесты шрифтом Брайля, обеспечить подвоз колясочников и т.п.). Их будут зачислять по результатам собеседования.

Казалось бы, переход ко всеобщему независимому оцениванию лишает смысла золотые и серебряные медали и весь ажиотаж вокруг их получения. Тем не менее, отменять медали пока никто не собирается. За вузом остается право учитывать или не учитывать наличие медали, если будут представлены сертификаты с одинаковым количеством баллов. Впрочем, министр Вакарчук признал, что положение о медалях нуждается в пересмотре.

Хорошо сегодняшним одиннадцатиклассникам: школьная программа еще свежа в памяти, пробелы можно восполнить на подготовительных курсах. А как быть выпускникам прошлых лет? Неужели теперь те, кто хочет получить второе высшее образование, должны снова «влезать в короткие штанишки», то есть вспоминать школьные предметы?

— Я убежден: независимо от того, когда человек окончил школу, в вуз надо идти с определенной базой знаний, — сказал Игорь Ликарчук. — Поэтому нужно готовиться к тестированию. Мы каждому предоставим возможность пройти пробное тестирование, чтобы ознакомиться с технологией. Но пробное тестирование не заменит системной подготовки, повторения и обобщения материала, усвоенного в школе.

Иван Вакарчук отметил, что тестирование должны проходить только те, кто поступает на первый курс (независимо от того, какое по счету образование они получают). Для зачисления в магистратуру вузы проводят отдельные экзамены.

Пробное тестирование может пройти каждый желающий. Организаторов — хоть отбавляй (вузы, институты последипломного педагогического образования, журнал «Тестирование и мониторинг образования» и другие), а тренироваться можно будет вплоть до начала «боевого» тестирования — 22 апреля. Конечно, не бесплатно. По данным Игоря Ликарчука, минимальная стоимость прохождения одного пробного теста — 17 грн., максимальная — 50 грн. Цена зависит от формы тестирования. Это может быть полное воспроизведение реальных условий, а можно просто получить бланк заданий и ключ к нему (например, по почте) и потренироваться дома с таймером.

На организацию ВНО в этом году в Госбюджете уже заложено 52 млн. грн., нужно еще столько же. По словам Игоря Ликарчука, 47% средств будут направлены на оплату труда людей, которых привлекут к проведению тестирования.

— Половины суммы, заложенной в бюджете, достаточно, чтобы провести тестирование, — заверил министр Вакарчук. — Другая половина будет касаться оплаты труда после проведения тестирования. Но деньги мы найдем, ведь это — приоритетная задача, прописанная даже в коалиционном соглашении.

Около 1,3 млн. грн. государственных средств были потрачены на издание пособий с примерами тестовых заданий и описанием процедуры тестирования. Выпускники этого года получат их в школьных библиотеках, а предыдущих лет — в местах регистрации. Информационные материалы изданы тиражом 530 тыс., чтобы хватило всем. Их продажа запрещена.

— Мы сегодня судимся с несколькими издательствами, которые напечатали пособия, используя наши логотипы, — рассказал Игорь Ликарчук. — Нужно раз и навсегда показать всем, что мы не будем мириться с таким плагиатом. В «пиратских» сборниках тестов иногда такое пишут, что стыдно процитировать...

***

…Тем временем в народе уже ходят слухи о продаже сертификатов. Даже цена называется — в среднем 3 тыс. долларов.

— Естественно, мы примем ряд антикоррупционных мер, — заверил Игорь Ликарчук. — Во-первых, сертификаты будут иметь несколько степеней защиты. Вторая система защиты — программное обеспечение, с помощью которого эти сертификаты будут изготавливаться. Оно исключает любое постороннее вмешательство. Кроме того, после завершения тестирования мы на своем сайте вывесим информацию для приемных комиссий, по которой они смогут сверить сертификат, принесенный выпускником, с базой данных УЦОКО. В прошлом году называли меньшую цену, но ни в одном вузе не обнаружили ни одного «липового» сертификата. Думаю, не будет их и в этом году.

Мы прилагаем максимум усилий, чтобы содержание заданий не стало известно до дня тестирования. Открою маленький секрет: более 50% тетрадей с тестами уже напечатаны. Насколько я знаю, — а мы за этим очень тщательно следим, — в Интернете их пока нет. Уверен, их там и не будет...

От редакции. К сожалению, информация о продолжении до 1 марта срока регистрации для желающих пройти тестирование появилась уже после того, как номер был сдан в типографию.