Нужна ли реформа образования? Ответ на данный вопрос не столь очевиден, как это представляется заинтересованным лицам. А чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на несколько вопросов.
Вопрос первый. Существует ли коррупция в учреждениях образования?
С одной стороны, «…я подчеркивал и буду подчеркивать: коррупция как явление существует прежде всего в сознании родителей и самих поступающих» (интервью с министром образования С.Николаенко, «ЗН», №24, 2007)
Министр действительно подчёркивал это неоднократно. И убедительно доказывал: не может быть коррупции, например, при поступлении в вуз, если вместо того, чтобы давать взятку, можно просто поступить на платное отделение. А текущие экзамены, по мнению С.Николаенко, «проплачивает» тот, кто не хочет заниматься.
С другой стороны, можно привести многочисленные высказывания того же министра (а также президента страны, различных чиновников), утверждающего нечто прямо противоположное. Например: «Незалежне оцінювання знань випускників …унеможливлює корупційні дії на етапах закінчення школи та вступу до внз» (из интервью того же министра, 2006 год). Спрашивается, как можно «унеможливлювати» явление, существующее в воображении людей? Как быть с убедительностью аргументов, которые высказывал сам руководитель ведомства?
Вопрос второй. Каков уровень знаний учащихся?
С одной стороны, существуют Государственная инспекция учебных заведений МОН Украины, областные, городские, районные органы образования. Одна из основных задач указанных организаций — именно установить результат деятельности системы образования — уровень знаний. Так называемые срезы знаний регулярно проводятся во всех школах страны. Учреждения, которые прошли государственную аккредитацию, выдают сертификаты, имеющие государственную гарантию качества. Увы, источник, содержащий информацию о результатах «срезов», а также об отметках в аттестатах, отсутствует в природе. Однако листочек с данными по району я нахожу в учительской комнате своего лицея регулярно. Что же касается отметок в аттестате зрелости, то все знают: эти важные документы заполнены очень приличными отметками. Сторонний наблюдатель, таким образом, должен прийти к выводу о том, что проблема (низкого) уровня знаний в Украине отсутствует.
С другой стороны, «…на сегодняшний день в массовой школе образование по физике разрушено, а по математике — находится на стадии разрушения» («ЗН», № 40, 2007 г.). Могу с уверенностью подтвердить вывод авторов цитируемой статьи. В этом году я мог (в качестве эксперта районной олимпиады) засвидетельствовать практически полное отсутствие решений задач: участники районной олимпиады по физике сдали в подавляющем большинстве чистые листы. И это при том, что сами задания находились на уровне обычных школьных задач.
Речь идёт не только о преподавании физики и математики. Оптимизм официальных результатов, оказывается, никто не разделяет. Более того (как отмечено в уже упомянутом интервью министра), лишь «незалежне оцінювання знань випускників започатковує (!) систему моніторингу якості освітньої діяльності…».
Спрашивается: почему бы не отдать новый инструмент — внешнее независимое оценивание (ВНО) в руки государственных служащих, которые, как мы выяснили, должны устанавливать уровень знаний учащихся, выполняя свои должностные обязанности. А если они не способны их исполнять, то заменить их на способных…
Вопрос третий. Существует ли конкурс в вузы Украины?
Авторы статьи в «ЗН» (№40, 2007 г., «На что будет опираться шестой технологический уклад…») сообщили о вопиющем факте: впервые в истории Украины ведущие физико-технические вузы (факультеты) не смогли заполнить вакантные места. Но, спрашивается, каким образом осуществляют набор другие учебные заведения?
Уважаемый Д. Бахматюк, автор недавнего выступления в «ЗН» (№1, 2008, «Нужно ли Украине ВНО?») заметил странное обстоятельство: «В Украине в нынешнем году было 448 тысяч выпускников старшей школы. На телевидении промелькнула информация, что студентами вузов стали 500 тысяч человек. Неужели все выпускники школ стали студентами вузов?».
Уточняю. Согласно сведениям, опубликованным Госкомстатом Украины, в 2006/2007 учебном году принято в вузы 3—4-го уровней аккредитации 507,7 тыс. студентов. При этом, в одном из интервью министр образования сказал, что у нас 70% выпускников поступают (подают заявления) в вузы. Государственный заказ составляет примерно 60%. Исходя из этих данных легко вычислить, что практически все выпускники средних школ, желающие поступить в вузы, имеют возможность занять оплачиваемые государством места! Хочу заметить, что, согласно тем же данным, в указанном учебном сезоне принято ещё 151 тыс. студентов в вузы 1—2-го уровней аккредитации. Перекрыть наблюдаемую явную диспропорцию могут только выпускники ПТУ (289 тыс.), поголовно рвущиеся в вузы. И, разве что, инопланетяне (согласно данным Госкомстата, доля иностранных студентов невелика). Добавлю к сказанному, что такая диспропорция наблюдается уже не менее десяти лет.
Как же так? — удивится читатель. Ведь тот же Госкомстат сообщает о наличии конкурса на уровне 2 (2 абитуриента на одно место).
Если бы Госкомстат опубликовал общее количество поданных заявлений, то выяснилось бы, что количество таковых превышает число мест, имеющихся в наличии, именно в два раза: дело в том, что, как известно, абитуриенты у нас могут подавать заявления в несколько учебных заведений одновременно.
Вывод таков. В Украине в целом конкурс в вузы отсутствует. Таким образом, возникает проблема избытка вузов, а не избытка абитуриентов. Но тогда появляется ещё один вопрос.
Вопрос четвертый. Зачем проводить внешнее тестирование?
Тестирование предназначено для того, чтобы обеспечить отбор лучших абитуриентов. А каким может быть отбор при отсутствии выбора? Каков, к примеру, смысл тестирования по физике (в условиях отсутствия конкурса и достаточных подтверждений отсутствия знаний)?
В объективности оценивания уровня знаний при помощи тестирования не все уверены. Авторы уже цитируемой статьи в «ЗН» утверждают: «Как засвидетельствовали вступительные экзамены на механико-математический факультет и факультет кибернетики КНУ, абитуриенты преимущественно не подтвердили уровень оценок по математике, выставленных по результатам независимого тестирования». Аналогичные результаты получены во многих вузах (результаты «нулевых» контрольных работ по математике).
Как же могло получиться это «неподтверждение»? А очень просто. По сведениям, полученным мной от многочисленных учащихся и учителей, принимавших участие в ВНО прошлого учебного сезона, жесткие условия тестирования выполнялись отнюдь не везде. И, напомню, это происходило в условиях, когда отметка по тестированию решающего значения не имела (можно было пойти и «переписать» экзамен, получив требуемый результат). Чего же можно ожидать в текущем учебном году, когда и масштабы, и ответственность тестирования резко возрастут?
Так нужно ли проводить тестирование? Позволю себе, может быть, несколько парадоксальное утверждение. С моей точки зрения, тестирование проводить следует обязательно! И позорный 15-й пункт в приказе №1172 МОН (позволяющий поступать в вуз в обход тестирования) следует обязательно изменить. Но вовсе не в качестве борьбы с коррупцией. И не столько для выяснения уровня знаний (который можно установить и точнее, и значительно дешевле другими средствами). Тестирование следует проводить потому, что на сегодняшний день это единственное здравое мероприятие, которое проводит МОН за последние десятилетия. Не исключаю: избежав массовых нарушений правил проведения тестирования, можно надеяться на использование результатов ВНО для разворачивания общественного обсуждения проблем образования. И как результат такого общественного диалога можно ожидать позитивных перемен в нашей школе.