UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНО — ватерпас реформ

С первых дней существования внешнее независимое оценивание (ВНО) воспринималось как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вузы. Но за десять лет фокус общественного внимания к образованию изменился. Нам недостаточно борьбы с коррупцией, речь идет о реформировании всей системы образования - от школы и до вуза.

Автор: Оксана Онищенко

С первых дней существования внешнее независимое оценивание (ВНО) воспринималось как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вузы.

И все же справилось с этой непростой задачей. Но за десять лет фокус общественного внимания к образованию изменился. Нам недостаточно борьбы с коррупцией, речь идет о реформировании всей системы образования - от школы и до вуза.

Время перемен

Теперь на ВНО, уже хорошо зарекомендовавшее себя, возлагаются другие надежды. Нет, конечно, само по себе тестирование, как и какое-либо другое измерение, не может быть инструментом проведения реформ, но должно стать совершенной линейкой, с помощью которой мы будем измерять то, что строим в образовании. Измерять так, как, например, это делает строитель, возводя стены. Он регулярно замеряет ватерпасом, правильно ли делает кладку, нет ли перекосов, не завалятся ли потом стены.

Следовательно, перед обществом, экспертной средой, просвещенческими чиновниками и политиками стоит важная задача: определиться, куда и как должно двигаться ВНО, и обеспечить для этого условия - финансирование, кадры, законодательное поле. Эти новые задачи независимого тестирования уже очерчиваются в проекте закона "Об образовании".

Эксперты выделяют следующие направления развития ВНО.

Первое - совершенствование тестов ВНО.

В них должны быть открытые задания, а не только требующие выбора варианта ответа. В тестах по большинству предметов таких заданий нет. И это не из-за прихоти работников Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО), а из-за банальной нехватки финансовых (открытые задания проверяет человек, а не компьютер) и, следовательно, человеческих ресурсов.

Кроме того, надо обратить внимание на характер тестовых заданий: "Мы идем в том направлении, чтобы больше заданий было на применение знаний, а не на репродуктивное их воспроизведение.

Украина готовится к участию в международном сравнительном исследовании PISA, нацеленном на проверку компетентности учеников , - подчеркивает Вадим Карандий, директор УЦОКО. - Координирует это исследование УЦОКО. И уже сейчас наши региональные работники проводят консультации для учителей по компетентносному оцениванию".

Но тесты независимого оценивания существуют не сами по себе, они привязаны к программам ВНО, утверждаемым Минобразования, а те, в свою очередь, - к программам средней школы. Следовательно, если мы хотим, чтобы изменился акцент в тестах, надо обновлять школьные программы. И эта работа уже начинается.

Важным шагом в совершенствовании системы тестирования будет введение теста на способность к обучению (общие учебные компетентности) - ТОУК.

"ТОУК может применяться для проверки знаний и навыков для лиц, поступающих в вуз более чем через 5 лет после окончания школы; для поступления на специальности, для которых нет прямых предметных тестов, которые проверяли бы способности, необходимые для успешного обучения (например, тест по истории плохо определяет способность учиться на специальности "право"), - считает Инна Совсун, экс-заместитель министра образования, а ныне - вице-президент Киевской школы экономики.

"У нас есть наработки, и они уже апробированы, - говорит Александр Ляшенко, руководитель рабочей группы, разработавшей ТОУК, академик-секретарь НАПНУ, доктор педагогических наук. - Но особенности его введения не позволяют сегодня массово ввести его в практику ВНО".

Второе направление развития ВНО - введение тестирования в средней школе: после 9-го класса и начальной школы. Здесь важно подчеркнуть несколько нюансов.

Тестирование после 9-го и после 11-го классов должны быть одинаковы по процедурам и содержанию - или отличаться? Здесь существует несколько точек зрения.

"Согласно проекту закона "Об образовании" предполагается переход на 12-летнюю школу, при этом последние три года обучения в старшей школе будут профильными. Доступ к старшей школе будет осуществляться на основании результатов независимого экзамена. То есть можно ожидать, что для поступления в самые престижные школы будет проходить конкурс, - подчеркивает Инна Совсун. - Таким образом, экзамен после 9-го класса будет носить характер экзамена высоких ставок (high-stakes exam). В таком случае этот экзамен должен проводиться на основании тех же процедур, что и ВНО для поступления в вуз, ради гарантирования независимости и объективности проведения и определения результатов".

"Просто взять и перенести ВНО с 11-го класса в 9-й нельзя, - говорит Вадим Карандий. - Потому что в тестировании после 9-го класса надо увязывать все: и профильность старшей школы, и новые требования стандарта. У нас сейчас, например, есть вопросы: оценивание в 9-м классе должно быть предметным, т.е. по учебным предметам, или сверхпредметным? Сверхпредметное оценивание - это то, что сейчас будет измерять исследование PISA: читательские и математические компетенции. Читательские компетенции - это, например, умение выпускника 9-го класса обрабатывать информацию, читать тексты на разных языках и разного стиля. Математические компетенции - это насколько человек умеет логически и последовательно мыслить, выполнять определенные операции. Возможно, к государственной итоговой аттестации в 9-м классе надо добавить и блок других компетентностей, таких как "Я и природа" (насколько выпускник 9-го класса ориентируется в окружающем мире), "Я и общество" (история и право). Благодаря такому подходу мы сможем получить больше информации об уровне компетентности молодого человека, чем сейчас, когда наша итоговая аттестация - это "выбери три предмета из перечня предложенных".

Подобный подход предлагается применять и в государственной итоговой аттестации 11-классников: "По нашим исследованиям (это материалы, опубликованные в прошлом году Институтом высшего образования и Союзом ректоров), получается так, что для отбора студентов в высшие учебные заведения достаточно иметь тест по украинскому языку и литературе, по математике и комплексный тест по естественным или гуманитарным дисциплинам, - говорит Владимир Ковтунец, первый заместитель министра образования и науки. - Если сюда прибавить еще тест общей учебной компетентности, - это идеальная модель, наилучшим образом прогнозирующая результаты обучения. Вместо более десятка тестов мы можем иметь шесть, и получить не худшие результаты. Это для бюджета было бы значительно дешевле".

Совершенствовать тесты крайне необходимо. Иначе, запустив ВНО на все степени средней школы, мы рискуем превратить обучение здесь в дрессуру по установлению галочек в тесте.

Что касается мониторинга качества образования в начальной школе с применением ВНО, то здесь есть предостережение. "Как только появился приказ МОН о мониторинге в начальной школе, в учительской и родительской среде начался ажиотаж - все начали искать сборники заданий. Поскольку каждый переживает, чтобы его школа показала какие-то результаты. А зачем им эти результаты?" - говорит Вадим Карандий. Можно догадаться, зачем, - это важно для репутации школы и для их начальства, которое составит по результатам ВНО рейтинги, а потом будет "бить" ими руководителей школ за плохие показатели.

"Для того чтобы не били, и чтобы мониторинг был максимально эффективным, эти исследования проводятся не на всей совокупности выпускников, а только на выборке. Мы посчитали, что к мониторингу следует привлечь 6 тысяч четвероклассников (всего в Украине их около 400 тысяч). Этого достаточно, чтобы установить, какие тенденции существуют в начальной школе с точки зрения формирования читательских и математических компетенций выпускников. И это будут очень хорошие данные для анализа Министерством образования, НАПНУ и др."

Третье направление развития ВНО - развитие измерений в сфере образования и сбор качественных данных, которые помогут принимать реформаторские и управленческие решения в образовании.

"При мониторинге качества образования нам недостаточно просто получить информацию о том, что в школе А учатся лучше всего, а в школе Б учатся очень плохо, - говорит Инна Совсун. - Для того чтобы сделать такие выводы, нам необходимо проводить комплексный сбор образовательной статистики. Возможно, в школе А учатся дети зажиточных родителей, они занимаются с репетиторами, и поэтому там результаты хорошие. А в школе Б дети из обездоленных семей, это школа в спальном районе большого города. Только в таком комплексном виде эта информация может служить для нас источником принятия управленческих решений и формирования образовательной политики. Нельзя просто, как это сейчас делают в том числе журналисты, ранжировать школы по результатам ВНО, и тем самым определять, что одна школа хуже, а другая лучше. Этого, очевидно, недостаточно, чтобы повысить качество образования".

В этом направлении уже делаются определенные шаги. Так, недавно УЦОКО по поручению МОН вместе с учеными НАПНУ, Институтом образовательной аналитики и Аналитическим центром CEDOS провел исследование "Влияние социально-экономической среды на результаты обучения учеников (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений".

По результатам этой вступительной кампании УЦОКО также планирует новые исследования. "У каждого учебного заведения есть на нашем портале свой электронный кабинет, - рассказывает директор УЦОКО. - Туда мы загрузим результаты ВНО каждой школы по каждому тесту, а также дадим обобщенные данные по Украине, чтобы школа могла увидеть себя на фоне других. В этом году мы также сделаем анализ выполнения заданий по каждому предмету по школам: насколько то или иное задание было сложным для выпускника той или иной школы? Будем давать каждому учебному заведению его срез, и каждый учитель увидит свои сильные и слабые места. Интересно будет также сравнить результаты тестирования профильных и непрофильных классов".

Но это только точечные шаги, в то время как должна быть создана система исследований.

"В Украине нет опыта организации мониторинговых исследований как таковых, - говорит Вадим Карандий. - Нужна национальная концепция мониторинга качества образования, где будет четкое размежевание: что идет национальными экзаменами, что - переводными, какие вопросы отдаются на мониторинг, какие существуют формы мониторинга, и т.п. К сожалению, такого баланса у нас сейчас нет".

"Академия педагогических наук должна разработать принципы педагогических измерений, - считает Владимир Ковтунец. - Не одной лабораторией, которую возглавляет сегодня профессор Юрий Жук в Институте педагогики НАПНУ. Необходима серьезная работа. Педагогические измерения в мире - это одно из ведущих направлений исследования в педагогических науках. В Украине его фактически нет. Мы все делаем руками зарубежных экспертов, руками доноров, в то время как у нас есть прекрасные специалисты, которые могут это делать".

Четвертое направление - расширение применения ВНО в сфере высшего образования. Это прежде всего введение тестов для проведения единого государственного квалификационного экзамена для выпускников определенных специальностей (медицина, педагогика, право, правоохранительная деятельность). "Возможны два пути организации независимых экзаменов выпускников вузов. Первый - экзамен полностью организовывает УЦОКО, а к составлению базы тестовых заданий привлекаются специалисты по специальности (преподаватели вузов, представители профессиональных ассоциаций, работодателей и т.п.). И второй - для организации экзаменов в высшей школе создается новая, независимая структура, параллельная УЦОКО", - предлагает Инна Совсун.

Конечно, перечисленные направления развития ВНО не являются исчерпывающими. Постепенно тестирование выходит за пределы образовательной системы - его начинают использовать и для допуска к определенным должностям в государственных органах (Нацполиция, НАБУ). Но это отдельная тема.

Серьезный удар репутации ВНО нанесло уголовное производство - так называемое "дело ВНО". Но доверие к тестированию все же остается беспрецедентно высоким. Такого авторитета нет ни у одной реформы в стране.

Между молотом и наковальней

Несомненно, новые задачи и пути развития ВНО должны стать темой профессиональных дискуссий в экспертной среде, среди общественности, в кабинетах чиновников и политикуме. Но именно профессиональных дискуссий и принятия решений, а не манипуляций.

В связи с этим хочу рассказать об одной дискуссии в парламентском комитете по вопросам образования и науки, посвященной ВНО. Тема обсуждения - "О проблемах и перспективах развития внешнего независимого оценивания качества образования в Украине". И тема важная, и спикеров пригласили солидных (МОН, УЦОКО, Генпрокуратуру и Счетную палату, проводившую аудит МОН и УЦОКО). Казалось бы - вот замечательная возможность обсудить важные вопросы будущего ВНО, включая хроническое недофинансирование и принятие нового закона "Об образовании"! Но так не произошло.

Нет, спикеры действительно выступали удачно. И вещи говорили важные. Правда, несколько предубежденно выглядели некоторые замечания Счетной палаты, поскольку явно выходили за пределы компетенции ведомства (например, о разъяснении абитуриентам правил вступительной кампании). Аргументы и контраргументы Минобразования и директора УЦОКО были обоснованными.

Но, как это бывает, "начинали за здравие, а закончили за упокой". Испортило все решение, проект которого был подготовлен и роздан участникам заседания. Оно не содержало аргументов Минобразования и УЦОКО, вместе с тем очень детально цитировало замечания к ним. И предлагало, среди прочего, "работу Министерства образования и науки Украины по выполнению соответствующих рекомендаций Счетной палаты Украины и Генеральной прокуратуры Украины признать ненадлежащей". А работу Украинского центра оценивания качества образования по выполнению этих же рекомендаций - "неудовлетворительной".

В кулуарах много говорят о том, как наэлектризованы сейчас отношения между руководителями МОН и комитетом по вопросам образования и науки. До сих пор не решен вопрос, под кем будет "независимое" НАОКВО, не завершена работа над многострадальным законом "Об образовании". И как же не хочется, чтобы УЦОКО, координирующийся с Министерством образования и работающий в том же поле, что и НАОКВО, оказался между двух огней.

Проявлением того, что в "товарищах согласья нет", стало и отсутствие на обсуждении ректоров университетов. "Ни одного ректора университета нет, - сказал председательствующий А.Спиваковский. - У меня вопрос и к секретариату: что-то здесь не было проработано?" - "Мы приглашали ректоров, но есть проблема сотрудничества ректоров с Министерством образования", - ответил ему представитель секретариата.

Но вернемся к решению комитета. Хорошо, что большинство его членов не согласились с такой формулировкой о работе МОН и УЦОКО и перенесли голосование проекта решения. Более того - один из депутатов предложил приобщить к документам заседания письмо Минобразования к Счетной палате, где изложены ответы ведомства на замечания аудиторов.

"Поскольку в последнее время я много работаю в архивах, в том числе с партийными документами, мне это напоминает проект решения или материалы к решению бюро горкома или обкома партии, - сказал Владимир Литвин. - Мы должны записать в решении много интересных идей, которые прозвучали".

С проектом решения комитета вообще закрутился настоящий детектив. Руководитель секретариата Борис Чижевский заявил, что к заседанию комитета готовился другой проект решения, и подчеркнул: "Вопрос, который сегодня обсуждается, конечно, актуальный. Мы его обсуждаем в несколько этапов: с директорами общеобразовательных учебных заведений, с общественными организациями, с ректорами высших учебных заведений. К величайшему сожалению, никакие предостережения, замечания, предложения ни ректоров, ни директоров, ни практики не учтены... Обращаю внимание членов комитета - этот вопрос готовил к заседанию комитета народный депутат Украины двух созывов, государственный служащий первого ранга, заслуженный работник образования. Но размножен проект неизвестно кем и неизвестно как. Поэтому предложение: создать рабочую группу, свести это в единое целое и выйти на фундаментальное решение проблемы".

Председательствующий на заседании нардеп А.Спиваковский не прокомментировал это заявление.

Еще один пример "профессионального" обсуждения - то, что в неизвестно кем распечатанном проекте решения комитета скромно спрятались несколько предложений к закону "Об образовании", касающиеся ВНО. А они не такие уж и незначительные. Первое: "Результаты внешнего независимого оценивания не могут быть использованы государственными органами управления образованием или должностными лицами для ограничения доступа лица к обучению на следующем уровне образования". То есть поступать в вузы могут все, даже с одним баллом в сертификате ВНО? Это и есть путь к качественному образованию?

И еще одно предложение из проекта решения комитета: "Независимые учреждения оценивания и обеспечения качества образования осуществляют внешнее независимое оценивание на добровольных началах за счет источников, не запрещенных законодательством". Что конкретно означает эта норма? Что независимое тестирование даже в средней школе может проводить не только УЦОКО, очень кстати обвиненное в "неудовлетворительной работе"?

Это серьезные вопросы, за которыми могут не только стоять попытки усовершенствовать ВНО, но и "торчать уши" чьих-то интересов. Такие предложения следовало бы очень тщательно обсудить в экспертной и академической среде, прежде чем рекомендовать от имени комитета.

"ВНО - это абсолютно замечательный инструмент измерения, и никто даже не ставит под сомнение, должно быть ВНО или нет, - заметил А.Спиваковский - Более того, я за то, чтобы ВНО было после каждой ступени: начальная школа, после 9-го, после полного (общего среднего образования. - О.О.). Мы должны видеть, что происходит на рынке образовательных услуг… Поскольку есть общее понимание, мы можем рассмотреть и смягчить некоторые вещи (в проекте решения комитета. - О.О.)".

Хорошо, что все закончилось именно так, что депутаты-члены профильного комитета заняли взвешенную и конструктивную позицию, и предложенное им решение пока не прошло. Но, как говорят, "то ли он украл, то ли у него украли, но осадок остался..."

Сейчас для независимого внешнего оценивания наступил такой же ответственный момент, как и в первые годы его введения. От того, как мы усовершенствуем этот уникальный измерительный инструмент, зависит, что мы с его помощью построим. Либо новые идеи и реформы будут ложиться косо-криво, либо выстроятся в совершенное сооружение.