UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНО LIVE

Очевидно, что ситуация, которая складывается вокруг тестирования по истории, может существенно подорвать доверие общества к ВНО. И это будет весьма кстати накануне принятия закона о высшем образовании.

Автор: Оксана Онищенко

"Должны ли политики вмешиваться в написание учебников по истории?" - этот вопрос обсуждали недавно гости "Шустер LIVE". Речь шла также о тестах и программах независимого тестирования по предмету.

Шоу удалось на славу - со взаимной неприязнью, разговорами о бандеровцах, Галичине, русском языке обучения. О внешнем независимом оценивании (ВНО), конечно, тоже говорили. Но, к сожалению, значительно менее страстно.

Программа независимого тестирования является показателем того, какие именно вопросы государство считает наиболее ценными в понимании собственной истории. Поэтому когда из нее исчезают, например, фамилии Шухевича, Бандеры, диссидентов-шестидесятников, вычеркивается термин "национальная идея" - это говорит о многом.

Кроме того, программа ВНО - ориентир для учителей и учеников при изучении предмета. К сожалению, вопросы, не включенные в тестирование, никто не будет глубоко прорабатывать. Следовательно, если даже снятые темы останутся в школьной программе, они будут очень обделены вниманием (если не сказать забыты).

Кто же взял на себя ответственность за этот террористический акт?

Ирина Зайцева, директор УЦОКО, поскромничала: "Я не очень понимаю, почему вы обращаетесь ко мне по этому вопросу". И объяснила, что программой занималась рабочая группа под руководством члена-корреспондента НАПН, профессора Елены Пометун.

Однако сама Е.Пометун отвергает эти обвинения. И подчеркивает: группа разработала другую программу, о чем есть соответствующий протокол, подписанный и составленный еще в августе 2012 года. Все документы были переданы в Минобразования. Дальше судьбой своего детища участники группы не интересовались: "Мы видели новый, исправленный вариант. Он появился еще в ноябре, - говорит она. - Никаких заявлений не делали, потому что к этому отношения уже не имеем".

Обо всем этом Елена Пометун хотела рассказать на "ШустерLIVE", о чем и предупредила Ирину Зайцеву. Однако в последний момент руководство Минобразования решило заменить ее на более удобного докладчика - заместителя директора Института национальной памяти Дмитрия Веденеева. "Я пыталась попасть на прием к министру буквально в день шоу, но он не смог меня принять", - сказала Е.Пометун.

В Минобразования ее попросили не давать никаких интервью. "Я сказала, что, если в выступлении Зайцевой прозвучит словосочетание "рабочая группа", я не буду молчать", - отметила Е.Пометун. Жаль, что только желание защитить собственную репутацию придало руководству группы смелости заговорить от имени коллектива о новой программе по истории. Однако и за это спасибо.

Поскольку директор УЦОКО все-таки упомянула о Пометун и Ко, профессор не только публично заговорила о том, что "все правки в программе сделаны работниками УЦОКО и Минобразования", но и предала огласке фрагменты переписки Ирины Зайцевой с директором департамента общего среднего и дошкольного образования Олегом Ересько: "Шановна Ірино Павлівно! Попрацювали. Як на мене, плідно - відсотків на десять полегшили дітям життя. Тепер читати приємніше. Ваша думка?..." - "Уважаемый Олег Викторович, это Вам алаверды от меня. Красным шрифтом выделено то, что либо добавлено (кое-что нужно, на мой взгляд, оставлять - я проверила по учебникам), либо скорректировано. Теперь это - на Ваш суд. Надеюсь, конец работы над этим сакраментальным документом близок".

Однако авторство новой программы ВНО по истории - не самое главное. Другие, внешне безобидные заявления директора УЦОКО, прозвучавшие на "ШустерLIVE", заслуживают не менее пристального внимания (далее в тексте - курсивом).

"Все то, что есть в тестах, обязательно есть в учебниках, обязательно есть в школьной программе и в программе внешнего независимого оценивания."

Так должно быть. Но в 2013 году этого не будет, потому что теперь есть различия между школьной программой и программой ВНО (в первой нет, например, Пятакова, Щорса, Брусилова). Следовательно, нынешним абитуриентам придется туго. В учебниках новых тем не будет. Времени на их изучение тоже (ведь изменения внесены буквально накануне сессии, а не за год до нее).

"Банк тестовых заданий, который сейчас формируется в Украине, - он закрыт. Он еще не сформирован".

Как утверждает экс-директор УЦОКО Игорь Ликарчук, банк заданий формируется не сегодня на сегодня, а на протяжении нескольких лет: "Есть определенная технология. Каждое тестовое задание должно пройти долгий путь - экспертную оценку нескольких специалистов, апробацию, изучение психометрических характеристик. Если же этого не происходит - вероятно, качество заданий будет низким".

"Когда мы посмотрели на банк тестовых заданий ... Там есть тестовые задания, касающиеся и перечисленных (Шухевича, Бандеры. - Авт.) личностей. Я специально захватила для народных депутатов выборки".

Но ведь, как следует из предыдущей цитаты, банк еще не сформирован. Значит, имеется в виду старый банк заданий по старой программе. Однако теперь, когда программа тестирования изменилась, выходящие за ее рамки задания УЦОКО обязан будет выбросить в мусорную корзину.

Кстати, в заявлении пресс-службы Минобразования подчеркивается, что в прошлогодних тестовых заданиях имена Степана Бандеры и Романа Шухевича также отсутствовали. "Это передергивание фактов, - говорит директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянский. - В тестах их действительно не было, а в программе, и, соответственно, в банке заданий - были. Просто не все задания из запасников попадают в тест".

Очевидно, что ситуация, которая складывается вокруг тестирования по истории, может существенно подорвать доверие общества к ВНО. И это будет весьма кстати накануне принятия закона о высшем образовании. "Дискредитация ВНО нужна для того, чтобы дополнить его вступительными экзаменами", - считает Игорь Ликарчук.

"ВНО давно бы уже отменили. Но пока боятся", - подчеркивает Полянский. Потому что авторитет тестирования в обществе пока велик. Однако еще несколько таких диверсий - и уже поручиться за это будет трудно.