UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНАЧАЛЕ БЫЛА «УЧИТЕЛЬСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ»

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ И УКРАИНЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Польша и Украина рассматривают улучшение своих систем образования как важное условие прогресса...

Авторы: Алла Василюк, Казимеж Хиц
РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ И УКРАИНЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Польша и Украина рассматривают улучшение своих систем образования как важное условие прогресса. Об их эволюции в обеих странах в этот сложный период экономических и политических реформ, континентальных и глобальных интеграционных процессов идет речь в беседе генерального консула, доктора социологии Казимежа ХИЦА и доцента Нежинского педуниверситета, президента полонийного объединения «Астер», кандидата педагогических наук Аллы ВАСИЛЮК.

К.Хиц: Накануне освобождения Польши от тоталитарной системы управления экономикой и образованием, а также политической зависимости от СССР страна пережила очень глубокий кризис. Проблемы обучения и воспитания стали ареной острых дискуссий диссидентов и их политических оппонентов. Не будет преувеличением утверждать, что эти дискуссии и весьма высокая политическая активность педагогов в Польше 80-х годов стали весьма важной предпосылкой к последующему переходу от тоталитаризма к демократии, к народным и христианским ценностям.

Сразу же после разрешения правительства на деятельность независимых профсоюзов в октябре 1980 г. возникла национальная координационная комиссия по воспитанию и обучению в составе мощного профсоюза «Солидарность». Она вошла в историю под названием «Учительская Солидарность», так как в условиях военного положения и ограничения на свободу слова сравнительно успешно продолжала защищать идеалы демократии и свободы, развенчивать иллюзорность утверждений контролируемой правительством прессы о необычных достижениях социалистического строя в сфере образования.

Ученые из «Учительской Солидарности» на основе национальных данных и информации ЮНЕСКО неопровержимо доказали, что почти по всем главным показателям система образования народной Польши уступает не только лидерам среди развитых стран, но и большинству стран социалистического лагеря. Отметим, что успех начинаний «Учительской Солидарности» связан с тем, что она была поддержана намного более многочисленным Союзом польских учителей, появление и активная общественная деятельность которого берет начало с 1920-х годов…

Широкие слои населения были недовольны чрезмерной профессионализацией средней школы, очень малым контингентом студентов вузов и др. Они поддержали диссидентов, требовавших прекратить практику утаивания важнейших фактов истории ХХ ст., касающихся Польши и трагической судьбы польских граждан, в особенности, на Востоке. Росту и укреплению демократических сил в Польше 80-х годов способствовала борьба «Учительской Солидарности» за деидеологизацию образования, увеличение его финансирования (выделение на него 7% или более ВНП), улучшение условий и оплаты труда учителей школ и преподавателей вузов, расширение автономии учебных заведений и разрешение создания негосударственного сектора образования, наконец, демократизацию и разгосударствление воспитания и обучения.

Следовательно, педагогические дискуссии 80-х годов не только подтолкнули теоретиков к поискам путей реформирования образования, но и укрепили демократические силы страны, способствовали их победе на выборах президента и депутатов сейма (парламента). Это расчистило путь к комплексным социально-политическим и экономическим трансформациям в Польше.

А.Василюк: Сопоставление систем воспитания и обучения советской Украины и народной Польши 80-х годов — идеология, централизация управления, применение госстандартов для программ, учебников, методик обучения и пр. — могло привести к выводу о их высоком сходстве. Но это только на первый взгляд. На самом же деле существовало очень много отличий, проявившихся позже, когда в обеих странах начались трансформации. Идеологизация в Польше была более поверхностной, и система образования сохраняла много сугубо национальных черт. В Украине же в 80-е годы углублялись процессы колонизации и русификации, продолжалось вытеснение украинского языка и культуры под предлогом создания «советской нации».

В этих сложных условиях для немногочисленных демократов и диссидентов Украины высшим приоритетом была ее независимость. Они требовали восстановления государственного статуса украинского языка в школах и вузах, деидеологизации обучения, гласности и честности в изложении истории взаимоотношений России и Украины и др. Проблемы образования не стали в Украине силой, объединившей демократов и способствовавшей успеху социально-экономических преобразований. И руководители, и широкие массы, не имея объективной сравнительной информации об истинном рейтинге образования, считали его уровень высоким. Реформы образования не были общественным приоритетом.

К.Хиц: Приход в Польше к власти представителей «Солидарности» и демократов, имевших предварительный план действий, ознаменовал серию глубоких законодательных реформ не только в экономике и политике, но и в образовании. Их основой стала новая Конституция Польши, провозгласившая примат христианских ценностей и положений деклараций о правах человека и защите детей, запретившая распространение всех экстремистских идеологий, включая фашистскую и коммунистическую.

За два года был принят комплекс законов, демократизировавших управление системой образования, давших автономию вузам, создавших механизмы общественного контроля за соответствием постановлений и решений государственных органов (министерств, комитетов и пр.) положениям законов и интересам всех граждан страны и пр. Национальные меньшинства, проживающие в Польше, получили возможность удовлетворять свои образовательно-культурные потребности. Наконец, поляки объединились в стремлении упрочить связи с гражданами других стран, интересовавшихся новой Польшей, намеревавшихся посетить ее, изучить польский язык и др.

Экономический кризис затормозил полную реформу системы образования. Но эффект принятых законов с каждым годом становился все заметнее. Появились сотни частных школ и десятки негосударственных вузов, быстро возрос контингент студентов.

А.Василюк: Примечательно, что в Украине общая атмосфера стремления к новому, к демократии и свободе была столь выраженной, что законы о придании украинскому языку государственного статуса и о заметной демократизации системы образования были приняты законодателями-коммунистами еще до провозглашения в августе 1991 г. независимости Украины и ее закрепления на референдуме в декабре этого же года. Это вполне соответствовало упомянутым выше общественным приоритетам.

Реформы образования в Украине в первой половине 90-х годов были и половинчатыми, и замедленными. Среди многих причин — экономический кризис, равновесие сил реформаторов и консерваторов в Верховной Раде, неточное определение мирового рейтинга образования в Украине и т.п.

К.Хиц: Оценивая эволюцию системы образования в Польше в последнее десятилетие, можно заметить как потери, так и значительные достижения. Например, в целом уменьшился контингент и сеть заведений воспитания детей 3—6 лет, но сохранилась обязательность года дошкольной подготовки, что позволяет всем детям начать школьную программу с почти одинаковыми стартовыми возможностями.

Школа лишь с 1998 г. вступила в период организационных реформ, а с 1999/2000 учебного года начали применять новые программы обучения. Можно ли считать эти действия запоздалыми? Вряд ли, так как в предыдущий период государственные органы и ассоциации общественности предприняли ряд мер по улучшению системы обязательного обучения, а также разработали несколько вариантов реформы.

Принятое решение, вступившее в стадию реализации, содержит два принципиальных новшества: а) выделение подростков (7—9 классы) из общих заведений в отдельные, названные гимназиями; б) создание новых программ и системы измерения прогресса учеников, ориентированных не на аккумулирование ими максимального объема информации, а приобретение группы важных умений и навыков (основанных, конечно, на базовых научных знаниях).

Отказ от чрезмерной централизации в управлении работой заведений университетского уровня самым положительным образом сказался на развитии высшего образования в Польше. Здесь следует особо выделить образование сектора негосударственных вузов и общее увеличение набора на первый курс вузов более чем в три раза. Разумеется, этот успех был достигнут «естественным образом», без аналогичного увеличения бюджетного финансирования, хотя в целом затраты из бюджета на образование в последние годы постоянно возрастают.

Говоря о реформах в образовании, нельзя не упомянуть о переходе от одноступенчатого высшего образования (существовал лишь диплом магистра), к двухступенчатому (3 года обучения в вузе — диплом лиценциата, 5—6 лет — магистра). Часть лиценциатов готовят в специально созданных для этого заведениях. Значительно изменилось распределение студентов по профилям подготовки, в частности инженерные специальности уступили лидерство по популярности социально-правовым, экономическим и педагогическим. Значительно возрос интерес молодежи к изучению иностранных языков, информационных технологий и, что особенно приятно, к научно-исследовательской деятельности.

Польское высшее образование воспользовалось опытом и поддержкой развитых стран, в первую очередь стран—членов Европейского союза и США. Мы благодарны нашим партнерам и стремимся развивать взаимодействие и с развитыми, и с экс-социалистическими странами.

А.Василюк: В Украине мы также наблюдаем сложную комбинацию достижений и потерь в сфере образования. Демографический спад и экономический кризис привели к почти двукратному уменьшению количества детей в дошкольных заведениях. К сожалению, не все дети получают хорошую подготовку к началу обучения в школах, в наших законах не предусмотрен год специальной подготовки всех детей к начальной школе.

Как и в Польше, в Украине постоянно расширяется сектор общего среднего образования и сокращается контингент сугубо профессиональных заведений, где почти невозможно получить полноценное среднее образование и поступить по конкурсу в вуз. Расширяется применение в школах и вузах украинского языка, практически по всем предметам изданы новые учебники. Но, в отличие от Польши, в Украине так и не было выполнено сравнительного анализа национальной и зарубежной школ по всем главным параметрам, а реформа школы согласно новому закону «Об общем среднем образовании» отнесена лишь на первое десятилетие следующего века. Это означает, что пройдет еще много лет, в продолжение которых учеников будут учить по-старому, без применения новых предметов и новых программ.

Наибольший прогресс отмечен в Украине в высшем образовании университетского уровня, но он заметно уступает польским достижениям. Об этом свидетельствуют сравнительные данные (см. таблицу) эволюции количества студентов в Украине и Польше (в скобках — предварительные данные).

>

Если за истекшие годы количество студентов в Польше возросло практически втрое, то в Украине немногим более чем наполовину. В обеих странах большая часть принимаемых на первый курс сами оплачивают обучение. В Польше налоговое законодательство способствует развитию частного сектора и приема студентов-контрактников в государственные вузы, в Украине условия для этого менее благоприятны. И все же, учитывая глубину кризиса в экономике и постоянное сокращение бюджетного финансирования вузов, факт роста в Украине контингента вузов университетского уровня следует признать значительным достижением национальной системы образования.

Как и в Польше, в течение 90-х годов в Украине непрерывно возрастает открытость системы высшего образования, количество и результативность контактов с коллегами из развитых стран. Анализ свидетельствует, что почти все последние нововведения в системе высшего образования Украины ориентированы на приближение образовательных стандартов к европейскому уровню. В сущности, как и в Польше, в Украине речь идет о процессе постепенной интеграции в европейское образовательное, культурное, а в будущем, и экономические пространство.