Весть о том, что известный профессор остался без кафедры и вообще без работы, стала для меня досадной неожиданностью. В свое время, когда был народным депутатом, он подготовил несколько законопроектов, и больше всего гордится тем, что приобщился к принятию Гражданского кодекса Украины. Не раз выступал экспертом по этим вопросам, поэтому не один столичный университет предлагал ему и кафедру, и факультет.
«Если бы вы знали, как я жалею, что поддался уговорам, оставил свою кафедру во Львовском университете и переехал в Киев! — рассказывает профессор. — Я понимал, что в столице непросто работать, но даже не подозревал, насколько здесь все отличается от того, к чему мы привыкли во Львове. Здесь за два года работы я так и не смог собрать всех преподавателей кафедры на заседание, хотя многие из них зачислены в штат. Их не словишь, поскольку они работают где-то в другом месте, а трудовая книжка просто лежит в университетском отделе кадров и «зарабатывает» стаж. Я раньше слышал, что во время лицензирования учебных заведений, особенно вновь учрежденных, с докторами и кандидатами наук договариваются: вы нам — документы, а мы вам — 500—600 долларов ежемесячно. Причина подобной щедрости понятна — без таких «свадебных генералов» университет не получит третий или четвертый уровень аккредитации. А сколько проблем потом возникает с расписанием — кто-то же должен читать лекции за профессоров-невидимок, отрабатывать семинары, вести дипломников.
Руководство университета игнорировало мои докладные, не удостоились внимания и мои предложения по поводу оптимизации работы кафедры, в результате я написал заявление об увольнении. Позже мне предложили факультет в одном престижном, но негосударственном университете. Там я выдержал только год. Больше всего меня возмущало то, что некоторые из моих коллег-профессоров из государственного вуза каким-то образом и здесь были зачислены в штат, а лекции вместо них читали в лучшем случае аспиранты...»
Разочарование профессора мне понятно — тот, кто много лет отдал высшей школе, не может смириться с процессами, которые стремительно набирают обороты в последнее время. Резкое увеличение количества высших учебных заведений привело к тому, что в ряды студентов зачисляют чуть не каждого желающего, лишь бы только смог заплатить за четыре года пути к диплому. В системе высшего образования сейчас учится свыше 2,7 миллиона юношей и девушки. За годы независимости сложилась устойчивая тенденция к увеличению количества студентов — если в 1990 году их было 316 (в расчете на 10 тысяч населения), то в 2000-м уже 392, а в минувшем— 578. Отметьте, этот рост начался именно тогда, когда многие кандидаты и доктора наук срывались с места и отправлялись в другие страны в поисках заработка или осваивали профессию продавца на рынке. Утечка кадров была массовая. На что рассчитывало руководство учебных заведений, увеличивая набор абитуриентов и открывая новые факультеты, как не на привлечение «профессоров-невидимок», что, собственно, стало, неотъемлемой чертой нашего высшего образования. Правда, в Министерстве образования и науки Украины не усматривают в этом никакой проблемы.
— Скорее все это непроверенная информация, на уровне слухов — утверждает Юрий Коровайченко, заместитель директора департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины. — Хотя, естественно, мы знаем, такое случается — зачастую это практикуют в частных высших учебных заведениях. Там и зарплата намного выше, чем в государственных вузах, что, кстати, запрещено во многих странах. Считается, что преподаватель частного университета не может получать больше, чем его коллега в государственном — это дело престижа и ответственности.
Официально таких случаев, когда «работает» только трудовая книжка, у нас не зарегистрировано, но чтобы этого избежать в будущем, было решено создать банк данных о преподавательских кадрах Украины, где будут зафиксированы все доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. А потом во время подачи лицензионного или аккредитационного дела будем проверять, где же на самом деле работает тот или иной специалист. Мы сотрудничаем с ВАКом, получаем от них нужную информацию, поэтому база данных практически уже готова, осталось лишь доработать соответствующее программное обеспечение, которое позволит быстро проводить подобную проверку.
— В Украине довольно разветвленная сеть высших учебных заведений — сейчас их насчитывается 951. Не только профессоров и доцентов, но и просто преподавателей на всех не хватит.
— Большинство вузов берут на работу совместителей — и учебному заведению это выгодно, и специалисту. Этот вопрос урегулирован нашим законодательством.
— Теоретически да, но на практике возникает немало проблем. Преподаватели жалуются, что даже в государственных университетах трудовые соглашения с ними заключают не на весь семестр, а только на три месяца и таким образом, что период сессии не зачисляется, а время, потраченное на проведение консультаций, зачетов и экзаменов, не оплачивается.
— Кодекс законов о труде предусматривает: трудовое соглашение заключается на взаимовыгодных условиях и в обязательном порядке — на весь срок данного курса лекций. Минимум — семестр, поскольку меньше этого срока, как правило, ни одна дисциплина не преподается. Правда, в свое время были идеи так называемого погружения в предмет — когда интенсивно начитывалась какая-то дисциплина, а потом переходили к следующей, но от такой практики все же отказались. Трудовое соглашение не может быть подписано на месяц или несколько месяцев, ведь лектор, отработавший со студентами теоретический курс, обязан проводить все виды промежуточного или итогового контроля, принимать экзамены и зачеты. Как правило, учитывается период с первого сентября и до нового года, а потом после зимних каникул — с середины января и до середины или конца июня, пока не закончится летняя сессия.
— Сейчас мода не только на юристов, но и на журналистов, которых только в Киеве готовят в нескольких высших учебных заведениях. От коллег знаю, что в некоторых частных университетах профильные дисциплины, которыми мы в свое время овладевали с первого дня учебы, предлагают лишь на третьем курсе. Известны случаи, когда журналистику не включают в программу выпускного курса, хотя студенты обязаны готовить творческие дипломные проекты. Наверное, таким образом экономят на зарплате преподавателей. Не многовато ли у нас самодеятельности с программами и рабочими планами?
— Каждый учебный план делится на три части. Первая — цикл социально-гуманитарной подготовки, заложенный в государственный стандарт высшего образования и являющийся обязательным для вузов. Ни один учебный план, если он не включает эту часть или имеет какие-то отличия от госстандарта, не будет утвержден.
Вторая часть — это фундаментальная подготовка, здесь могут быть лишь небольшие отклонения от обязательного цикла — в часах или названиях курсов, — но несущественные. И только третья часть формируется вузом самостоятельно, по собственному усмотрению.
— Не секрет, что в учебные планы частенько включают «спецкурсы» — специально для жен деканов и родственников ректоров.
— К сожалению, подобное случается. Мы намерены влиять на этот процесс, поскольку ректорат должен ориентироваться на потребности людей и требования рынка, а не только стремиться «пристроить» своих специалистов . Это, конечно, право учебного заведения определять дисциплины, которые будут преподаваться студентам, но бывает, что этим злоупотребляют, когда по своему усмотрению добавляют или заменяют определенные дисциплины, составляя так называемый рабочий план. Чтобы этого не было, наша инспекция проводит плановые и внеплановые проверки, во время которых в обязательном порядке сверяются рабочий учебный план, составляемый ежегодно, и план, утвержденный комиссией.
— Складывается впечатление, что в учебных заведениях не очень-то и боятся проверок — выпускникам приходится своими силами овладевать тем, чего им не додали в аудиториях. Чиновники Министерства здравоохранения жалуются, что была разрушена управленческая вертикаль и руководители на местах не обращают внимания на их рекомендации и требования. Сохранило ли подобную вертикаль Министерство образования и науки?
— У нас она сохранилась. В качестве примера могу привести случай в Запорожском национальном университете, где ректор начал по своему усмотрению «закручивать гайки», в результате чего за год уволилось 16 докторов наук. Наши специалисты поехали с проверкой, во всем разобрались, и сейчас там работает новый ректор.
Вообще, контроль у нас довольно жесткий. Но следует учитывать, что высшие учебные заведения подчинены 24 министерствам и ведомствам, нетрудно догадаться, к чему это приводит. Уже длительное время лежит проект постановления о переподчинении вузов, он согласован и, наверное, был бы принят, если бы не смена правительства. Кстати, МЗ сделал все для того, чтобы не попасть в этот список. Но мы будем добиваться того, чтобы система высшего образования была организована так, как в большинстве развитых стран — силовые ведомства оставляют себе свои вузы, а остальные идут под крыло МОН. Тогда действительно будет соблюден госстандарт и исчезнет немало проблем.
— Но еще есть частные высшие учебные заведения.
— Это вообще terra incognita, что они там делают — известно только им. Недавно произошел инцидент — специалисты пришли с проверкой в МАУП, а их просто не пустили. По закону мы имеем право в такой ситуации лишить их лицензии, но не все так просто там, где замешана политика. Начали судиться. Чем это закончится — неизвестно, хотя все хорошо понимают: такую самодеятельность нужно прекратить раз и навсегда.
По результатам проверок нынешнего года мы уже закрыли около 100 филиалов высших учебных заведений, в частности 46, относящихся к государственным вузам. Больше всего — в Крыму и Киеве. Шесть частных высших учебных заведений вообще лишили лицензии.
***
Боюсь, на общую картину это повлияло несущественно. И студенты, и их родители довольно часто жалуются, что группы набирают слишком большие, аудиторий не хватает, даже приходится сидеть втроем на двух стульях. И это касается не только «местечковых» учебных заведений, которые иногда открывают в обычных квартирах, но и столичных. О какой индивидуальной работе может идти речь, когда в группе 47—50 первокурсников и хорошо, если хотя бы к концу семестра преподаватель может запомнить их фамилии и имена. Уже давно канули в Лету времена, когда группа насчитывала 25 студентов, а для изучения иностранного языка ее еще делили пополам. Аргумент приемной комиссии — все равно до диплома половина разбежится. А если это касается контрактников, то мотивы более чем убедительные. Чиновники умудряются заключать такие соглашения, что преподаватель за те же деньги учит в два раза больше студентов, чем предусмотрено нормой. Когда же кто-то осмеливается заговорить о качестве знаний, то руководство обычно ссылается на так называемую Болонскую систему, которой приписывают исключительно самостоятельную подготовку студентов, другие критерии просто не учитываются.
***
— Как правило, всегда есть возможности для маневра. Когда возникают накладки, то это по вине работников деканатов, допускающих промахи, неправильно строящих работу, — отстаивает свою позицию Юрий Коровайченко. — Есть лицензионные условия, определяющие, сколько профессоров и доцентов должно быть на определенное количество студентов, сколько аудиторного фонда и так далее. Эти показатели отрабатывались годами, они являются оптимальными. Если их нарушают и есть жалобы, мы мгновенно реагируем и все проверяем. Если справка о наличии площадей окажется неправдивой, то у ректора будут большие проблемы.
— Студенты пишут жалобы не так часто, они боятся расправы, ведь «завалить» на экзамене можно кого угодно. Разве для кого-то секрет, что во многих учебных корпусах аудитории сданы в аренду под кафе, компьютерные курсы, какие-то офисы и т.д.?
— Мы проводим жесткие проверки соответствия лицензионным условиям. Таких случаев, когда филиал открывали в помещении из трех-четырех комнат, уже нет. Чаще встречается ситуация, когда имеют лицензию, скажем, на подготовку 75 специалистов, а набирают еще одну группу дополнительно. Это и приводит к проблемам. Не знаю, на что рассчитывают ректоры, но проходит время и они обращаются — нам нужно 100 дипломов. Смотрим лицензию — там стоит цифра 75. Начинаются объяснения, иногда смешные. В прошлом году МАУП обратилась к нам не просто с письмом, а с письмом-требованием — выдать дополнительно 4,5 тысячи дипломов. Откуда же взялась подобная цифра? Говорят: «Это наши девушки вернулись из декретных отпусков»...
Это — один из случаев сверхлицензионного приема, когда берут всех подряд, открывают филиалы где угодно. А начиналось все, конечно, не сегодня, а на этапе дикого капитализма, когда получить лицензию на образовательные услуги было легче, чем разрешение на продажу помидоров. Много тогда дров наломали. Позже появилось управление аккредитации, были утверждены определенные требования, с большими трудностями кран начали закрывать...
***
Несмотря на все намерения, министерству нелегко перекрыть этот кран. Прошлый созыв Верховной Рады иногда называли еще парадом ректоров. Поэтому несложно понять, как подписывали необходимые документы ректоры-депутаты и насколько они учитывали рекомендации и замечания специалистов того же министерства. В прошлом году Счетная палата проверяла использование средств Государственного бюджета Украины на подготовку кадров по экономическим специальностям вузами III—IV уровня аккредитации. Выводы довольно неутешительны: система планирования и использования средств госбюджета на подготовку специалистов с высшим образованием признана неэффективной, она свидетельствует о существенных недостатках в функционировании механизма госзаказа.
— За последние пять лет прием и выпуск по направлению «Экономика и предпринимательство» увеличился в целом в 2,6 раза, в т.ч. за счет бюджета — в 2,3 раза, — комментирует результаты проверки Ярослав Флиссак, директор департамента по вопросам науки и гуманитарной сферы. — При наличии свыше 50 тысяч безработных с экономическим образованием, учебные заведения выпустили более 138 тыс. человек, из них по госзаказу — 28,4 тыс. Это прежде всего свидетельствует о том, что объемы и направления подготовки кадров в высших учебных заведениях по госзаказу не приведены в соответствие с потребностями экономики и региональных рынков труда.
— Примета наших дней — безработные с новенькими дипломами, которые счастливы, если могут устроиться продавцом-консультантом в магазине. Модная профессия не гарантирует место на рынке труда.
— Тем более когда вузы превышают объемы госзаказа, в частности по направлению «Экономика и предпринимательство» «перебор» по приему составлял 1751 человек, из них львиная доля в системе Минобразования — 1614 человек. И по выпуску подобная картина — «излишек» 1973 человек, из них в учебных заведениях Минобразования — 1432.
Наши специалисты пришли к выводу, что Министерство образования и науки фактически не осуществляет контроль за деятельностью вузов и соблюдением ими требований лицензирования образовательных услуг, что стало причиной выдачи лицензий высшим учебным заведениям с нарушением условий лицензирования образовательных услуг и зачисления 2093 студентов (в 2004 году) по экономическому направлению с превышением определенных лицензионных объемов. Вопреки законам Украины «Об образовании» и «О высшем образовании» в течение более чем 10 лет не разработаны и не утверждены нормативы материально-технического, финансового обеспечения учебных заведений.
Думаю, если бы проверили подготовку кадров по другим направлениям, картина была бы похожей. Не проходит мода на юристов и тележурналистов, специалистов по международному праву и переводчиков. Наивные выпускники школ вместе со своими доверчивыми родителями штурмуют приемные комиссии вузов, надеясь, что солидная вывеска и слово «национальный» или «международный» в названии заведения станут залогом качественного образования и успешной карьеры. Уже давно пора не только в школе спрашивать, сколько выпускников стали студентами, но и в вузах узнавать — сколько бакалавров и магистров работают по специальности. Поскольку результаты проверок свидетельствуют: весомая доля молодых специалистов надолго пополняет ряды безработных. По данным Счетной палаты, у нас каждый четвертый студент учится по направлению «Экономика и предпринимательство». Но наша экономика не готова принять такое количество специалистов, поэтому в последнее время ежегодно в службу занятости обращается около 47 тысяч выпускников. Часть из них где-то устраивают, однако почти 10% вынуждены положить диплом на полочку и идти на переобучение.
Как бы ни уверяли ректоры и чиновники МОН, что переполненные аудитории — это свидетельство популярности учебных заведений, скорее всего, это продолжение старой системы, предоставившей возможность многим ловкачам превратить высшее образование в довольно успешные бизнес-проекты. И студенты, и преподаватели — всего лишь колесики в этом процессе. Специалисты утверждают, что лет через пять-шесть резко упадет количество абитуриентов, поскольку сегодня за партами в средних классах учится намного меньше учеников, чем могут принять высшие учебные заведения. Поэтому и спешат сегодня набрать выше всяческих норм и лицензий. И когда чиновники уверяют, что ректорат просто идет навстречу абитуриентам, не преследуя никакой материальной выгоды, в это мало верится — какой смысл работать надрываясь, готовя безработных с высшим образованием?..
Министерство давно стремится объединить под своим крылом высшие учебные заведения, надеясь, что это позволит навести порядок в этой сложной системе. Весьма сомнительно, что какое-то ведомство согласится с подобным раскладом и отдаст в чужие руки любимое дитя. Первого сентября ректор Налоговой академии публично, перед телекамерой, заявил, что первокурсники в октябре опять станут абитуриентами, их заставят еще раз пройти вступительную кампанию, поскольку летом она проводилась при другом ректоре. Министерство образования и науки промолчало по этому поводу, по-видимому, в «чужое» учебное заведение не принято ходить со своим уставом, то есть государственным Законом «О высшем образовании».