Современное общество все больше приобретает черты информационного. В этой связи общественные требования к образованию значительно изменились. В меньшей степени это относится к Украине, но отставание нашей страны на самом деле не настолько велико, чтобы остаться в стороне от происходящих процессов.
Информационное общество требует нового качества образования и новых способов его предоставления. Эти требования обусловлены большей вовлеченностью людей в процессы, где нужна высокая узкопрофессиональная образованность, а также постоянной потребностью в переквалификации работников, поскольку технологии развиваются очень быстро. Высшее учебное заведение теперь должно быть готово изменять учебные курсы, способы представления этих курсов и вовремя предусматривать запросы потребителей образовательных услуг. Современному производству нужно больше образованных людей, чем это было еще пятнадцать лет назад. Опыт университетов США и Великобритании показывает, что факультет, как ячейка и образовательный принцип вуза, становится лишним, а университет больше не привязан к местности (новейшие университеты отказались от географических названий). Кроме того, исчезает понятие цикличности обучения: поступить в некоторые вузы можно в любой день. Факультет заменяется списком необходимых курсов для получения квалификации, университет становится глобальной организацией, а в центре непосредственного образовательного процесса оказывается не профессор, собирающий вокруг себя аудиторию, а студент, которого обслуживают профессора.
Требования информационного общества к образованию представляются следующими. Во- первых, нужны общие стандарты квалификации, приемлемые во всех регионах мирового рынка. Во- вторых, необходимо постоянно возобновлять компетентность работников, поскольку информация устаревает слишком быстро. Очень большие требования предъявляются к качеству базового образования. Увеличение количества студентов за последние 10 лет во всех странах Европы, в том числе и Украины, не сопровождается увеличением бюджетных затрат на образование, поэтому необходимо привлечение средств из частного и корпоративного секторов, следовательно вузы должны играть по правилам прибыльных организаций. Установление партнерских отношений между университетами, общественным сектором и частным предпринимательством переводит образовательные учреждения из отношений научного сотрудничества к конкуренции на рынке образовательных услуг.
Очевидно, что потребности современного потребителя образовательных услуг значительно изменились. Общество требует уважения к статусу студента, а сословность науки и образования уходит в прошлое. Все больше студентов работают, поэтому график их обучения должен быть гибким, а нагрузка меньше. Профессору отводится роль советчика в учебе и планировании карьеры студента. Обучение становится прозрачным и личностно ориентированным процессом.
Процесс изменений в образовательной сфере значительно ускорился на Западе, где информационные технологии имеют постоянных потребителей (от 30% населения в США до 15% населения в Великобритании). Западные университеты применили новые подходы для того, чтобы удовлетворить образовательные потребности общества. Рынок образовательных услуг и конкуренция в этой сфере намного увеличились, как увеличилась и производительность высокообразованных работников. Университеты США, Великобритании и многих других западных стран начинают переподготовку педагогов высшей школы с целью научить их новым возможностям информационных технологий и внедрить асинхронные методики дистанционного и открытого обучения. Университеты становятся «виртуальными».
Правительства западных стран вместе с общественным сектором требуют от университетов принимать все больше студентов. В этой ситуации европейская парадигма образования как подготовка элиты не срабатывает, равно как и классические принципы liberal arts education. Новый стиль образования предполагает массовость и узкую профессионализацию. Новые информационные и педагогические технологии дали возможность применять новые методы обучения, удовлетворяющие потребности рынка глобализации стандартов. Жесткая глобальная конкуренция требует подготовки специалистов, которые бы соответствовали ее запросам, отодвигает потребности регионального общества на второй план, что меняет само общество. Виртуальный университет, с одной стороны, меняет культурную среду, а с другой, является признаком ее изменения. Как уже отмечалось, парадигма виртуального университета переоценила роль и место студента в учебном процессе. Ученик становится главным участником образовательного процесса. Учитель, информация, методы и навыки становятся учебными ресурсами, на основе которых строится образовательный процесс в виде сервиса. Этот сервис, с одной стороны, приносит доход университетам и позволяет развивать исследовательские проекты, а с другой, студент выдвигает свои требования к способу получения знаний и навыков, что в конечном итоге дает свой результат в производительности труда. Все — и исследования, и студенты — ориентированы на требования рынка.
Большой сектор рынка образовательных услуг зависит от людей, занятых на производстве частично или живущих в отдалении от университетов. Эти категории потребителей образовательных услуг формируют рынок, на который не распространяется финансирование правительства.
Современные информационные технологии позволяют удовлетворить общественные запросы. Соответственно изменилась стратегия и технология образовательного процесса. Учебные материалы для дистанционного обучения оформляются в виде «модулей», тематических единиц курса по любому предмету. Модуль строится с участием ученого, педагога, программиста и дизайнера. Подготовленный курс помещается на веб-странице, с приложением способов самотестирования. Контакт со студентом осуществляется посредством электронной почты.
Университет, владея правами на учебные курсы, занимается продвижением своего интеллектуального товара на рынок. Образцом рыночных отношений в высшем образовании может служить Университет западных губернаторов в США. Этот университет не создает курсы, а скупает лучшие из них в стране и преподает своим студентам. Здесь работают над созданием универсальной системы перезачета образовательных кредитов в США, что позволит студенту свободно переходить из одного вуза в другой. Виртуальный университет способен подготовить гораздо больше студентов по сравнению с традиционными высшими учебными заведениями.
Парадигма виртуального университета базируется на радикальной переоценке эффективности традиционных способов обучения. Наименее эффективными признаны лекции, реферирование монографий и семинары, наиболее эффективны — обучение других, проверка собственных знаний и уровня знаний других. Виртуальный университет использует эффективные способы обучения благодаря информационным технологиям и создает новую инфраструктуру, приближая услуги к потребителю.
Вся информация, приведенная выше, касалась преимущественно стран Запада. Но для украинского информационного и образовательного пространства очень важно не выпускать из поля зрения эти процессы. Ведь тот, кто первым сможет ответить на требования глобального рынка, тот в дальнейшем и будет иметь там место. Глобальность образовательного рынка приведет к ликвидации университетов с низким качеством образования.
За последние два года Украина вдвое увеличила круг людей, которые имеют доступ к Интернету и становятся потенциальными потребителями услуг виртуального университета. По разным оценкам сегодня от одного до двух процентов украинцев принадлежат к числу пользователей Всемирной сети. Если процессы сохранят свою динамику, то уже через десять лет наша молодежь будет иметь возможность не выходя из дома учиться в западном университете. Отечественные университеты (во всяком случае многие) могут таким образом остаться не у дел.
Реакцию государства предугадать не сложно. В этой ситуации у правительства есть два выхода. Можно запретить получение дистанционного образования в западном университете. По такому пути уже сейчас пошло правительство ЮАР. Но в результате такого запрета повышается «отток мозгов» из страны, а отечественные вузы, не имея солидной конкуренции, снижают уровень преподавания. Низкий уровень подготовки специалиста является важным фактором отсталости производства. Иной путь, менее вероятный, поскольку привычки нашего чиновника и слабость общеизвестны, — вообще отказаться от контроля на образовательном рынке. Тогда большинство отечественных вузов закроется, не выдержав конкуренции с зарубежными. В результате ослабнет наука, на внутреннем рынке возникнет дефицит новых отечественных разработок, что также негативно повлияет на уровень конкурентоспособности украинских производителей.
Каким же видится выход из этого тупика? Нужно уже сейчас приступить к взвешенной политике в сфере образования, уделив особое внимание качеству обучения, созданию единой прозрачной образовательной системы. Необходимо развивать и поддерживать партнерские отношения украинских вузов с передовыми зарубежными университетами, отношения создавать совместные учебные курсы. Требует скорейшего внедрения в практику система независимого тестирования. При этом выпускные и вступительные экзамены «сольются», благодаря чему прием в вуз станет прозрачной процедурой. естественно, необходимо предпринять немедленные меры по повышению компьютерной грамотности среди преподавательского состава. Все эти действия должны осуществляться в рамках единой стратегии образовательных реформ.
Для своего выживания украинское образование должно найти свою нишу на рынке образовательных услуг и тем самым обеспечить себе надежное будущее в следующем столетии. Одной из общественных сил, которая пытается ввести образовательные реформы в это русло, является Международный фонд «В@@@@дродження» (фонд Дж.Сороса в Украине). Лишь совместными усилиями правительства, Министерства образования Украины, университетов, международных и общественных организаций можно достичь ощутимых результатов на этом поприще и избежать участи «образовательной колонии” в ХХ%%%% веке.