UA / RU
Поддержать ZN.ua

Виртуальное чтение, или Гуманизация по-украински

В советской школе в преподавании литературы существовало «прекрасное» явление, которое получило название «методика бестекстного обучения»...

Автор: Владимир Гладышев

В советской школе в преподавании литературы существовало «прекрасное» явление, которое получило название «методика бестекстного обучения». Может быть, кто-то из читателей помнит изучение пресловутой «лит-ры» в старших классах, когда достаточно было красиво, «с чувством, с толком, с расстановкой» пересказать учебник, и за этот подвиг в дневник влетала не менее красивая «пятерка»? Были времена!

Спешу обрадовать уважаемых читателей: совсем скоро эти «золотые» времена вернутся. И не просто вернутся: на этот раз все будет намного хуже! Поскольку «методика бестекстного обучения» охватит не только старшие, но и средние классы. А ведь когда ученики читали на уроках произведения, то, чего греха таить, иногда случалось, что известные слова Пушкина «над вымыслом слезами обольюсь» находили подтверждение прямо в классе. Кто шмыгал носом, опечалившись гибелью несчастной Муму, кто всхлипывал, пытаясь понять, почему же сын уважаемого всеми судьи, «мальчик из хорошей семьи», якшается с, как теперь сказали бы, бомжами, несет куклу, подаренную покойной матерью сестренке, в то самое «подземелье», где умирает похожая на былинку Маруся...

Изучение литературы, когда дети не просто «разбирают» произведение, выделяют в нем «тему-идею-образ», а вчитываются в него, погружаются в созданный писателем мир, проживая жизнь героев и сопереживая, совсем скоро станет невозможным. В принципе. Так как совсем скоро сам по себе процесс чтения произведения на уроках литературы станет невозможным — на него не будет времени.

В последние годы пресловутый «рынок» существенным образом изменил отношение школьников к учебе вообще и изучению литературы в частности. Ежегодно на прилавках книжных магазинов и на лотках появляются все новые и новые сборники «золотых», «медных» и «бронзовых» сочинений, приобретая которые старшеклассники способны на вполне приличном уровне «осветить» любую из тем, предложенных учителем для сочинения. Именно что «осветить», но кого волнует такая «мелочь»?..

Кроме того, можно приобрести не менее распространенные издания, в которых на нескольких страницах изложено «содержание» всех произведений школьной программы — на уровне «кто-с-кем-сколько-и-чего». При известной сноровке можно на основе этих нескольких страниц создать «свое понимание» произведения, за которое если уж не 12, то 10 баллов точно получишь...

До сих пор учителя зарубежной литературы, работающие в школах с русским языком обучения, где изучается так называемый интегрированный курс литературы, который представляет собой «гибрид» русской и зарубежной литератур, худо-бедно, но могли противостоять «рыночным тенденциям» в образовании. Были такие возможности, можно было в средних классах (как раз тогда, когда закладываются основы читательского восприятия литературных произведений, формируется читатель-школьник) читать на уроках литературные произведения, приобщать учеников к литературе как к искусству слова.

Совсем скоро такой возможности не будет, и поколения украинских детей так никогда и не сумеют стать настоящими читателями, насладиться общением с подлинной литературой. Не будет, потому что школа, в которой ученики станут обучаться 12 лет, получила «Типовой учебный план», в котором черным по белому написано: в пятом — девятом классах на изучение курсов «Зарубежная литература» и «Литература» выделено по… одному уроку в неделю! Куда тут формировать читательские умения и навыки — успеть бы «пройти» все то, что предусматривает программа...

Такое положение дел можно было бы если не оправдать, то хотя бы понять, если бы, допустим, в том же учебном плане было выделено больше часов на изучение украинской литературы. Дескать, читать дети учатся на уроках родной литературы, а на уроках зарубежной имеющиеся читательские умения и навыки используют. (Хотя любой читатель знает, что «родная» и «неродная» книги воспринимаются совершенно по-разному.) Для изучения же украинской литературы в пятом — девятом классах выделяют два урока в неделю... Значительно меньше, чем необходимо, поэтому и учителю украинской литературы тоже придется «проходить» те произведения, которые нужно читать.

Для сравнения: в пятом — седьмом классах на предмет «Здоровье и физическая культура» выделено два с половиной часа в неделю, в восьмом — девятом классах — три часа.

Безусловно, глупо было бы протестовать против того, чтобы школа всемерно заботилась о здоровье детей. Однако нельзя забывать, что в первую очередь нужно печься о духовном здоровье. А с ним в стране «переходного периода», где разрушена одна система ценностей и формируется другая, немалые проблемы. И единственный школьный предмет, который может противостоять духовному одичанию нации, — литература. Поскольку литература всегда основывалась на морали и, будучи уникальной формой сохранения и передачи духовного опыта человечества, хранила людей в самые трудные моменты истории.

Нет необходимости лишний раз напоминать о том, какую роль играет школа в жизни общества. Украинская школа провозгласила курс на демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию. Это не красивые слова, а конкретные направления перехода от школы тоталитарного государства к школе государства демократического. И поэтому сейчас неизмеримо возрастает роль учебных дисциплин, изучение которых не сводится к пресловутым «знаниям, умениям и навыкам», а формирует личность человека, его моральный облик, его самосознание. Первым и главным из них была и останется литература.

Подлинные, не для галочки, гуманизация и гуманитаризация украинской школы невозможны, если литература будет занимать в этой школе место, которое отведено ей в нынешних учебных планах. До внедрения их в практику еще есть время. Очень хочется верить, что те, от кого это зависит, найдут возможность пересмотреть учебные планы и исправить совершенно очевидную ошибку, грозящую народу Украины большой бедой. Ибо нет для человека большей беды, чем бескультурье и бездуховность, на которые его обрекает такая — до предела (или беспредела?) «гуманизированная» — школа.