UA / RU
Поддержать ZN.ua

В защиту Совета

В выпуске «ЗН» от 8 апреля 2006 года была напечатана статья Татьяны Печончик «Совет да нелюбовь?», в к...

Автор: Иван Слободяник

В выпуске «ЗН» от 8 апреля 2006 года была напечатана статья Татьяны Печончик «Совет да нелюбовь?», в которой шла речь о студенческом самоуправлении в Украине, в частности о Всеукраинском студенческом совете при Министерстве образования и науки Украины (далее Совет).

Меня как одного из основателей, а ныне члена Совета не может не возмущать необъективность автора упомянутого материала, однако стоит поблагодарить газету за то, что она освещает проблемы студенческой молодежи.

Хотел бы высказать свои возражения по сути затронутых в статье вопросов.

Во-первых, не министр образования и науки создал Совет. Совет был создан по инициативе студентов, которую министр всецело поддержал и оказал существенную помощь, за что студенты ему весьма признательны.

Следует отметить, что нашей организации нет и года со дня основания. Совет на сегодняшний день является одной из представительских структур на уровне государства.

При создании организации была взята за основу модель Студенческого парламента Республики Польша. Особенность подобных структур в Европе, в частности в Польше, — то, что с юридической точки зрения они не являются типичными организациями третьего сектора. Это связано с тем, что студенческое самоуправление руководствуется в своей деятельности не законодательством об общественных организациях, а законодательством о высшем образовании. Хорошо это или плохо, где плюсы, а где минусы — тема для отдельной дискуссии. На наш взгляд, именно такой юридический статус делает структуры студенческого самоуправления исключительными. Ведь общественных организаций может быть создано множество, при этом отличаться они будут только названиями.

Так, например, Студенческий парламент Польши как общегосударственный представительский орган студентов регламентирован Законом «О высшем образовании» и его также опекает Министерство образования — как административно, так и материально. Не ограничивая при этом в поиске альтернативных, дополнительных источников финансирования.

Для воплощения в жизнь данной модели действующее законодательство давало возможность либо основать очередную общественную организацию, декларирующую защиту студентов, либо пойти другим путем. Действующие нормативные акты, а именно постановление Кабинета министров Украины об общественных коллегиях при органах центральной исполнительной власти, позволяли создать организацию со специфическим статусом.

Особенность созданной организации заключается еще и в том, что, несмотря на ее статус консультативно-совещательного органа при министерстве, в ее положении четко указано, что это добровольное объединение органов студенческого самоуправления. Демократическим новшеством является способ представительства, который регламентируется исключительно самими студентами, и никто другой не имеет права в это вмешиваться. Конечно, может возникнуть вопрос: зачем опять «при» министерстве, неужели нельзя сделать это без его участия? Объяснение очень простое. Министерство, безусловно, является ведущей сферой интереса влияния студентов. Но не первоочередной. На первом месте стоит взаимодействие лидеров студенческого самоуправления в высших учебных заведениях с администрацией своего же учебного заведения. Тем, кто имел возможность пообщаться с некоторыми «князьками», известна эта специфика. Ни в коем случае не хотелось бы обобщать. И едва ли не единственным средством влияния в случае конфликта является этот самый предлог «при», ведь во многих случаях письма и обращения различных студенческих обществ, союзов и ассоциаций остаются без ответа. А иногда и наоборот — эти самые ассоциации, союзы, общества заинтересованы в эскалации конфликта, поскольку, как правило, находятся «на содержании» у «разноцветных» политических сил.

Кстати, Студенческий парламент Польши был вначале создан с таким же статусом, как и ВСС, и только со временем был прописан в рамках закона о высшем образовании.

Всеукраинский студенческий совет существует менее года, но за это время удалось сделать немало.

Основная форма работы Совета — ежеквартальные коллегии и конференции, проходящие каждые полгода, но этим ее деятельность не ограничивается. В этом году были организованы круглые столы по актуальным для студентов проблемам, следствием которых стали соответствующие решения министерства, в частности внесение дополнения в положение о выдаче студенческого билета, устранившее препятствия для льготного проезда студентов. Кроме того, министерство привлекало представителей Совета к участию в разрешении конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях, где они впервые действовали в статусе полноправных членов комиссий министерства.

Для того чтобы активисты студенческого движения смогли найти общее решение наиболее острых проблем студенческой среды, в марте был проведен І Всеукраинский студенческий форум на базе Харьковского национального экономического университета. На заседании комиссии Совета по развитию студенческого самоуправления на базе НТУУ «Львовская политехника» в феврале собрались студенческие лидеры, работающие над реализацией новой модели студенческого самоуправления в Украине. Развитие программ регионального сотрудничества студенческих организаций, налаживание связей между ними в соседних областях становится одним из приоритетных направлений работы Совета.

Особое внимание уделяется развитию международного сотрудничества студентов. Этому способствует программа стажирования в органах студенческого самоуправления польских вузов. Так, прошлой осенью 40 счастливчиков, прошедших конкурсный отбор, неделю работали бок о бок со своими польскими коллегами в Варшаве, Познани, Гданьске и Вроцлаве. Этой весной мы планируем отправить еще 50 наших представителей по аналогичной программе. Кроме того, наиболее активные представители организаций отправятся в мае в Норвегию. В направлении международного сотрудничества главная задача этого года — присоединение к Европейскому студенческому форуму.

Безусловно, самое важное — это участие в принятии решений Министерства образования и науки, касающихся студентов. Этот механизм на сегодняшний день отработан через круглые столы, а также постоянный диалог и консультации министерства с представителями Всеукраинского студенческого совета.

Несколько слов по поводу позиции ВСС во время общественного обсуждения законопроекта, касающегося «принудительного» трудоустройства молодежи. Наше реагирование не было столь же быстрым, как организаций, первыми заговоривших о вето. Но на то есть причины. Для принятия решения — взвешенного, реально представительского, учитывающего плюрализм мнений, в соответствии с положением мы обязаны провести коллегию, на которой должны присутствовать представители практически всех областей Украины. Какая из студенческих организаций осуществила такой анализ? Конечно, можно делать популистские заявления ни с кем не советуясь, тем более если советоваться не с кем, когда отсутствуют реальные ячейки…

Естественно, у ВСС есть проблемы. Он не получает финансирования, где-то не хватает опыта, все-таки организация масштабная. Но прогресс очевиден. Одно нужно понять — бесполезно ожидать эффекта на манер «Двенадцати стульев»: вечером деньги — утром стулья. Гуманитарный сектор — это не материальный сектор. И наконец, не стоит забывать, что это объединение студентов, которые, прежде всего, учатся, а общественной деятельностью занимаются в свободное время.

И последнее. Во время парламентских выборов 2006 года Всеукраинский студенческий совет при Министерстве образования и науки Украины не действовал в интересах ни одной политической силы, а членство в партиях представителей организации впервые определялось собственными убеждениями, а не указаниями или намеками руководства.