UA / RU
Поддержать ZN.ua

В тюрьму за... образованием?

Причины и условия совершения уголовных преступлений — предмет исследований различных отраслей современной науки...

Автор: Людмила Кучеренко

Причины и условия совершения уголовных преступлений — предмет исследований различных отраслей современной науки. Впрочем, статистика свидетельствует, что зачастую преступления совершают лица с низким образовательным уровнем. Ведь именно образование в большинстве своем формирует мировоззрение граждан, их ценностные ориентиры, понимание и восприятие общественных норм поведения, культурных ценностей и традиций.

Современная пенитенциарная (от лат. роеnitentіа — покаяние) наука рассматривает образование как неотъемлемую часть исполнения уголовных наказаний и условие успешной реинтеграции в общество граждан, совершивших уголовные преступления. О том, как этот принцип реализуется в исправительных учреждениях Полтавщины, пойдет речь в беседе с начальником управления Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний Полтавской области, генерал-майором внутренней службы Николаем ИСАЕВЫМ.

— Николай Владимирович, кроме основной функции тюремных учреждений — охранять преступников, изолированных по решению суда от общества, — на эти учреждения возлагается и исправительная функция. Ведь колонии так и называются — исправительными. То есть они должны дать осужденным то, чего раньше не дали семьи и государство: основы здорового образа жизни, уважение к законам, среднее образование и хотя бы несложную профессию.

— Европейские пенитенциарные правила, обязательство придерживаться которых взяла на себя Украина в 1995 году, вступив в Совет Европы, предусматривают, что каждое исправительное учреждение должно стремиться представить всем заключенным доступ к образовательным программам, которые должны быть максимально всесторонними и соответствовать индивидуальным потребностям и стремлениям заключенных. На середину мая с.г. в девяти учреждениях исполнения наказаний области содержится 5350 осужденных и заключенных. Если детализировать их образовательный портрет, то у более 900 из них нет полного общего среднего образования, около 300 лиц не закончили и 9-ти классов, а 13 — не осилили даже начальной школы, то есть не умеют писать и читать (ставят крестик вместо подписи). Немало среди осужденных и таких, которые нигде не работали и не овладели профессией.

— Где же получают образование осужденные, ведь они не могут посещать общеобразовательные школы в тех населенных пунктах, в которых размещены режимные исправительные учреждения?

— Совместно с управлением образования и науки Полтавской облгосадминистрации мы обеспечили функционирование общеобразовательных учебных заведений при учреждениях исполнения наказаний и СИЗО. В Кременчугской воспитательной колонии для малолетних преступников отдельное помещение отведено для общеобразовательной школы №32. В учреждениях для взрослых создано 35 учебных кабинетов, где и учатся осужденные — ученики 9—12 классов. А для тех, у кого нет начального и базового среднего образования, созданы классы выравнивания и коррекции знаний. Учебный процесс обеспечивают 64 педагога. Учебники поступают от управлений образования Полтавского и Кременчугского горисполкомов, отделов образования райгосадминистраций. Все осужденные получают документ о среднем образовании государственного образца.

— Анализируя статистические данные, я обратила внимание на то, что в школе учится больше осужденных, чем зафиксировано среди них лиц без среднего образования.

— Дело в том, что часто даже люди с высшим образованием просят зачислить их на обучение, чтобы, например, углубленно изучать иностранный язык. Свободного времени у осужденных более чем достаточно. К сожалению, экономический кризис еще больше усложнил ситуацию с предоставлением заключенным работы. А вынужденное безделье ничего положительного человеку не дает.

— Есть ли возможность у тех, кто учится в местах лишения свободы, пройти внешнюю независимую оценку?

— Да, если бы осужденные изъявили желание сдавать тесты, то такая возможность им была бы предоставлена. Между Украинским центром оценки качества образования и Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний заключено соглашение, которое определяет порядок сотрудничества на всех этапах подготовки и проведения внешней независимой оценки осужденных и лиц, взятых под стражу, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения Украины.

— А могут ли осужденные получать высшее образование, находясь за решеткой?

— Теоретически — да. Заочно-дистанционно. По крайней мере в нынешнем году 83 осужденных, отбывающих наказание в учреждениях госдепартамента других областей Украины, учились в высших учебных заведениях. А три женщины, отбывающие наказание в нашей Надержинщинской исправительной колонии №65, оплачивают обучение своих детей в ВУЗах, ведь наше исправительное учреждение — одно из немногих, где осужденные хорошо зарабатывают и посылают домой денежные переводы.

— Г-н генерал, ресоциализация осужденных определена как главная конечная цель функционирования уголовно-исполнительной системы. Как вы уже сказали, свободного времени у осужденных достаточно. С пользой ли для себя они им распоряжаются?

— Сегодня случаи освобождения из учреждений уголовно-исполнительной службы осужденных, у которых не было никакой рабочей профессии и во время отбывания наказания они ее не получили, являются, скорее, исключением. Если еще несколько лет назад таких лиц насчитывалось тысячи, то сейчас их — единицы. 90% осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Полтавской области, получают рабочую профессию (а то и несколько) в учебных центрах, профессионально-техническом училище и непосредственно на производстве. Наибольший спектр — 11 профессий в учебных центрах и 22 профессии на производстве — предлагают в Божковской исправительной колонии №16. Основные профессии, которые можно получить во время отбывания наказания, — это швея, каменщик, штукатур, электромонтер, токарь, электрогазосварщик и т.п. Мы пытаемся охватить профессионально-техническим обучением как можно больше осужденных. Например, уже второй год в Божковском учебном центре №16 группа из 18—20 осужденных Крюковской ИК-29 получают профессию слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Недавно решен вопрос относительно обучения группы осужденных Комсомольского исправительного центра №136 профессии плотника.

— Получают ли стипендии осужденные, учащиеся в ПТУ?

— К сожалению, это один из тех неотложных вопросов, которые на сегодняшний день еще не удалось решить: ученики профессионально-технических училищ воспитательных колоний для несовершеннолетних не получают стипендий. Это не только не стимулирует воспитанников успешно учиться, а вообще дает основания говорить о нарушении прав подростков. Ведь значительная часть воспитанников — сироты и дети из неблагополучных семей, для которых такая государственная поддержка имела бы большое значение.

— Председатель Полтавской облгосадминистрации Валерий Асадчев одобрил инициативу общественного совета при вашем управлении госдепартамента относительно внедрения шефства высших учебных заведений Полтавы и Кременчуга над исправительными учреждениями. Потому что, хотя колонии и называются исправительными, у них нет кадровых, организационных и технических ресурсов для качественной работы по исправлению преступников. Поскольку подавляющее большинство осужденных — молодежь, их ровесники-студенты могли бы получить большой опыт социальной и общественной работы, организовывая в тюрьмах спортивные соревнования, выступления художественной самодеятельности, драматических кружков, встречи с интересными людьми и специалистами.

— Расширение сотрудничества учреждений департамента с высшими учебными заведениями сейчас довольно актуально. Заместитель председателя департамента профессор Наталия Калашник постоянно делает акцент на том, что такое сотрудничество, с одной стороны, даст возможность студентам высших учебных заведений гуманитарного профиля проходить педагогическую практику (стажировку) на базе исправительных учреждений (с возможным дальнейшим трудоустройством). С другой — преподаватели и студенты этих учреждений могут оказать содействие в организации мероприятий по повышению профессиональной компетентности персонала учреждений департамента, в активизации и усовершенствовании внеклассной работы, оказать методическую и практическую помощь в организации работы кружков и факультативов для осужденных. Это свидетельствует о том, что пенитенциарная система Украины стала более открытой, гуманной и по многим параметрам приближается к европейским стандартам. Ведь нельзя вернуть обществу полноценную личность, если осужденного унижать и ежедневно напоминать ему о содеянном. Он уже наказан тем, что у него нет самого дорогого для человека — свободы.

— Но ведь сколько должно было пройти времени, чтобы человечество наконец услышало слова известного немецкого философа Ф.Ницше: «Наше преступление против преступников состоит в том, что мы относимся к ним как к негодяям»…