UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПОИСКАХ УКРАИНСКОГО ЧУДА

Тема очередного экономического «круглого стола» в представительстве Мирового банка была обозначена вопросом риторическим: почему образование является условием и инструментом социально-экомического развития?..

Автор: Антонина Компаниец

Тема очередного экономического «круглого стола» в представительстве Мирового банка была обозначена вопросом риторическим: почему образование является условием и инструментом социально-экомического развития?

...А почему бывает так, что пока мы дискутируем, кто-то вынашивает для нас проекты?

ПЕДАГОГИКА ЧАШКИ И БЛЮДЦА

На днях сын-второклассник пришел из школы с очередным материальным (? - не знаешь, как и сказать) заданием на дом: принести две чашки с блюдцами. Мне, как и другим родителям, уже втянувшимся в хроническое спонсорство, все же в диковинку была эта просьба. На починку крыши сдавали. На учебник английского языка круглую сумму выложили. По 500 тысяч в начале года на общественно-экскурсионную жизнь - тоже было. На ремонт класса, обои, краску - само собой. Бесплатный наш родительский труд в выходные по воплощению этого самого ремонта - вроде как и помощью назвать стыдно. Для своих детей как ни постараться. Была еще летняя маета милейшей классной руководительницы старшего сына по добыванию средств на покупку новых парт для класса. Судя по результатам - беспокойство не увенчалось успехом. Не нашлось среди нас людей с возможностями инвестировать, пусть даже и в целях рекламы своего предприятия, необходимые 20 миллионов карбованцев. И складчины не вышло, велика финансовая нагрузка на отдельно взятую семью. И вот чашки...

Отчаянно-горестное лицо сына, его готовые излиться слезы взывали: упаси Боже, не принести эту злосчастную посуду завтра же. Довелось покупать то, что в ближайшем универсаме, без блюдец. И приложить оные из остатков домашнего сервиза. Как особый аргумент повторялись, видно, неоднократно внушаемые малышам слова: «Чашки будут надолго-надолго, до самого конца учебы». В словах этих совсем не уверенность педагогического коллектива в бережном отношении учащихся к бьющимся предметам, в них - безысходный пессимизм, почти убежденность, что вся эта несуразная жизнь надолго, если не навсегда...

Но посмотрите, дорогие вы наши учителя, что я вам скажу. А лучше дословно процитирую. «На будущий год принято решение (сейчас так формируется бюджет и план на 95-й) пойти другим путем: в первую очередь удовлетворить проблемы и нужды бюджетных сфер, а именно: науки, образования, охраны здоровья и других.

Именно здесь сосредоточить - главные финансовые ресурсы государства, а производству за счет дальнейшего реформирования экономики дать возможность самостоятельно зарабатывать и тратить заработанные средства, не надеясь на широкую поддержку государства. Мы должны сказать с полной ответственностью, что в будущем году и в образовании, и в науке, и в медицине ситуация должна существенно улучшиться...» (Ну разве не «ура!»?)

Если это так, а, думаю, о полной ответственности за свои слова заместитель министра экономики Украины Владимир Науменко говорил не просто так, то, может быть, и вправду перестанет разваливаться, опускаться и деградировать то, что мы называли школой в широком смысле. Бог с ними, с чашками и блюдцами. Сдавали, сдаем и будем сдавать. Главное, чтобы последний Учитель не хлопнул дверью от нищеты.

Такие вот, выходит, у меня проблемы. По праву автора вношу ими лепту в дискуссию, что состоялась в представительстве Мирового банка вокруг «круглого стола». О чем шла речь? «Почему образование является условием и инструментом социально-экономического развития?» Вопрос, конечно, интересный, хотя по сути и риторический. Без «почему», как утверждение, его и на веру брать можно. В истории же подтверждающих образцов сколько угодно, начиная с древнейших времен и кончая периодом новейшим. Хотя бы пример того же чуда, о котором кто только ни вздыхает - японского. Краткое изложение его произрастания любовно подготовила руководитель Программы экономического просвещения представительства Мирового банка Вера Нанивская. Отпечатанное на хорошей бумаге резюме было предложено присутствующим, видимо, не без тайной, а может, и с явной целью более широкого о нем оповещения.

КАК ОНО БЫЛО В ЯПОНИИ

Всем хорошо известно, что Япония дважды оказывалась перед неминуемым -трансформацией государства. В 1854 году было достаточно только присутствия пушек Коммодора Перри, чтобы понять: страна уже не может удержать свою 200-летнюю изоляцию от внешнего мира. Началось так называемое Восстановление Мейдзи: сброшено военно-феодальное правление и начаты буржуазные социально-экономические реформы. Второй раз, почти через 100 лет, поражение в мировой войне на стороне фашистской Германии и оккупация страны союзными силами, возглавляемыми генералом Мак-Артуром, не оставляли даже иллюзий выбора. На этот раз стратегия реформы полностью разрабатывалась под руководством Штаба союзных сил.

Хотя в основе первого этапа модернизации Японии и лежали экономические отношения, нужна была еще и новая культурно-политическая доктрина, способная объединить нацию на основе, удовлетворяющей как прокапиталистические силы общества, так и профеодальные и националистические. Такая доктрина была найдена. Она провозглашала одновременно отказ от изоляции и сохранение национальных традиций.

«Наша страна должна из третьеразрядной стать второразрядной, а потом перейти в первый ряд и в конце концов стать ведущей державой мира», - так говорил в 80-х годах прошлого столетия Мори Аринори, видный дипломат, политический деятель, автор знаменитых реформ системы образования. Ключевой их момент: через личный успех отдельного человека улучшать жизненный уровень его семьи, а .потом и всей страны в целом.

После второй мировой войны теория инвестиций в образование являет собой официальную концепцию, определяющую экономическую политику. Реформа образования в Японии никогда не была делом только институтов просвещения. Ее цели, стратегия всегда выносились на действительно всенародное обсуждение. Руководство осуществлялось премьер-министром. И только воплощение идей этого четко сформулированного социального заказа налагалось на руководство просвещением и образовательные структуры.

СКВОЗЬ СЫР-БОР - К ЗВЕЗДАМ

Казалось, даже это короткое путешествие в историю взлета (яркую и показательную) одной из когда-то затрапезных стран снимает уже изначально пространный разговор, почему все же просвещение - фактор прогресса? Да потому. Ответ очевиден. Но механическое приложение чужого опыта, что фольклорный костюм с чужого плеча: тут жмет, там длинновато, да и покрой далек от национальных истоков. Где же сколько и как убрать, дотачать и перекроить, чтобы не выглядеть глупо и беспомощно, а то и вовсе голым королем?

...Если бы существовал индикатор насыщенности пространства энергией мысли, интеллектуальным зарядом, потенциалом идей, в этой аудитории его зашкалило б. Сколько за два с лишним часа сказано - наработано высшей духовной материи. Да и удивляться чему? Собрались ведь люди высокообразованные, многоопытные и думающие - какое продуцирование интересных формулировок, нестандартных подходов к очевидному, остроумных логических ходов и интеллектуальной раскованности. Но почему разговор этих светлых голов иногда напоминал беседу глухих? Подводит ли извечная, трудноискоренимая наша привычка говорить вне связи с предыдущим оратором?

Тема разговора почти утонула в щедро просыпаемой на присутствующие головы высокоинтеллектуальной манне. Умение вести ученый спор, дискуссионная дисциплина часто у нас всего лишь идея, носящаяся там и сям. Потому-то и мучаемся от сыр-борных взаимоотношений. Общие точки соприкосновения, результат, хотя бы и без проекции в практику, а в более-менее четко сформулированных итогах - мука смертная найти.

То ли с учетом этой нашей особенности взаимообогащения, то ли просто так, но совпало, устроители встречи деликатно очертили окружность разговора. Радиусом его определили футурологи-ческие тезисы: какой вы видите Украину через 20 лет; какие изменения должны произойти в людях с точки зрения развития государственного управления, промышленности, производства и других отраслей, вплоть до семейно-личностных моделей поведения; какие шаги необходимо сделать на государственном уровне для обеспечения этих изменений через систему образования? Не все рискнули, а некоторые, по признанию, не увидели смысла в том, чтобы заглядывать так далеко Самым большим оптимистом оказался наш новый министр просвещения. Глядя на аудиторию немного грустными глазами и осторожно перебирая все «за» и «против», постоянно оговаривая наличие необходимых условий и, в конечном итоге, сделав упор на большом нашем научном потенциале и ориентации внешнего мира на помощь Украине, Михаил Згуровский вывел, что новая школа сможет воспитать поколение, которое через 20 лет будет определять нашу страну как одну из развитых. Но только при том, если опережающее развитие науки и образования будет идти параллельно с наработками продуктивных идей в экономике и государственном управлении.

Все мы есть то, что сами о себе думаем. Нельзя, наверное, эту личностную категорию спроецировать на всю державу. Но наши идеи, наши мысли, убеждена, имеют способность материализовываться. При наличии каких-то особых многомерных тонких условий, которые в будущем будут определены. Неплохо бы всем нам оказаться в Украине, которую тоном уверенным и убежденным обрисовал заместитель директора Института мировой экономики Олег Соскин: «Мы будем страной с развитым средним классом, классом частных собственников, предпринимателей, где властвуют общечеловеческие и христианские ценности». Неплохо, правда? Если бы не оговорка ученого: «Но это все в идеале».

Что же должно измениться в человеке? Что? Речь же в основном велась о том, какие грустные изменения происходят сейчас. И не столько за рубеж уходят интеллектуальные силы наши, сколько во внутреннюю эмиграцию, обездоливающую науку и просвещение - уходят специалисты высочайшего класса в другие сферы, в другие профессии. Представлявший Министерство экологии Владимир Демкин посмотрел в корень многих наших бед в просвещении. Он - в недостойном положении такой ключевой фигуры, как учитель.

Вице-президент Украинской финансовой группы, представлявший себя прежде всего как бизнесмена, в соответствии с родом своей деятельности был предельно конкретен: «Когда смотришь на зарплату учителя, возникает сомнение в престижности образования в нашем обществе».

И что же нам в связи с вышесказанным и в связи с реальным положением вещей остается делать?

Вот собранный банк идей и конкретных действий (перечисляю по очередности их провозглашения, об их качестве и эффективности судите сами). Итак, что же делать? Приоритетно развивать науку, культуру и образование, руководствоваться концептуальной идеей общества (молодой и горячий депутат Киевского горсовета Олесь Доний, олицетворявший на этой встрече Центр политических исследований, мог бы не только озаботиться этим, но и предложить хотя бы черновой вариант такой идеи); развивать элитарное (читай, платное) образование, в связи с этим больше внимания уделять подготовке учителей для учителей; нет сохранять свободный доступ к бесплатному образованию; гармонически соединять платное и бесплатное образование, последнее через благотворительные, общественные фонды; забрать субсидии на производство и вложить в науку; воспитывать критическое мышление и чувство ответственности; создать национальную программу непрерывного экологического образования; усилить, углубить и улучшить этическую подготовку молодой поросли; трансформировать социально-экономическую систему; воспитывать нового человека, отстроить демократический, плюралистический, гражданский фундамент общества; сменить всю систему государственного управления, сломать ментальность руководящей элиты, особенно на местах: никакой революционности в изменении системы образования, только эволюция, трансформация. Кажется все.

КТО ПЛАТИТ, ТО И ЗАКАТЫВАЕТ ПРОЕКТ

Ну а при чем здесь Мировой банк? Зачем ему весь этот интеллектуальный котел? Не иначе, как для общего развития, уюта и комфортности в аналогичной работе. Ибо основное, и, как ни крути, дежурное, блюдо уже готово. Зарубежные финансисты пришли к нам с программой под хорошим названием: «Развитие образования». Пусть пока в общих чертах, этот проект, как скромно говорят его авторы, «в подготовке», а примечание к нему, как у нас к программе телепередач: «Отдельные описанные составляющие не обязательно будут «включены в конечный вариант».

Как появился этот документ? Как кредит. В бумагах Мирового банка правительство Украины проходит должником. Основу ссуды составляют 35 - 37 миллионов долларов США, хотя предварительная оценка работы на сегодняшний день составляет все 52 - 54 миллиона. Недостающие средства предполагается покрыть за счет спонсоров. Несколько таковых уже изъявили желание помочь.

В связи с разговором о финансировании заместитель министра просвещения Валерий Гондюл сказал: «Эта программа хороша тем, что имеет определенную систему защиты». Речь идет о надежде, что будет конкретное финансирование. В отличие от не менее интересной домашней нашей идеи «Украина XXI столетия». Бюджетом на 1994 год на ее выполнение предусматривалось 265 млрд. карбованцев. Но Министерство просвещения ничего не получило. Все, что делалось по программе, делалось на энтузиазме, на привычных нам общественных началах.

Кто платит деньги, тот и закатывает проект. Цель его, безусловно, благородна: помочь правительству Украины в совершенствовании системы национального образования. Путь - расширение количества программ и улучшение их качества. В каком смысле?

Руководитель проекта Мирового банка по образованию Ллойд Бриге дал короткое обозрение работы, выполненной в секторе образования этого финансового учреждения. Основная задача в том, чтобы повернуть наше общество к рыночной экономике, дать систему ориентации и навыков жизни в новых условиях. Особая роль отводится умению критически мыслить, решать проблемы на всех уровнях, понимать и принимать принципы свободного выбора.

Эти абстрактные категории решено вложить в четыре практических русла. Первое, несколько специфическое, - менеджмент в образовании и финансирование. Если коротко, то это направлено на: а) усиление организации и управления системы образования (нам не привыкать и есть закалка); б) повышение результативности и эффективности использования средств в целом (что согревает своей безусловной полезностью).

Если же войти в оставшиеся три потока, окажется: берега нам знакомы. Зарубежные специалисты вложили свое наполнение в привычные нам уровни школы в широком ее смысле.

Общее начальное и среднее образование. Что тут ждет? Наполненность учебы материальными и качественными стандартами на уровне стран Западной Европы. В число обязательных предметов включается базовый курс экономики. Школьнику предоставляется и возможность выбирать спецкурсы по менеджменту малого бизнеса, мировой экономики, бухгалтерскому учету, деловому английскому, информатике.

Профессионально-техническое обучение. Программы подготовки непременно определяются спросом на профессию. Те, которые имеют узкую специализацию, объединяются в широкие спектры родственных профессий. Это обеспечит большие возможности выбора для выпускников, более полное обеспечение кадровых нужд предприятий. Учитывается и региональный фактор спроса на профессии.

Высшее образование. Предусматривается введение или усовершенствование программ по четырем дисциплинам: рыночная экономика, бизнес-менеджмент, законодательная база бизнеса, информатика. Обучение нацелено на подготовку специалистов среднего и высшего звена для выполнения роли лидеров в условиях рыночной системы. Характерно, что в этом уровне, как и в профессионально-техническом, предусматривается обучение населения - специалистов частного бизнеса, государственного производства.

Последний компонент - учебники. Реальна возможность издания тех, которые поддерживают программу образования Мирового банка.

База трансформации системы образования - 75 школ всех областей Украины, 10 профессионально-технических комплексов (не более одного на область), 6 вузов.

У проекта, который, судя по всему, будет воплощаться с начала будущего года, есть очень вдохновляющий акцент: со временем новая форма якобы распространится на всю страну. Якобы. Если позволят ресурсы. У денег же, как известно, есть грустная особенность - их всегда не хватает... Да и Ллойд Бриге охарактеризовал работу Мирового банка как небольшую с точки зрения финансов.

А так хочется поверить в украинское чудо.