UA / RU
Поддержать ZN.ua

В образовании — информационная революция

Еще в середине позапрошлого века Константин Ушинский призывал соотечественников понять очевидную для него вещь: именно образовательная реформа, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества...

Автор: Станислав Николаенко

Еще в середине позапрошлого века Константин Ушинский призывал соотечественников понять очевидную для него вещь: именно образовательная реформа, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества. Современная система образования зарождалась, совершенствовалась в ХХ веке в период интенсивного развития агропромышленного комплекса и индустриализации страны. Усиленное внимание к естественным, точным наукам, продуктивному труду сочеталось с увеличением количества учебных заведений.

В следующий период гигантскими шагами осваивались новые природные ресурсы, возникали экологические кризисы, передовые страны становились на путь инновационного развития, во всех сферах утверждались информационные технологии — все это поставило новые задачи перед образованием и наукой.

Современный глобализированный мир стал гигантским обменным пунктом информации. В 1988 году оптико-волоконный кабель передавал одновременно три тысячи информационных импульсов, в 1996-м — полтора миллиона, в 2000 году — уже десять миллионов. В последние годы в мире ежегодно издается в среднем более восьмисот тысяч книг различных наименований. В середине XV века в мире насчитывалось всего около тридцати тысяч книг.

В начале 90-х годов в пользовании человечества было, как минимум, двести пятьдесят миллионов компьютеров, к концу 2005 года эта цифра возрасла до миллиарда. Что, в сочетании с Интернетом, создает интеллектуальную паутину, в совокупности обладающую ошеломляющим потенциалом. На недавнем Всемирном саммите по проблемам информационного общества в Тунисе был продемонстрирован небольшой, размером с книгу, портативный компьютер для школьников стоимостью 100 долларов, сконструированный учеными Массачусетского технологического института.

В конце ХХ века развитые страны мира поставили перед собой цель ускорить переход от постиндустриального к новому этапу развития человечества — информационному обществу, основными ресурсами которого являются знания и информация.

Уже сейчас информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) составляют весомую часть мирового производства, что ведет к глобальному перераспределению как рынка труда, так и рынка образовательных услуг. Кроме того, развитие единого Европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса существенно повышает роль ИКТ в образовании, что обусловлено современной мировой тенденцией к созданию глобальных открытых образовательных и научных систем, позволяющих, с одной стороны, развивать систему накопления и распространения научных знаний, а с другой — обеспечивать доступ к разным информационным ресурсам широким слоям населения.

Одна из главных задач образования в условиях развития информационного общества — научить учеников и студентов использовать современные информационные и коммуникационные технологии. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в ускорении подготовки преподавателей и специалистов в сфере ИКТ, в обеспечении учебных заведений современной компьютерной техникой, педагогическими программными средствами, электронными учебниками и т. д. От решения этой задачи в определяющей мере будет зависеть развитие страны.

Сегодня, к сожалению, оснащение общеобразовательных учебных заведений компьютерной техникой в среднем по Украине составляет всего 43%, а уровень компьютерной грамотности учителей еще ниже — только 22%. Подключение общеобразовательных учебных заведений к Интернету в целом по Украине составляет около 15%. Процент городских школ, подключенных к Интернету, — около 19, сельских — 10.

Украина занимает одно из последних мест по количеству компьютеров в общеобразовательных учебных заведениях — 1,3 компьютера на 100 учеников. Для сравнения: Япония — 82, США — 76, Германия — 52, Франция — 38, Польша — 14,6, Россия — 10,4.

Более 1 млн. учеников (около 20 процентов) учатся в школах, где нет ни одного современного компьютера.

По данным организации «Всемирный экономический форум», сегодня по индексу «готовности информационной инфраструктуры» среди 104 стран мира Украина занимает 82-е место, рядом с Замбией и Танзанией.

Поэтому крайне важным и своевременным стало принятие правительством государственной программы «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» на 2006—2010 годы, разработанной Минобразования и науки Украины во исполнение указа президента Украины «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине», а также соответствующих законов Украины.

В формировании мероприятий программы приняли активное участие ведущие ученые Национального технического университета, Национальной академии наук Украины, специалисты заинтересованных министерств, ведомств и высших учебных заведений. Программа была одобрена общественной коллегией министерства.

Выполнение задач программы будет осуществляться с учетом стратегии социально-экономического развития регионов, а также развития информационных и новейших достижений в информационной сфере.

Программа рассчитана на пять лет, ее стоимость — около 1,8 млрд. грн. В 2006 году на ее освоение будет направлено более 250 млн. грн., в том числе 183 млн. грн. — из госбюджета.

Важная составляющая программы — создание информационных ресурсов украинской научно-образовательной среды, требующей развития инфраструктуры национальной научно-образовательной телекоммуникационной сети УРАН, к которой уже сегодня присоединены свыше 80 университетов и научных учреждениях НАН Украины. Развитие инфраструктуры сети даст возможность подсоединить к ней все остальные университеты и академические научные учреждения, что углубит информационный обмен и интеграцию между ними.

Основной задачей этой сети является высокодинамичный поиск и распространение информации научно-образовательного характера — организация доступа к мировым электронным библиотекам, проведение видеолекций и видеоконференций, обеспечение учебного процесса дистанционного образования и предоставление возможностей для пилотной апробации новых телекоммуникационных технологий и подготовки кадров для внедрения этих технологий в производство и бизнес.

Значительным фактором вывода нашего образования на качественно новый уровень и улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов является не только компьютеризация учебного процесса, но и внедрение интернет-технологий, создание корпоративных сетей и виртуальных лабораторий, позволяющих в реальном времени проводить экспериментальные исследования в процессе аудиторных занятий.

Программа направлена на интеграцию информационных ресурсов образования, науки, а также других областей общественной деятельности. Ее выполнение позволит на протяжении пяти лет обеспечить компьютерной техникой, программными продуктами более 13 тыс. учебных заведений, в частности 1,6 тыс. внешкольных, 10,5 тыс. общеобразовательных, 920 профессионально-технических и 76 институтов последипломного образования, создать 50 программных средств, 40 видеофрагментов, 10 энциклопедий учебного назначения, технологические стандарты для учителей и студентов.

Результатом реализации программы станет повышение качества, доступности и конкурентоспособности национального образования и науки на мировом рынке труда и образовательных услуг; создание новых методов и предоставление новых возможностей для научного поиска и технологического развития; повышение эффективности научных исследований; создание условий для эффективного международного научного сотрудничества; обеспечение доступа граждан к научно-образовательным ресурсам и создание условий для беспрерывного обучения на протяжении всей жизни.