UA / RU
Поддержать ZN.ua

В «АНДЕГРАУНДЕ» ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМНО

О том, какому обучению отдать предпочтение: государственному университету, частной академии, урокам на дому или самообразованию, в разные времена и в разных странах ходили различные толки...

Автор: Наталия Жовталюк

О том, какому обучению отдать предпочтение: государственному университету, частной академии, урокам на дому или самообразованию, в разные времена и в разных странах ходили различные толки.

Одно из достижений советской эпохи — возможность учиться заочно. По последним данным, в дневном секторе обучения украинских вузов задействованы 60,5% студентов, в заочном — 32,8%, остальные 6,7% — вечерники. Впрочем, эти цифровые соотношения в управленческих документах на протяжении многих лет остаются почти нерушимыми.

Что ж, понятие «заочности» исторически нам настолько знакомо, что уже трудно и отличить, где начинается образование непосредственно. Результаты те же — несомненный диплом специалиста.

Впрочем, дипломом о высшем образовании сегодня трудно кого-либо удивить, тем более завоевать неукоснительное расположение у серьезных работодателей. Сомнения он вызывает непростые:

а) качественное несоответствие основным стандартам, не говоря уже о мировых;

б) низкая мобильность выпускников на рынке труда;

в) очень неравномерный рейтинг престижности и конкурентоспособности.

Кстати, по последним статистическим данным из 25 групп занятости к 5 наиболее престижным профессиям отнесены: финансист, менеджер, собственник частного предприятия; брокер, маклер, дилер; индивидуальная трудовая деятельность; журналист, редактор; фермер. Это, отнюдь, не значит, что менее оплачиваемые профессии просвещенцев, медиков, военных или занятых в материальном производстве менее необходимы или менее актуальны.

По объективным причинам диплом стал таким себе перекати-поле, миграционным символом, чистым модулем. Ни у кого не вызовет удивления, например, то, что тележурналистами работают сейчас выпускники театрального, политехнического или художественной академии, филологического, исторического и даже физико-математического факультетов. А основы менеджмента успешно осваивают представители всех факультетов университета. То есть украинский «свободный» диплом неутомимо ищет какой-либо счастливый случай засвидетельствоваться де-факто.

Вот тут-то и возникает, как правило, вопрос, кто ты? Заочник или учился на стационаре? Ведь диплом, который необходимо вынуть из делового портфеля, для того и другого идентичный. Меркантильным взглядом — все дело обстоит в конечной цели обучения, реализации диплома. Но диплом заочника и диплом студента стационара — не одно и то же.

Заместители деканов по заочной части Киевского госуниверситета, деканы заочных факультетов отдельных институтов, а также большинство старых педагогических кадров делают очень осторожные умозаключения относительно реального качества заочной формы обучения. На вопрос «Можно ли изучить заочно кибернетику в КГУ или несколько иностранных языков в Государственном лингвистическом университете?» — отвечают неохотно. Для многих из них заочная форма обучения была стабильным и привычным делом всей жизни.

Конечно, все «за» и «против» должны быть согласованы с особенностями и нюансами учебы в различных группах вузов: политехнической, экономической, педагогической, горно-металлургической и т.д. Для всех их важнейшей объединительной идеей есть идея непрерывной практики. Но если студенты дневной формы обучения из года в год так и не имеют четко налаженного механизма необходимой практики, то «житейская мудрость» и практическая деятельность заочника не решают эту громаднейшую проблему.

Сравнительные же таблицы успеваемости обеих категорий учащихся в КГУ, как оказалось, являются «сугубо служебными расчетами, которые не подлежат разглашению».

Но не секрет, что на всех факультетах «красных» дипломов среди заочников всегда раза в два меньше. (Парадоксальным может показаться тот факт, что, по социологическим наблюдениям, количество руководителей с заочным образованием возросло.)

Учебный процесс заочников ведется по той же программе, что и на стационаре, только объем ее на 30% короче. Если обучение на дневных факультетах университета длится 5 лет, то на заочном — 6. Образование с большими перерывами, как считают специалисты, не очень-то основательное, к тому же и не систематизированное.

Большинство преподавателей также не высказывают своей заинтересованности в пестрой аудитории заочников, людей, которых они едва знают и к концу образовательного цикла не только не могут сориентироваться в их индивидуальных способностях и приобретенных знаниях, но и зачастую не помнят даже в лицо.

«Такая форма обучения бесперспективна и малоэффективна, а для факультетов Государственного университета вообще неприемлема, - открыто говорит Владимир Филимонович Билык, заместитель первого проректора КГУ по образовательной работе, — поэтому у нас наблюдается тенденция к ее сокращению».

Как известно, в ближайшее время должен осуществиться переход на многоступенчатую систему подготовки по схеме: младший специалист — бакалавр — специалист — магистр, которая и определит академический и квалификационный уровни выпускника. Также должна реализоваться идея непрерывного образования в учебно-научных и учебно-научно-производственных комплексах, в состав которых входят учебные заведения различных уровней аккредитаций, учебные ведомства и организации, предприятия. Необходимо решение вопроса разнообразия форм и программ высшего образования.

Это, по-видимому, окажет свое действие на все стороны заочного обучения, не минуя и вечернее.

Вячеслав Андреевич Янковой, заместитель начальника Главного управления высшего образования, считает, что в первую очередь для решения таких вопросов нужно сосредоточить внимание на том дисбалансе, который проявляется в секторе занятости населения по сферам деятельности. Так, если сфера промышленности в Украине занимает (в процентном соотношении) 54,5, то в Великобритании — 29,8, США — 26,2, Франции — 29,6, Японии — 33,8. Сфера услуг соответственно 26,2, 67,7, 71,1, 64,2, 58,6, сельское хозяйство — 19,3, 2,5, 2,7, 6,2, 7,6.

Именно исходя из этого и применительно к собственным особенностям развития должен скорректироваться профессиональный состав выпускников.

Но высшая школа, как и вся отрасль в целом, испытывая острый недостаток финансов, значительное ухудшение учебно-методического и материально-технического обеспечения, задается только самыми ближайшими целями. Заняться какими-то «дальними» вопросами, как всегда, не позволяют финансы.

Естественно, что у господ чиновников «не ко всему руки доходят». Впрочем, в Министерстве образования не существует ни конкретного отдела, ни человека, который бы занимался только и исключительно проблемами заочников и вечерников.

Впрочем, заочники — веселые ребята. Снова встретясь через полгода, так приятно пообщаться, пошутить, куда-либо сходить, где-то посидеть, от чего-либо отдохнуть, что-то бегло пролистать... Так-сяк, о том, о сем...