UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В современных реалиях нести ответственность за историю Украины — большое бремя»: учитель Евгений Шелест о преподавании

Автор: Ольга Лещик

Учителя истории отчасти становятся теми, кто способствует формированию в юных душах любви к Родине, понимания своих истоков, а также ментальности и ощущения общности.

Евгений Шелест, учитель истории Украины и всемирной истории, методист родом из города Носовка на Черниговщине считает, что подход к преподаванию предмета должен быть современным. Он работает в частном заведении Britannica School, уже полтора года преподает в проекте «Залишаємось з Україною», записывает аудиоуроки  для детей в проекте «Вчися вухами» от ОО «Смарт освіта», а также ведет свой Телеграм-канал «Що там по історії?».

Одно из нововведений учителя — использование мемов на историческую тематику. Он не только любит творить их собственноручно, но и часто дает ученикам задание создать мем к теме. Кроме того, Евгений использует в работе интерактивные задания, чтобы заинтересовать детей изучением истории, ориентируясь на их потребности, ведь запрос ученика всегда важнее программы.

Умение признавать свое «не знаю»

По мнению Евгения, история — весьма простой предмет, и главное, чему он учит, — дисциплина. Тем, у кого душа не лежит к истории, учитель дает простое задание — найти свою силу воли, сесть и выучить отдельные события, даты, имена. Есть задание, есть выполненная работа — есть оценка, ничего больше.

В то же время тем, у кого есть интерес, Евгений, наоборот, дает меньше упражнений и проводит больше дискуссий и обсуждений, поддерживая любознательность ребенка — ведь именно любознательность, по его мнению, — путь к познанию.

Преподавание для Евгения — это постоянное саморазвитие и изменения, и они не заканчиваются за закрытой дверью класса: «Дети в любой миг могут задать вопросы, на которые я не могу ответить сразу. Нужно не испугаться и сказать честно: «Я не знаю», а позже — «Я узнал, слушайте». Ведь я действительно многого не знаю, но я всегда за совершенствование в профессии».

Очень важно, по мнению учителя, внедрять интересные занятия для общего досуга с детьми. Такими у Евгения, в частности, стали походы как часть outdoor-занятий для учеников, чтобы научить их взаимодействовать с природой.

«Становление учителя долгое, — говорит он. — Сначала изучаешь историю как предмет, а потом начинаешь развиваться как учитель-методист. Ищешь подходы к детям, находишь свою золотую середину проведения занятий и учишься реагировать на запросы. Часто бывает, что дети пришли на занятие и у тебя был один план, но смотришь на них, а там — совсем другое настроение. Тогда просто на ходу ты должен что-то придумать, чтобы отвечать их запросу. Чтобы ученики изучали твой предмет, их надо всегда удивлять, и это действительно интересный вызов для меня как учителя».

Фото из личного архива Евгения Шелеста

Как разнообразить уроки истории

Задания Евгений Шелест создает с учетом вкусов учеников и даже их талантов. Так появляются интересные интерактивные методы работы — агитационные плакаты «Голосуйте за Хмельницкого», макеты для сториз на тему Первой мировой войны и даже собственноручно сделанные трипольские кувшины.

Кроме того, учитель любит давать задание детям самостоятельно проводить уроки. По его словам, подготовка к занятию мотивирует погрузиться в тему и незаметно для самого ученика начинает интересовать его. В результате ребенок учится проводить свои параллели, искать взаимосвязи и в конце концов начинает действительно понимать материал.

Ну и куда же без оригинальных презентаций и рефератов. О любимом оформлении работы Евгений вспоминает с улыбкой: «У меня есть очень смешной реферат — сделала ученица седьмого класса. Титул — яркой расцветки с очень красивыми цветами, а тема… инквизиция».

Фото из личного архива Евгения Шелеста

Уже четыре года любимым методом работы Евгения с учениками остаются мемы. Идея использовать их пришла к учителю из желания оживить историю. Евгений считает, что юмор помогает детям расслабиться на занятиях и увидеть, что за незнание дат не бьют и даже не кусают.

Мемы могут помочь в понимании образовательных потребностей учеников

«Если ты можешь над чем-то посмеяться, то хотя бы примерно понимаешь суть, ведь создать шутку без понимания невозможно. Никто не будет шутить о браке, не побывав в нем. Так же в истории — ты не сможешь составить мемчик о Хмельницком, если не знаешь, кто он и что сделал. Я регулярно даю детям упражнения на создание мемов, и прекрасно видно, кто просто копирует картинку и натягивает ситуацию с мема на историческое событие, а кто реально понимает тему и создает какую-то интересную идею. Иногда я целеустремленно показываю мемы в начале урока и смотрю, кто из учеников засмеялся, а кто нет. Так я, по крайней мере понимаю, кому нужно лучше объяснить тему», — рассказывает учитель.

Мемы учеников
Фото предоставлено автором

 

Мемы Евгения
Фото предоставлено автором

Будущего учителя трижды выгоняли из университета

У Евгения семилетний опыт учительства, и, кроме истории, он имел возможность преподавать еще и правоведение, художественную культуру и даже информатику. Жизненная история учителя интересна: его трижды выгоняли из университета, после чего у него были, по его словам, «хаотичные рабочие связи» — работал и грузчиком, и лаборантом, и даже монтером путей на железной дороге.

Но в 2010 году Евгений таки решил получить полное высшее образование и совершенно случайно выбрал профессию историка. Свое первое занятие провел 12 января 2016 года в сельской школе и сразу понял, что он на своем месте.

«Урок, конечно, был ужасный, но моя борода, длинные волосы и нестандартный подход к преподаванию детей сначала очаровывают, а потом они уже не замечают, как учат историю», — рассказывает учитель.

Фото предоставлено автором

О войне: собственная история и изменения в работе с учениками

На эту тему Евгений говорит с болью — для него, историка, полномасштабная война все же стала неожиданностью. В первые дни он поехал на Черниговщину, чтобы забрать родных. Однако когда те отказались выезжать, учитель остался с ними в окружении и отвлекался домашней работой: «Вокруг взрывы, летают самолеты, где-то едет танковая колонна, а я в это время рублю дрова или обрезаю сад».

Но уже через несколько недель Евгений вернулся к преподаванию. А еще начал ездить на благотворительные концерты с группой «Кредо», где был ведущим и даже играл на барабанах.

Сейчас учитель и дальше работает в киевской школе офлайн: «Сначала я просто прятался за работой, но общение с детьми на самом деле заряжает. Хотя от них и устаешь, но вместе с тем получаешь большой ресурс. Так или иначе ты должен оставаться функциональным, работать. Потому что твоя работа дает толчок стране: ты работаешь, получаешь зарплату, значит можешь донатить. Впрочем, я чувствую, что зачерствел за время работы. Эмоционально проживать все события просто нет ни сил, ни времени — тем более, если ты нужен детям, которым справиться с этим намного сложнее».

Уже со второй недели полномасштабной войны Евгений начал работать со «Смарт освітою». Главной его целью было помочь ученикам морально справиться с событиями, которые происходят вокруг, а также сплотить и объединить их.

Уже полтора года Евгений активно преподает в проекте «Залишаємось з Україною», помогая украинским детям со всех уголков мира чувствовать единство. Благодаря этим занятиям некоторые ученики сформировали дружеские отношения вне уроков и даже ездят в другие стран в гости к своим одноклассникам.

Кроме того, Евгений уже полгода записывает аудиоуроки по истории Украины для проекта «Вчися вухами» (бесплатные 20-минутные аудиоуроки для учеников 7–11 классов по украинскому языку, литературе и истории Украины, гражданскому образованию и всемирной истории). Подготовить для нового подкаста такие материалы, чтобы увлечь внимание слушателей и привить им любовь к истории — интересный вызов, говорит учитель.

Из-за войны произошли изменения и в процессе преподавания. Кроме смены фокуса заинтересованности на историю Украины вместо истории всемирной, Евгений отмечает и рост внимания учеников именно к роли России в истории Украины: «Если раньше реакция была нулевой или минимально негативной, то теперь каждое появление Московского царства или Российской империи — это просто-таки фу-фу-фу. Часто слышу вопросы вроде «А чего мы раньше с ними ничего не сделали?». У подростков часто черно-белое восприятие — так они учатся разделять мир. Но, к сожалению, многие из них настроены очень радикально, если не сказать кровожадно. Выход из ситуации они усматривают, например, в уничтожении 140 миллионов россиян. Но это уже было в истории и имело плохие последствия. Так что я стараюсь говорить с ними об этом на примере того же Холокоста, из-за этого у нас часто возникают важные дискуссии».

Сейчас в планах Евгения написать свой учебник вроде «Истории Украины от деда Свирида» и начать снимать собственные видеоролики об истории.

А еще учитель шутя рассказывает, что хочет, «чтобы от историков наконец отцепились: ведь в современных реалиях нести ответственность за историю Украины — большое бремя».