UA / RU
Поддержать ZN.ua

В одной упряжке

ІT-индустрия и высшее IT-образование — как сотрудничать взаимовыгодно?

Автор: Евгений Сакало

Бурный рост IT-индустрии в Украине, которая, в частности, характеризуется и высоким спросом на высококвалифицированных инженеров, подталкивает IT-компании к более тесной кооперации с университетами, готовящими для них кадры. Со своей стороны, университеты все больше понимают пользу от такого сотрудничества и готовы трансформироваться, чтобы быть более открытыми к общим программам и проектам с бизнесом.

Это не сразу поняли участники образовательного процесса. Бывали времена, когда университеты рассматривали IT-бизнес преимущественно как возможность улучшить материально-техническое обеспечение в условиях вечной нехватки средств для просвещенцев. С другой стороны, IT-компании рассматривали университеты как поставщиков кадров и не пытались системно влиять на качество подготовки молодых специалистов. Развитие IT в Украине обусловил кризис кадров для этой сферы — большим компаниям нужно было все больше молодых специалистов, но студенты чаще всего оказывались неготовыми к работе на реальных проектах сразу со студенческой скамьи, а готовить их исключительно силами компаний (в частности корпоративных университетов) оказалось весьма трудно.

Виталий Кухарский, проректор по научно-педагогической работе и информатизации Львовского национального университета им. Ивана Франко, отмечает, что IT-сфера сегодня задает тренд в образовании как индустрия, которая очень интенсивно развивается, и что развитие IT, в свою очередь, ведет к улучшению необходимых, с точки зрения качества образования, атрибутов.

Интересно, что, с одной стороны, представители компаний не должны вдаваться в детали и проблемы организации учебного процесса в университетах, но все же они предлагают меры для решения этих проблем и повышения качества образования, поскольку заинтересованы в качественной подготовке специалистов.

Интересным примером инициативы, сближающей университеты и индустрию, является программа «IT-эксперт» от львовского IT-кластера, в рамках которой специалисты по IT-индустрии помогали преподавателям наполнять курсы и проводить занятия, — это один из путей обеспечения качества образования и возвышения квалификации преподавателей.

Мировая практика показывает, что образование нуждается в постоянных инвестициях, так что IT-индустрия должна это понять и вкладывать в образование немалые ресурсы, в частности и материальные. Следует отметить, что сейчас такое понимание есть, и бизнес не просто, например, финансирует обеспечение университета необходимой техникой, но и заботится о создании общих образовательных программ. Это и является примером системного сотрудничества.

Виталий Кухарский приводит в качестве примера структурированную модель сотрудничества университета и львовского IT-кластера. Это сотрудничество происходит на трех уровнях.

Первый уровень — коллаборация на уровне координационного совета, где общаются руководители университета и компаний, разрабатывая стратегические решения. Такие как, например, специальности и образовательные программы, которые должны открываться. Здесь они также определяют перспективные направления продолжительного сотрудничества.

Второй уровень — совещательный совет, где взаимодействуют лидеры технических компетенций компаний и руководители образовательных программ по университету, работающие над созданием учебных планов. 

Третий уровень — рабочие группы, где эксперты работают над конкретными учебными курсами. Такой подход позволяет правильно, системно и стратегически организовать взаимодействие университета с работодателем.

Основная проблема во взаимодействии университетов и IT-компаний сегодня — это отсутствие стратегического и системного подхода к формированию компетенций будущего выпускника, актуализации учебных программ, привлечению экспертов компаний к практическим занятиям со студентами, т.е. всего того, что позволяет называть образование современным и актуальным.

Андрей Глыбовец, декан факультета информатики Национального университета «Киево-Могилянская академия», тоже говорит, что долгое время вузу не хватало системной поддержки со стороны IT-индустрии именно в сфере IT-образования. Иногда не было понимания, что работодатели должны поддерживать университеты, в частности и потому, что фактически в каждой крупной IT-компании есть свой учебный центр (корпоративный университет), где компания доучивает студентов после университета до уровня знаний и навыков, которые им потребуются для выполнения проектов.

Андрей Глыбовец вспоминает, что проходила определенная эволюция взглядов и подходов к тому, как университетам нужно готовить кадры для IT. Сначала у компаний была позиция «вы учите, как хотите, а мы потом подгоним студентов под наши потребности». Потом была позиция «вы должны давать фундаментальное образование, которое позволит молодому специалисту развиваться и легко меняться». Еще было мнение — «давайте все же готовить специалистов конкретного профиля».

То есть у самих работодателей не было четкого представления о том, кого именно должны готовить университеты на своих бакалаврских и магистерских программах. Теперь, по мнению А.Глыбовца, ситуация меняется, и компании начинают понимать важность поддержки университетов. Ведь если упадет уровень обучения на IT-факультетах, это может стать очень серьезной проблемой для Украины, принимая во внимание рост индустрии в целом. Не исключено, что компаниям просто некого будет доучивать.

Сейчас мы видим, что IT-компании приходят в университеты с более системными подходами, например с созданием общих учебных программ и курсов. Но таких системных партнеров мало, потому что многие компании продолжают создавать собственные корпоративные университеты.

Другая очень важная проблема — это преподаватели университетов. С одной стороны, они должны быть квалифицированными специалистами-практиками, которые очень высоко ценятся на рынке труда, а с другой — работать за низкую университетскую зарплату.

Неединичны ситуации, когда профессор получает меньше, чем студент 2-го года обучения, который уже работает в компании. Соответственно, перед руководством университетов, факультетов и кафедр стоит вопрос, как удержать преподавателей в университете. Что, кроме энтузиазма и любви к преподавательской работе, может мотивировать опытного преподавателя работать в университете?

А.Глыбовец приводит статистику, согласно которой на ведущих IT-факультетах 50% студентов 2-го года обучения уже работают в индустрии, на 3-м году обучения число работающих студентов достигает 75%, а начиная с 4-го курса, работают почти все. И здесь очень важно, чтобы IT-компании обеспечивали студентов гибким графиком, чтобы у них оставались силы и желание учиться. Необходимо договориться с крупными компаниями, чтобы они с уважением относились к учебе студентов в университете.

Один из подходов, который может сделать сотрудничество университетов и IT-бизнеса более качественным, — сотрудничество в рамках Research & Development (R&D) напрямую.

Университеты должны заниматься не только обучением, но и научными исследованиями. И желательно, чтобы партнеры-работодатели понимали важность этого и поддерживали его, предлагая университетам задачи, приближенные к реальным проектам, менторов и возможность вместе работать над общими проектами.

Проектный подход в обучении чрезвычайно важен. Для студентов — это возможность выполнять задачи, приближенные к реальным проектам, и учиться командной работе, совместно создавать программный продукт. Для преподавателей участие в проектах тоже много значит, ведь нельзя преподавать самые современные технологии и готовить специалистов для высокотехнологической сферы без опыта реальной работы по специальности, и такие проекты могут быть решением проблемы.

Андрей Яворский, вице-президент по стратегии и технологиям Globallogic, отмечает, что для того, чтобы ответить на наиболее распространенный вопрос к представителям бизнеса, какие навыки необходимы для молодых специалистов, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, нужно понять контекст, в котором существует IT-индустрия.

Сейчас есть три глобальных тренда, которые влияют на ожидания индустрии как от молодых специалистов, так и от системы образования в целом.

Первый тренд кадровый голод и спрос на инженеров

В докоронавирусные времена дефицит IT-инженеров в мире составлял 1,5 млн человек, треть которых приходилась на США как мекку для IT-бизнеса. В этом контексте Украина с ее, по разным оценкам, 180–200 тыс. IT-инженеров имеет огромный потенциал для роста, потому что в далекой перспективе спрос на таких специалистов останется очень высоким. Этот спрос обусловлен тем, что цифровые технологии внедряются во все сферы жизни людей. Будущее будет за глобальными компаниями, а подготовка квалифицированных кадров стоит дорого не только в Украине, но и во всем мире.

Второй тренд демографическая ситуация и конкуренция за талантливых студентов

Сейчас мы наблюдаем снижение рождаемости во всех развитых странах, т.е. молодежи будет становиться меньше. Для IT-индустрии это означает, что количество талантливых студентов, которые будут приходить в вузы, будет уменьшаться, а конкуренция за них как на глобальном, так и на украинском рынке — возрастать.

Третий тренд изменение парадигмы образования

 Уже теперь понятно, что в будущем мы будем учиться не так, как сейчас. Во время пандемии коронавируса нам пришлось иметь дело с реалиями удаленного обучения. Образование перестает быть уникальным явлением, а знания стали общедоступными, поскольку теперь любому по силам их получить (можно не учиться в образовательном учреждении, а банально нагуглить).

А вот умение учиться становится одним из наиболее затребованных навыков современной эпохи.

Просто получить знания можно, а научить людей учиться — это то, что уже становится важным навыком. Например, в автоиндустрии, для которой IT-специалисты разрабатывают программное обеспечение, технологии меняются каждые 3–4 года, угнаться за ними сложно, и это порождает другие требования к подготовке IT-специалистов.

Андрей Яворский отмечает, что соответственно меняются и требования IT-специалистов к системе образования. Они ожидают, что обучение будет, во-первых, модульным — не придется тратить пять лет, проходя всю программу, достаточно выучить отдельные блоки (модули) и можно сразу использовать изученное на практике. Во-вторых, будет возможность совмещать учебу с работой. И, в-третьих, учеба будет иметь удаленную составляющую.

Все эти тренды касаются не только Украины, но и всего мира и создают кризисную ситуацию для традиционного образования. Но кризис — это не хорошо и не плохо, он приводит к этапам трансформации, старые системы ломаются и появляются новые, более адаптированные к духу времени.

Украине такая ситуация предлагает интересные возможности по созданию нового образовательного продукта. IT-индустрия не сможет заменить систему образования, но она должна стать ее партнером, а успех трансформации системы образования — залог быстрого развития IT-индустрии в будущем.

Таким образом, мы можем прогнозировать, что в недалеком будущем сотрудничество университетов и IT-бизнеса будет становиться все более системным, сфокусированным на качестве подготовки молодых специалистов, в частности на общих R&D проектах, привлечении практиков из компаний к преподаванию дисциплин, повышении квалификации преподавателей, и, что самое главное, обе стороны процесса будут открытыми к новым инициативам.

Модернизация высшего IT-образования в Украине — это даже не цель, а уже необходимость для развития университетов и бизнеса в современном конкурентном мире.