UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРОК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ

Украинские и американские школьники станут участниками уникального эксперимента Все ближе тот д...

Автор: Лидия Суржик

Украинские и американские школьники станут участниками уникального эксперимента

Все ближе тот день, когда в космический полет вместе с американскими астронавтами на борту «Шаттла» отправится и представитель Украины. В соответствии с американо-украинским соглашением о кооперации в космосе и программой сотрудничества между NASA (Национальной администрацией по астронавтике и космосу США) и НКАУ (Национальным космическим агентством Украины) совместная космическая миссия должна состояться в октябре 1997 года. На украинского космонавта-исследователя возлагается очень важная часть научной программы полета - проведение комплекса биологических экспериментов.

Изучению растений в космосе, возможностям их адаптации к неземным условиям американцы придают огромное значение. В космических центрах тщательно отрабатывается модель замкнутого цикла жизнеобеспечения в космосе, где одни растения «отвечают» за регенерацию кислорода и поглощение углерода, другие приносят урожай свежей зелени, затем перерабатываются и используются как удобрение. Доказано также большое клиническое значение растений для космонавтов, уже одно их присутствие позволяет легче переносить длительные путешествия на земной орбите.

Примечательно, что запланированная для международного экипажа программа исследований по биологии растений (а она, следует отметить, очень многоплановая) не ограничивается лишь космической лабораторией. Важная ее составная - образовательный проект научного эксперимента (т.н. вторичный эксперимент № 4), который будет проводиться единовременно с экспериментом в космосе (основным экспериментом № 1). Выполнение эксперимента № 4 поручается украинским и американским школьникам и студентам. Им надлежит в точности воспроизводить космический эксперимент, осуществляя таким образом его земной контроль. Результаты наблюдений, полученные в школьных и институтских лабораториях, будут передаваться в космический центр им.Кеннеди. Предусматривается трансляция хода опытов в космосе по телевидению, возможна прямая связь между космонавтом-исследователем и участниками эксперимента на Земле.

Задача основного эксперимента № 1 - изучить, как влияют условия микрогравитации на опыление и оплодотворение растений. Для опытов в космосе и на Земле будет применяться необычный вид. Это так называемое «Висконсинское быстрое растение» - одна из форм Brassica rapa (рапса), выведенная по программе Висконсинского университета профессором Паулем Вильямсом. «Быстрый» рапс отличается от своего обыкновенного сородича сокращенным циклом развития (35 дней «от семян до семян»), низким ростом и большими выразительными цветами, что очень удобно для экспериментального применения. Собственно, с этой целью и создавалась эта оригинальная форма, на что, кстати, ученому потребовалось около тридцати лет упорного труда.

Специально выведенный мутант «Висконсинского быстрого растения» уже применялся в подобных исследованиях. Программа полета «Шаттла» в прошлом году включала автоматический эксперимент по росту растений «Астрокультура». Эксперимент в космосе дополнялся научно-образовательной программой для школ и колледжей. Юные исследователи вместе с учителями воссоздавали космический эксперимент в школьных лабораториях, а полученные ими данные затем передавались в центр космических исследований, то есть послужили большой науке. Вот это да!.. - предвижу восторг наших юных исследователей. Конечно, это уже не игра, а стоящее дело. И отрадно, что нашим школьникам тоже предоставляется возможность стать участниками космического эксперимента.

Совместный образовательный проект, связанный с полетом международного экипажа в следующем году, его организаторы усматривают более масштабным, скажем так, с размахом. Этим вполне оправдана его стратегическая цель: «использовать уникальную космическую миссию... для привлечения учеников и студентов к науке».

Несомненно, интерес, вкус к исследованию, творческому поиску зарождается со школьной скамьи. (Надо ли говорить сейчас о том, почему у нас целое поколение «серых» и нелюбопытных?) И очень важно не упустить время, дать творческий импульс пытливому детскому уму, заняв его серьезным, взрослым делом. Это, пожалуй, как нельзя лучше осознают руководитель образовательной программы совместного американо-украинского эксперимента (САУЭ) проф. Пауль Вильямс и координатор программы от Украины старший научный сотрудник Института биохимии им. А.Палладина НАНУ Владимир Назаренко. Недавно Владимир Иванович возвратился из космического центра им.Кеннеди, что на мысе Канаверал. Привез оттуда программу совместных экспериментов, коробки с приборами и другой «начинкой» для опытов, а также массу впечатлений. О собственно космическом центре с ухоженными зелеными лужайками и прудами, где рядом с космодромом в камышовых зарослях гуляет дичь, а из водоемов лениво выползают на солнышко аллигаторы (забота об экологии, как говорится, налицо). Но особенные впечатления оставил у него учебный космический центр, созданный специально для школьников. Здесь можно не только примерить скафандр, но и испробовать тренажеры, другое оборудование, причем все - действующее. А в панорамном зале и вовсе кажется, что ты уже в космосе. «Такое нашим ребятам и не снилось», - подумал с сожалением.

Продемонстрировав свои достижения на образовательном поприще, американские коллеги, естественно, поинтересовались, что могут наши школьники, посилен ли им будет космический эксперимент. Владимиру Ивановичу, в свою очередь, довелось рассказать, какие исследования на базе лабораторий академических институтов и научных центров проводят 14 - 17-летние украинские школьники, а потом еще публично защищают свои научно-исследовательские работы, выполненные нередко на уровне студенческой дипломной. Его собеседники были откровенно удивлены. А чтобы удивление не сменилось недоверием, показал некоторые работы школьников - членов Малой академии наук (МАН). Кстати, на английском языке.

У Малой академии не только большой опыт в организации научно-исследовательской работы школьников, проведении творческих конкурсов. На счету МАН - осуществление международной экологической экспедиции по Днепру, участие в программе Национального географического общества США «Кислотные дожди», организация всеукраинских конкурсов научно-исследовательских работ учащейся молодежи. Об уровне работ юных исследователей многое говорят уже сами названия. Вот, к примеру, некоторые из них: «Совместное влияние радиации и тяжелых металлов на жизнедеятельность растений», «Особенности изменений концентрации общего холестерина и холестерина липопротеидов разной плотности в сыворотке крови под влиянием энтеросорбента», «Экологический контроль содержания кислорода в земной атмосфере методами солнечной спектроскопии», «Ценные бумаги в инвестиционном процессе», «Программирование компьютерных игр» и т.д.

Малая академия наук имеет свои территориальные отделения в 18 областях Украины, привлекая к творчеству более 20 тыс. школьников. Наиболее многочисленное Киевское отделение МАН «Исследователь», которое работает в тесном содружестве с Национальным университетом им.Т.Шевченко, его астрономической обсерваторией и ботаническим садом. Тесные творческие контакты сложились у «мановцев» с многими вузами столицы, а также более чем с 20 научно-исследовательскими учреждениями НАНУ. Малая академия, подобно «большой», имеет свои отделения, секции по профилю наук, университеты, школы, клубы по интересам... Каждый второй выпускник МАН впоследствии становится студентом вуза. Среди соросовских студентов-стипендиантов много бывших «мановцев».

После ознакомления с деятельностью Малой академии наук Украины американские ученые признали, что у них нет объединения ученых и учителей, способных выполнять программы столь высокого научного уровня, в т.ч. международные. То есть им есть чему поучиться у нас. А нам - у них, в частности, американской практике образовательных программ для творческого воспитания учащейся молодежи, формирования будущей научной элиты общества. Там на этом денег не экономят. Образовательные программы финансируются специальным научным фондом. У нас, к сожалению, все делается больше на энтузиазме ученых и педагогов, болеющих за дело воспитания будущих эдисонов и вернадских. Финансовая поддержка МАН от Национальной академии ничтожно мала. Благо, есть возможность использовать для работы с юными исследователями научно-материальную базу НИИ, институтские лаборатории.

И если на осуществление образовательной программы САУЭ в США выделено около ста тысяч долларов, то у нас пока ни карбованца. Что-то вроде бы должно дать Национальное космическое агентство, но когда это будет?..

Тем не менее старт образовательной программы совместного американо-украинского космического эксперимента уже состоялся. Координатор программы, ответственный секретарь МАН Украины и вице-президент ее Киевского отделения Владимир Назаренко сумел увлечь идеей и своих юных воспитанников, и коллег из Украинского эколого-натуралистического центра, Ботанического сада им. академика Фомина, Киевского, Винницкого, Черниговского, Полтавского, Волынского, Днепропетровского и Запорожского территориальных отделений МАНУ. Уже ведутся подготовительные работы (ведь до большого старта нужно «обкатать» все детали эксперимента, отработать все его параметры), даже расцвели первые экземпляры «космического» растения. Этому факту были приятно удивлены американские ученые и эксперты из NASA, космического центра им.Кеннеди, посетившие несколько дней назад Украину с целью подготовки к предстоящему совместному космическому эксперименту. Вскоре ожидается приезд руководителя образовательного проекта САУЭ профессора Пауля Вильямса, который поможет нашим учителям-биологам овладеть технологией проведения опытов, разработать дополнительный программный материал по биологии, связанный с космическим экспериментом.

Итак, подготовка к урокам по космической программе началась. Перед юными талантами открываются небывалые стартовые возможности. В космические дали науки.

Дерзнем?.. Поехали!..