UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРА! ЭКЗАМЕНЫ ОТМЕНИЛИ

Когда рассказала своему братишке-десятикласснику о том, что в нынешнем году будут отменены все переводные экзамены (то есть в шестом, седьмом, восьмом и десятом классах), он от счастья прыгал чуть ли не до потолка...

Автор: Павлина Семиволос

Когда рассказала своему братишке-десятикласснику о том, что в нынешнем году будут отменены все переводные экзамены (то есть в шестом, седьмом, восьмом и десятом классах), он от счастья прыгал чуть ли не до потолка. И взял с меня клятвенное обещание уведомить его, когда выйдет эта статья. Ради чего понятно — обрадовать своих товарищей: иначе, мол, на слово могут и не поверить. Что ж, дорогие школьники столицы Украины, если педагоги еще не успели сообщить вам приятную новость, то знайте: 4 февраля сего года начальник Главного управления образования г. Киева Борис Жебровский подписал приказ «О порядке окончания 1999/2000 учебного года…», в одном из пунктов которого и задокументировано решение не проводить экзамены в 6—8-х и 10-х классах.

Кстати, в этом же приказе черным по белому записано также следующее. Учитывая тот факт, что общеобразовательные учебные заведения города в январе—феврале 2000-го вынуждены были прервать свою работу из-за эпидемии гриппа и всплеска острых респираторных заболеваний, «недопустимо (цитирую. — П.С.) компенсировать пробелы в освоении программного материала по всем предметам за счет увеличения объемов домашних заданий». И далее все о тех же недопустимых вещах: «внедрение форм аттестации знаний учеников (написание рефератов, проведение контрольных и самостоятельных работ, сдачу зачетов и т. д.), которые не предусмотрены действующими государственными программами; принудительное привлечение учеников к дополнительным занятиям». Согласитесь, очень разумное и дальновидное решение. И очень хочется верить, что оно станет серьезным препятствием для отдельных педагогов, намеревающихся наверстать упущенное за счет перегрузок ослабленных болезнями детей. Но вернемся, с вашего позволения, к вопросу об экзаменах.

Ни для кого не секрет, что система образования весьма консервативна по своей сути. Какие-то кардинальные изменения здесь происходят не так часто, как в других сферах жизни. Поэтому шаг, на который решилось руководство образованием столицы, по праву можно назвать революционным. Что подвигло Главное управление образования Киева на отмену переводных экзаменов? Причин много. Начать следует, пожалуй, с того, что Борис Михайлович — давний и убежденный противник упомянутой формы проверки знаний учеников. По его глубокому убеждению, школьные экзамены — это прежде всего проявление профессионального бессилия учителей, орудие устрашения, малоэффективный инструмент борьбы с отсутствием дисциплины и нежеланием учиться. Ну разве педагог, проработавший с ребенком как минимум год, не знает его способностей, не знает, как его подопечный овладел учебным материалом? Разве нельзя на основе тех оценок, которые школьник получал с сентября по май, вывести переводной балл? И неужели за несколько дней до экзамена можно существенно пополнить багаж знаний? Зато вполне реально нанести серьезный урон здоровью подрастающего поколения: каждому из нас памятны предэкзаменационные нервотрепки, последствия которых когда-нибудь обязательно аукнутся.

Не следует забывать и о том, что в последние годы у наших ребятишек катастрофически возросло количество заболеваний нервной системы. Кроме того, не секрет, что в наши дни экзамены стали и своеобразным способом давления на родителей. Теперь плохая оценка нередко воспринимается мамами и папами как весьма прозрачный намек учителя на подарок.

Вряд ли приказ об отмене переводных экзаменов станет полнейшей неожиданностью для педагогической общественности Киева. В прошлом году пробный шар уже был запущен. Главное управление образования столицы Украины рекомендовало школам вместо двух переводных экзаменов провести один. А для детей, имеющих пятерку за год, и вовсе его отменить. Эксперимент поддержали практически все педсоветы киевских школ. В этом же году вместо рекомендаций (за что, кстати, ратовало министерство) была избрана более жесткая форма приказа. Почему? Ответ прост: в Главном управлении образования не сомневаются, что против отмены всех переводных экзаменов выступят многие учителя, поскольку по старинке считают ежегодную аттестацию хорошим средством стимулирования детей к учебе. Еще один из аргументов противников данного решения: отменяя экзамены, мы лишаем детей опыта их сдачи, ведь при поступлении в вузы надо выдержать вступительные экзамены. Контраргумент Главного управления образования: разве для этого мало выпускных? Зачем плодить количество стрессов? Да и вообще, неужели экзамены — лучший и достовернейший способ проверки уровня знаний? А вы забыли о шпаргалках, принципе лотереи? Понятно, что последнее в одинаковой степени касается и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения (за исключением тех, где внедрена независимая система тестирования: не спишешь, результат не купишь и не подготовишься за последнюю ночь). Но там такая форма проверки знаний имеет хоть какую-то целесообразность: преподаватель впервые видит сидящего перед ним человека и ничего о нем не знает.

Одним словом, вопрос об отмене переводных экзаменов — принципиальный для нашей школы. В нем, без сомнения, как в зеркале, отразится уровень мастерства учителя, его профессионализм, отношение к детям. А главное — это серьезный шаг на пути гуманизации нашего образования.

P.S. Когда верстался этот номер стало известно, что на основании приказа министра науки и и образования переводные экзамены отменены в школах всей страны.