Западноевропейские и американские университеты традиционно являются автономными образовательными учреждениями, воспитывающими свободных, думающих и ответственных людей. В соответствии с этой достойной традицией все украинские вузы тоже должны быть автономными не декларативно, а реально. Организационной основой автономности является выборность и, следовательно, подконтрольность руководства преподавательскому составу. Выборы ректора, деканов факультетов (директоров институтов), заведующих кафедрами должны проходить не реже одного раза в три (максимум пять) лет, причем одно лицо не может занимать административную должность более двух сроков. Выдвижение должно быть свободным, а голосование — тайным, в котором принимают участие все преподаватели вуза (факультета, кафедры).
Избранный руководитель наделяется полномочиями подбирать себе команду: проректоры назначаются ректором и слагают полномочия вместе с ним, а заместители декана назначаются деканом. Совет вуза составляют ректор, проректоры, деканы и их заместители, директора входящих в состав вуза НИИ и их заместители. Соответственно, в совет факультета входят декан, его заместители, заведующие кафедрами и их заместители, заведующие профильными отделами НИИ. В компетенцию советов входит контроль за целесообразностью управленческих решений и за расходованием средств. Все остальные вопросы — в компетенции кафедр.
Вуз самостоятельно, без дополнительных согласований, составляет учебный план и программы обучения, принимает решения о номенклатуре специальностей, участвует в международном сотрудничестве, издании и распространении учебной и методической литературы. Реальная оплата труда ректоров, деканов, заведующих кафедрами, которая сейчас, как известно, существенно превышает размер официальной ставки, не должна отличаться от оплаты труда преподавателей, чтобы стимулировать приход на административные должности исключительно лиц, имеющих выраженные административные способности.
Связь с наукой и промышленностью
Общепринятой мировой практикой является привлечение способных и заинтересованных студентов к занятиям наукой. Но чтобы из этого был толк, преподаватели сами должны держать руку на пульсе современной науки. Западные университеты обеспечивают это условие требованием к преподавателям принимать участие в рейтинговых конференциях и публиковать статьи в рейтинговых журналах. Причем от преподавателей ожидается исключительно интеллектуальный вклад, а все необходимые материальные затраты покрываются за счет специального фонда научных исследований. К примеру, в Массачусетсском технологическом институте такой фонд составляет около пятисот тысяч долларов в расчете на одного (!) преподавателя в год. Интересно, что 80% этого фонда составляют средства, полученные из государственных федеральных источников финансирования.
При этом следует четко понимать, что итоги исследовательской деятельности делятся на два класса: научные достижения в прикладной и фундаментальной областях (другими словами, получение нового знания о явлениях природы, алгоритмах расчета, моделях и т.д.) и так называемые разработки, результатами которых являются новые вещества, процессы, технологии... Очевидно, что разработки не могут и не должны быть основным предметом вузовской науки. Их следует проводить и финансировать отдельно, по заказу и за средства, предоставляемые инновационными фирмами, заинтересованными в использовании этих разработок. К сожалению, понимание необходимости такого разграничения не является у нас общепринятым. Ведь, как показывает анализ, большинство выполненных и защищенных у нас диссертаций по техническим наукам описывают именно разработки, а наука в них почти не развивается.
Причины сложившегося положения понятны: у нас практически никогда не было, да и сейчас еще нет, инновационных фирм. Кроме того, до сих пор не работает механизм защиты авторских прав. Вот и получается, что защита диссертации остается единственным способом продвинуться в своей профессиональной области — что для инженера, что для врача... Нормализовать положение нелегко, учитывая мизерность расходов государства на науку. Но коль скоро выделяемых средств мало, то особенно большое значение имеет эффективность их расходования. Решением проблемы могло бы стать объединение вузов, академической и остатков государственной прикладной науки с помощью включения НИИ (целиком или частично) в состав национальных вузов в качестве научных подразделений — возможно, на принципах двойного подчинения, но с обязательным привлечением студентов магистратуры, аспирантуры и преподавателей к выполнению научных тем.
Вузы должны взаимодействовать с промышленностью посредством курсов специализации работников промышленности и при помощи разработки новых технологий по заказу инновационных фирм и предприятий.
Преподаватели
Комплектование вуза преподавателями должно осуществляться по конкурсу, как это формально и предусмотрено действующими положениями. Однако после окончания первого выборного срока, если нет никаких противопоказаний, разумно переводить преподавателя на постоянную работу, поскольку никакие конкурсы на замещение «занятого» места реально не работают.
При этом давно пора отказаться от практики присваивания научных званий Министерством образования. Такая система «министерских званий» уже привела к тому, что люди, занимающие административные должности и совсем не читающие лекций, массово стали профессорами (и эту абсурдную ситуацию недавно даже закрепили официально, внесением соответствующего пункта в министерское положение). Взамен должна быть установлена простая и четкая связь между званием и сутью выполняемой работы. Так, профессором университета является преподаватель, имеющий ученую степень, читающий основные курсы специальности и ведущий дипломников. Преподаватель, читающий курсы для неспециалистов — доцент. А тот, кто ассистирует лектору в проведении лабораторных и практических занятий — ассистент. Подготовка аспирантов должна относиться к научной работе и выполняться преподавателями, имеющими ученую степень, занимающими должности старших научных сотрудников по совместительству или старшими научными сотрудниками со степенью, по совместительству работающими преподавателями. Таким образом, звание преподавателя полностью определяется выполняемой им работой. К слову, аналогичную реформу уже осуществили почти все восточноевропейские страны, находившиеся в зоне советского влияния.
Незыблемой должна быть норма об оплате труда за учебную деятельность, записанная в законе об образовании (зарплата доцента должна быть адекватна двукратной средней зарплате по промышленности). Низкая оплата преподавательского труда не только способствует тому, что студенты в той или иной форме покупают свое незнание, но и приводит к отчуждению преподавателя от студента (имеется в виду нередкая ситуация, когда после отчитанных лекций преподаватель вынужден «бежать» на вторую, а то и третью работу).
Основанием для увольнения преподавателя может быть его несоответствие требованиям, касающимся участия в исследованиях и публикациях (если такие требования будут подкреплены и финансово), а также достижение пенсионного возраста (впрочем, этот рубикон может быть отодвинут лет на пять). При этом надо бы позаботиться о том, чтобы преподаватели-пенсионеры имели реальную возможность читать специальные курсы в разных университетах, причем не обязательно в своем городе. Для осуществления этой идеи необходимо предусмотреть небольшую, но стабильную долю в учебных планах всех вузов, выделенную именно на такие лекционные курсы. Чтобы предложения не остались на бумаге, необходимо создать механизм по учету и включению в учебные планы на текущий учебный год всех желающих участвовать в этой программе преподавателей-пенсионеров. Хорошую службу здесь может сослужить Интернет с помощью специального веб-сайта, курируемого соответствующим подразделением Министерства образования.
Финансирование
На сегодняшний день в мире существует три основные системы финансирования вузов: плата за обучение, бюджетное финансирование и смешанная. Учитывая материальное состояние нашего общества и традиции, государственные университеты Украины должны получать бюджетное финансирование. Нельзя допустить дальнейшего разделения общества, закрыв доступ к образованию для бедных, а их в Украине — подавляющее большинство. Размер финансирования можно прямо связать с числом учащихся, т.е., по сути, давая деньги не университетам, а студентам на учебу в конкретном университете. Важно, чтобы в любом случае финансирование вуза осуществлялось помимо министерства образования — разумеется, в рамках принятого законодательства и нормативов.
Источниками дополнительного финансирования вузов могут стать специализированные курсы для промышленности и частных лиц, а также контрактное обучение иностранных студентов. Не будем забывать, что одной из главных целей создания общего европейского образовательного сообщества является попытка направить в Европу поток иностранных студентов из стран Азии и Африки, который сейчас течет в США. Украина не может быть исключенной из этого процесса.
Отдельным (пока что очень проблематичным) источником финансирования являются научно-исследовательские работы и инженерные разработки, осуществляемые в стенах вузов. Кроме того, неплохо было бы ввести в практику обязательную подготовку каждым из преподавателей конспектов лекций и методических материалов по излагаемым курсам, издание их университетом и продажу всем студентам с учетом в затратах всех расходов, включая оплату труда по подготовке этих материалов. И поскольку эти учебные материалы предназначены для студентов «своего» вуза, то такая продажа не нарушит бесприбыльный характер вуза. К слову, эта практика широко применяется во многих западных университетах и не только помогает студенту в освоении материала, но и закладывает основы профессиональной библиотеки будущего специалиста.
Дистанционное образование
Дистанционное образование — одна из наиболее перспективных форм как базового очного, так и последипломного образования. Главной привлекательной особенностью дистанционного образования является доступность в любом уголке страны и даже за рубежом без необходимости дополнительных затрат на содержание помещений, библиотек, общежитий и пр. При таком способе обучения вся учебная информация легко поддается контролю, а процесс оценки усвоения материала строго формализован. Дистанционное образование предоставляет учащимся максимальную свободу, требуя взамен мотивацию и самодисциплину.
Украина уже отстает в процессе освоения этой важной образовательной возможности. На сегодняшний день не только российские, но и американские вузы предлагают нашим людям доступные услуги полноценного дистанционного образования на русском языке по ценам, равным средней стоимости контрактного обучения у нас. Промедление в этой сфере приведет к потере всевозрастающей части абитуриентов. В то же время, предоставляя полноценные образовательные услуги на основе современных телекоммуникационных технологий за сравнительно невысокую плату, мы можем привлечь к образованию не только наших граждан, но и студентов из третьих стран. Следует отметить, что без государственной поддержки дистанционное образование будет развиваться долго и трудно. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, следовало бы ввести процедуру упрощенной, дешевой регистрации и лицензирования отдельных «виртуальных университетов», которые создали бы конкурентную среду традиционным университетам и стимулировали бы процесс, переведя его из стадии размышлений типа «а подходит ли это нам?» в область практического использования технологии.
* * *
Авторы предложили только общие идеи и конкретные меры. Мы понимаем, что одним из основных препятствий на пути модернизации высшего образования является сопротивление многих представителей ректорского корпуса, ставшего за последние годы практически бесконтрольным и кровно заинтересованного в сохранении статус-кво. Не в восторге от изменений будут и многие вузовские профессора, давно и успешно перебивающиеся чтением малозначительных курсов или десятилетиями занимающие исключительно административные должности. Невосприятие реформ может быть и со стороны МОН. Причины вполне понятны — нежелание потерять привычные административные рычаги. Все эти «субъективные трудности» порождают тенденцию симулирования реформ и желание все оставить так, как есть, наведя лишь косметический лоск.
Объективными трудностями на пути реформирования системы высшего образования являются недостаточное финансирование научно-исследовательских работ, отсталость украинской промышленности, отсутствие связи между степенью образованности и уровнем оплаты труда. Но если ничего не предпринимать сейчас, то эти «объективные трудности» будут только усугубляться. Реальным органом, продвигающим реформу, мог бы стать специально созданный для этой цели общественный совет, для работы в котором следует пригласить известных, прогрессивно мыслящих людей «с опытом, мозгами и совестью».