В течение последних лет во всем мире, и в Украине в частности, рынок образовательных услуг претерпевает существенные изменения. Этим можно объяснить рост интереса общественности, представителей рынка труда, высшей школы к независимой оценке деятельности вузов. Наметилась тенденция рассматривать рейтинги университетов наряду с их аккредитацией и лицензированием. Поэтому, как отмечает Международная экспертная группа по определению рейтингов (ІREG), оценка качества деятельности университетов должна осуществляться на основе прозрачных, универсальных, общественно признанных, согласованных с международным опытом критериев и методик.
Третий год подряд кафедра ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» проводит работу по оценке рейтингов вузов Украины в рамках проекта «Определение рейтингов лучших 200 высших учебных заведений Украины» на основе подписанного меморандума с Европейским центром по высшему образованию ЮНЕСКО-СЕПЕС. В прошлом году на международной конференции в Шанхае (ІREG -3) были обнародованы результаты оценки рейтингов университетов Украины («Топ 200 Украина» за 2006 и 2007 гг.). Как подчеркнула Международная группа экспертов, примененная методика соответствует Берлинским принципам, инструментарий ранжирования согласуется с международными академическими рейтингами, использованные критерии являются статистически значимыми и стандартизированными.
В методике, предложенной кафедрой ЮНЕСКО, деятельность вуза определяется при помощи интегрированного индекса рейтинговой оценки - Из. Этот индекс состоит из трех комплексных критериев: Из = Инп + Ио + Имп, где Инп - индекс качества научно-педагогического потенциала, значения которого меняются в диапазоне [0-50%]; Ио - индекс качества обучения, который меняется в диапазоне [0-30%]; Имп - индекс международного признания, меняющийся в диапазоне [0-20%]. Всего для формирования указанных индексов использовались 16 индикаторов прямого измерения («Зеркало недели», №11, 2007 г.).
В этом году усовершенствование методики происходило путем применения дополнительной экспертной оценки качества научно-педагогического потенциала, качества обучения и состояния информационных сайтов университетов. В группу экспертов были привлечены представители академического сообщества, специалисты высокого уровня в области науки и образования, международные эксперты. Важным составляющим экспертной оценки было наличие у вуза сайта, полнота представленной на нем информации, сложность навигации, а так же такие количественные показатели, как посещаемость сайта пользователями из Украины и других стран.
При комплексной оценке деятельности университетов качественные (экспертные) и количественные показатели учитывались в следующем соотношении:
- экспертная оценка качественных характеристик деятельности вуза - 20%;
- прямое измерение и начисления индикаторов - 80%.
Как и в прошлые годы, всем высшим учебным заведениям
III, IV уровней аккредитации были направлены анкеты, ответы на которые принимались за личной подписью ректора. Параллельно обрабатывались данные, полученные из справочников и официальных сайтов НАНУ, отраслевых академий наук, базы данных информационно-производственной системы «Образование», справочных материалов Министерства образования и науки.
При анализе данных «Топ 200 Украина» за три последних года, можно сделать вывод, что группа лидеров среди вузов принципиально не меняется. Изменение позиций учебных заведений относительно друг друга зачастую обусловлено избранием отдельных ученых университетов в НАНУ, защитами кандидатских и докторских диссертаций, получением преподавателями вузов государственных премий, победами студентов на международных и всеукраинских олимпиадах, достижениями университетов на международной арене.
В нынешнем рейтинге в первую пятерку лидеров вошли Киевский национальный университет имени Т.Шевченко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Харьковский национальный университет имени В.Каразина, Национальный медицинский университет имени А.Богомольца, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт». Эти вузы отличаются мощным научно-педагогическим составом, более чем столетними научными школами, высоким качеством подготовки кадров, которое безоговорочно подтверждает рынок труда, значительным количеством магистерских программ, активной международной деятельностью и т.п.
В течение последних трех лет организаторы и исполнители проекта ЮНЕСКО «Топ 200 Украина» активно общались с высшими учебными заведениями Украины. В результате был учтен ряд предложений университетов по усовершенствованию методики определения рейтингов, проведению встреч, конференций представителей рынка труда, высшей школы, общественности. Надеемся в дальнейшем на тесное сотрудничество со всеми участниками этого процесса.