UA / RU
Поддержать ZN.ua

Университетские рейтинги и их влияние на качество высшего образования

Очевидно, что университеты и высшие учебные заведения других типов составили фундаментальную платформу для современной экономики, основанной на знаниях...

Автор: Ян Садлак

Очевидно, что университеты и высшие учебные заведения других типов составили фундаментальную платформу для современной экономики, основанной на знаниях. Университетская среда органически объединила систему подготовки квалифицированных кадров и все виды научной деятельности: в области фундаментальных, прикладных дисциплин, а также в сфере проведения междисциплинарных, международных и межкультурных исследований. Университеты выступают как крупные «анклавы», создающие новые знания и концентрирующие большое количество людей интеллектуального труда. Они являются одними из основных получателей общественных фондов. Другими словами, высшее образование стало слишком важным для общества, чтобы оно могло оставить «университеты и академические круги наедине с собой».

В связи с этим общество начинает нарабатывать ряд мер, направленных на переход к модели «стратегического управления высшим образованием и внешнего оценивания его деятельности». В рамках этой модели общественные институты, а постепенно и международные организации (например, недавно объявлено о создании Европейского реестра обеспечения качества) играют значительную роль по отношению к образовательному сектору, при определении общих политических целей, оценке его деятельности и стимулировании конкуренции как механизма для вложения ресурсов.

При этом не следует удивляться тому, что сейчас все больше делается «упор на качество». Интересный, хотя, может быть, и несколько преувеличенный аргумент прозвучал на конференции, посвященной развитию Мировой университетской сети, которая состоялась недавно в Лондоне. Когда одному из докладчиков задали вопрос «Что сегодня определяет сверхдержаву?», услышали в ответ: «В прошлом это была мощь вооруженных сил или обладание ядерным оружием. Сегодня имеется более важный (и мирный критерий): мощность и престиж университетской системы» (Baker, 2007. China’s bid for world domination, BBC News, 17 November 2007. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/*/http:/www.hefce.ac.uk/ ).

Авторы отчета отмечают: «Влияние таблиц рейтингов возрастает как в национальном, так и в международном масштабе, поэтому их нельзя игнорировать, несмотря на серьезные методологические ограничения», «Они используются для гораздо большего диапазона целей, чем изначально задумывалось, в них вкладывается больше значения, чем могут нести просто данные». Трудно оценить влияние первого рейтинга украинских университетов «Топ-200 Украина» за 2006 год, но я убежден, что оно способствовало осознанию академическим сообществом в целом и его лидерами, в частности, важности оценивания качества, способности собирать релевантную информацию, необходимости смотреть «что делают другие» и т. д.

В своем выступлении на открытии Европейского реестра агентств по обеспечению качества Ян Фигел, европейский комиссар по вопросам образования, обучения, культуры и молодежи, заметил, что «хорошие рейтинги лучше, чем их отсутствие». Это непростая задача, состоит она в том, чтобы рейтинги стали достоверным и надежным источником информации для всех, кто заинтересован в развитии системы высшего образования в Украине.