UA / RU
Поддержать ZN.ua

Университетская автономия: составляющая гражданского общества

В апреле 2005 г. восемь украинских университетов — Национальные Львовский, Черновицкий, Харьковски...

Автор: Георгий Касьянов

В апреле 2005 г. восемь украинских университетов — Национальные Львовский, Черновицкий, Харьковский, Днепропетровский, Донецкий, «Киево-Могилянская академия», Украинский католический университет (Львов), Университет экономики и права «Крок» (Киев) при поддержке международного фонда «Відродження» образовали консорциум для экспериментального внедрения основ университетской автономии в высшем образовании Украины. Консорциум организовал серию рабочих встреч и семинаров для выяснения практических аспектов внедрения автономии и выступил с инициативой подготовить ряд документов, касающихся реализации эксперимента. На повестке дня — указ президента и постановление правительства об экспериментальном внедрении университетской автономии.

Понятие «университетская автономия» в Украине не ново. Как минимум последние пять лет эта идея время от времени становилась предметом дискуссий на международных конференциях, семинарах, в кулуарных беседах.

Наряду с общественными обсуждениями проходили специфические дискуссии во властных кабинетах. Они оказались намного более эффективными. Ректоры вузов, имевшие либо хорошие личные связи в этих кабинетах, либо мощные лоббистские возможности в политическом истеблишменте, смогли отвоевать своего рода персональную автономию, дарованную им власть имущими. Эта специфическая форма автономии касалась не так академических свобод или преимуществ самоуправления, как льгот в сферах хозяйственной и финансово-экономической деятельности. В отдельных случаях ректора такого «автономного» университета назначает лично президент, и имеет такой ректор статус министра...

Следует отметить, что элементы университетской автономии все же можно найти в имеющемся законодательстве о высшем образовании. Однако в нашей стране норма закона и ее выполнение зачастую слишком далеки друг от друга, чтобы можно было всерьез говорить о том, что наши университеты реально имеют хотя бы базовые элементы автономии. Наиболее выразительно положение университетов проявилось во время недавних президентских выборов, когда власть использовала их для организации избирательной кампании провластного кандидата, а университетская администрация, преподавательский состав и студенты становились объектом жесткого прессинга со стороны властей — как центральных, так и местных.

События оранжевой революции не изменили систему. Университеты остаются низовыми элементами жестко регламентированной, иерархической и централизованной патримониальной системы, в которой ответственность за конечный образовательный результат рассеяна между многими государственными институтами (вследствие чего ответственности за качество образования никто не несет — за исключением случаев, когда нужно найти «стрелочника»), а у власти, как и раньше, есть все возможности вмешиваться во внутриуниверситетскую жизнь и с «ценными указаниями», и с административными прихотями.

Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня общая атмосфера создала довольно благоприятные предпосылки для инициативы в этой области и, что очень важно, — именно для инноваций «снизу».

В чем суть инициативы, с которой выступили восемь украинских университетов и международный фонд «Відродження»?

Речь идет, прежде всего, о создании новой модели взаимоотношений университета, общества и государства, при которой университет выходит за рамки вертикальной иерархии и становится институтом, самостоятельно определяющим свои задачи, несущим ответственность за результат своей деятельности перед обществом в лице собственных академических и студенческих кругов и местной общины и заботящимся о соответствии своей миссии общенациональным приоритетам.

Университеты—члены консорциума так сформулировали свои основные принципы: автономия — это право университета самостоятельно принимать решения, касающиеся внутреннего управления и финансирования, определять собственную стратегию в сфере научно-исследовательской работы, а также формы и методы учебной работы.

Автономия университета означает его полнейшую подотчетность и ответственность перед обществом.

Автономия университета означает его независимость от политических партий, общественных и религиозных организаций, разграничение прав, полномочий и ответственности государства, органов управления высшим образованием и высшего учебного заведения.

Университет, где в основе повседневной жизни принципы самоуправления, организационно-финансовая и политическая независимость от власти, ответственность за результаты деятельности перед общиной, академические свободы, — это естественный элемент гражданского общества, он является важной составляющей гражданского общества, где социальная адаптация индивида происходит в условиях свободы индивидуального выбора, личной ответственности за результаты обучения и при условии самоуправления. У человека, учившегося в автономном университете, будет, по крайней мере, минимальный набор базовых навыков, нравственно-этических и общественных норм, необходимых для нормального функционирования гражданского общества. Автономный университет сам будет отвечать за качество образования — прежде всего перед потребителем образовательных услуг, далее перед общиной и, наконец, перед государством.

Последнее, безусловно, будет иметь право контролировать это качество — но не путем чрезмерного регламентирования, административных ограничений, запретов и давления, а используя систему внешнего мониторинга качества образования и способы финансового регулирования по результатам мониторинга.

В этом случае мы имеем дело с идеальной схемой, это — цель, идеал, к которому нужно стремиться. Понятно, что практическое внедрение этой идеи может привести к разным последствиям, в том числе нежелательным. В частности, во время дискуссий по поводу возможностей внедрения университетской автономии довольно часто и небезосновательно высказывалось опасение, что автономия будет означать всевластие администрации, усиление коррупции и дальнейшее снижение качества образования. Академические свободы могут превратиться в синекуры, а право самостоятельно предоставлять ученые степени и звания или легитимизировать иностранные дипломы — в право штамповать бумажных докторов, кандидатов и профессоров, чего у нас хватает и без автономии.

Другой опасный сценарий — административное внедрение автономии сверху. Если учесть то обстоятельство, что система управления образованием и в дальнейшем остается сверхцентрализованной, нетрудно спрогнозировать ситуацию, когда привлекательный лозунг, провозглашенный ведущим институтом этой системы, будет немедленно подхвачен всей административной иерархией и мы все-таки получим автономию для университетской администрации с еще большим бесправием профессоров, преподавателей и студентов, получим имитацию и бодрые отчеты о количестве «автономизированных» университетов.

В конце концов, стоит вспомнить и о том, что для подавляющего большинства академического сообщества и студенчества автономия — это абстрактный лозунг, отношение к которому может колебаться от равнодушия до сопротивления, особенно если автономию профессору, преподавателю или студенту «подарят» сверху и она не будет результатом сознательного, продуманного выбора.

Все эти соображения принимаются во внимание инициаторами внедрения университетской автономии в Украине. Именно поэтому члены консорциума выступают за экспериментальное внедрение основ университетской автономии вначале в некоторых университетах и за то, чтобы этот процесс осуществлялся постепенно, чтобы его промежуточные результаты внимательно анализировались, обсуждались всеми заинтересованными сторонами, чтобы во время внедрения проводился постоянный мониторинг отношения академического и студенческого сообщества к нововведениям, связанным с автономией.

Консорциум планирует провести сравнительное исследование опыта внедрения университетской автономии в других посткоммунистических странах, провести подробный анализ действующего законодательства, разработать предложения, касающиеся изменений в нем — включая разработку отдельного закона «Об автономии университетов», ввести систематические экспертные опросы и социологические исследования отношения академического сообщества и более широкой общественности к университетской автономии и порядку ее внедрения на практике, организовать серию взаимосвязанных общественных акций, направленных на обмен опытом, популяризацию и разъяснение идеи университетской автономии. Каждый университет—участник проекта будет отвечать за проведение таких акций с максимальным привлечением других университетов своего региона. Наконец, планируются масштабные мероприятия по распространению и разъяснению идеи университетской автономии в обществе, в частности проведение соответствующих семинаров для представителей средств массовой информации.

Только по инициативе самих университетов, постепенно, критически оценивая собственный опыт, при участии активной части академического сообщества и студенчества можно выйти на оптимальный вариант университетской автономии и уже после этого предложить его для внедрения в национальном масштабе — и только для тех, кто захочет ею воспользоваться. Только тогда университет имеет шанс стать действительно самоуправляющимся учреждением, где академические свободы, право выбора и высокий уровень личной и институционной ответственности перед обществом будут нормой, а качество образования станет показателем качества общества, в том числе и гражданского.