UA / RU
Поддержать ZN.ua

УНИВЕРСИТЕТ ИЩЕТ ТАЛАНТЫ

Вряд ли найдется учебное заведение, безразличное к уровню подготовки своих воспитанников. Разумеется, в первую очередь он зависит от квалификации педагогов, однако в немалой степени - и от контингента учащихся...

Автор: Владимир Писковый

Вряд ли найдется учебное заведение, безразличное к уровню подготовки своих воспитанников. Разумеется, в первую очередь он зависит от квалификации педагогов, однако в немалой степени - и от контингента учащихся. И при его формировании не обойтись без определенной системы отбора наиболее способных абитуриентов. Увы, универсально-безупречных методов для этого не существует - в разных странах проблему пытаются решить по-своему. В Штатах, например, абитуриенты стремятся набрать определенное количество баллов, дающих право на поступление в вуз, а в Германии студентом может стать любой желающий. Правда, в течение двух-трех лет учебы он должен доказать свои способности к наукам, иначе ему грозит отчисление. Украинские правила приема в высшие и средние учебные заведения сориентированы на устоявшуюся в течение десятилетий систему вступительных экзаменов, которая наряду с некоторыми достоинствами не лишена и недостатков.

- Всего несколько лет назад, пока наш университет вел подготовку по небольшому количеству специальностей, эти недостатки особо не проявлялись, - рассказывает ректор Запорожского госуниверситета профессор Вячеслав Толок. - Абитуриент, более-менее прилично сдавший вступительные экзамены, как правило, становился студентом. Однако конъюнктура рынка требует от вузов расширения спектра профессиональной подготовки, все больший удельный вес набирает учеба по контракту. А количество мест на бюджетную форму обучения становится все меньше. Я не вижу ничего предосудительного в том, что желающий получить образование должен понести не только интеллектуальные, но и материальные затраты. Тревожит иное - платить за учебу сегодня имеют возможность немногие. Следовательно, существенно сужаются возможности вузов по выбору наиболее способных абитуриентов. Для университета это далеко не праздная проблема, поскольку от ее решения непосредственно зависит будущее вуза - преподавательские кадры, способные продолжить и развить его традиции.

На первый взгляд, заявление ректора может показаться парадоксальным. Ведь с сокращением количества учебных мест за счет бюджета неизбежно увеличивается количество претендентов, а значит - повышаются требования к уровню их подготовки. Вопрос лишь в том, как приемной комиссии вуза определить из массы желающих действительно талантливых?

Запорожский государственный университет создан на базе местного педагогического института в 1985 году с целью подготовки кадров высшей квалификации для средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и исследовательских подразделений юга Украины. За время существования в университете открыто 8 новых факультетов и 23 кафедры. В состав учебно-научного комплекса ЗГУ входит Азовский региональный институт управления, Никопольский институт, НИИ метрологии и сертификации, Институт запорожского казачества, электротехнический колледж, педагогическое училище, два лицея, коллегиум, несколько гимназий и общеобразовательных школ.

Сегодня ЗГУ способен обучать за счет бюджета менее половины студентов. Если набор первокурсников проводить традиционно, полагаясь на сравнивание набранных абитуриентами сумм баллов, это, безусловно, вызовет ажиотаж и обеспечит фантастически высокий конкурс. Но вряд ли это даст гарантии, что вуз пополнится наиболее способными студентами. Ведь, во-первых, экзаменам в значительной мере присущ элемент везения. А во-вторых, отличные оценки далеко не всегда характеризуют истинный потенциал абитуриента. И хотя средний конкурс при поступлении в ЗГУ стабильно превышает 3 человека на место, в университете делают ставку не на скоротечный отбор с помощью вступительных экзаменов, а на более тщательное изучение способностей потенциальных студентов.

Отчасти такую возможность дают тематические научные олимпиады и конкурсы, количество которых госуниверситет увеличивает с каждым годом. Проводятся они при помощи местных средств массовой информации и, как показывает практика, позволяют выявить талантливых ребят, которые зачисляются в университет без вступительных экзаменов. Студенческая среда пополняется и выпускниками действующего при ЗГУ классического лицея. К его воспитанникам начинают присматриваться уже с восьмого класса, и наиболее способным рекомендуют поступать в вуз на льготных условиях. Однако лицей имеет гуманитарно-искусствоведческую направленность, стало быть, факультетам, специализирующимся на изучении точных наук, на его выпускников рассчитывать не приходится. Да и к участию в олимпиадах можно привлечь далеко не всех способных абитуриентов.

- Два года назад мы начали принимать студентов, исходя из рекомендаций общеобразовательных школ, - рассказывает профессор Толок. - Хотя, признаться, поначалу здорово опасались, чтобы нам, как говорится, не насовали «по блату». Но со временем стало ясно: если между школой и вузом есть доверие и если к отбору относиться не формально, а внимательно изучать способности кандидатов, результат будет положительным.

Сейчас Запорожский госуниверситет сотрудничает по этой схеме с 15 общеобразовательными школами городов и районов области. Накопленный опыт уже позволяет сделать определенные обобщения. Выяснилось, например, что первенство по «снабжению» студентами держат отнюдь не элитные, а самые что ни на есть обычные школы. Четвертую часть университетских первокурсников составляют воспитанники всего десяти школ. А из некоторых школ за пять последних лет в университет не поступил ни один выпускник. Можно, конечно, утешить себя мыслью о том, что они отдали предпочтение другим вузам, но вряд ли это будет соответствовать действительности. Ведь беспристрастная статистика свидетельствует: студентами Запорожского госуниверситета в основном становятся выпускники лишь 20 школ области. Тут уж невольно приходится признать, что на систему всеобщего среднего образования оказывают влияние весьма неблагоприятные тенденции.

- Пока нет поводов опасаться за падение образовательного уровня городских школ, - считает Вячеслав Александрович, - но деградация сельских школ, к сожалению, становится все заметнее. Хотя выпускники школ города Запорожья и области составляют примерно равное количество, из года в год сельских абитуриентов приходит к нам все меньше и меньше. И вовсе не потому, что они менее способные к учебе. Наоборот, сельские ребята зачастую намного более трудолюбивые и целеустремленные и за год-другой они успешно адаптируются в университетской среде, овладевая знаниями ничуть не хуже городских сверстников. Основная причина в том, что уровень общеобразовательной подготовки в сельских школах неуклонно снижается.

Не полагаясь на то, что ситуация как-нибудь изменится к лучшему сама по себе, в Запорожском госуниверситете пытаются решить проблему собственными силами. С этой целью в районах области создана и продолжает расширяться сеть подготовительных отделений для учеников сельских школ. Это приносит практическую пользу как будущим абитуриентам, так и их наставникам, поскольку занятия в отделениях проводит профессорско-преподавательский состав университета. Жаль только, что эта инициатива пока держится исключительно на энтузиазме отдельных директоров сельских школ и администрации вуза. По крайней мере в областном управлении образования, не говоря уже о более высоких инстанциях, к ней интереса не проявляют. Подчас это приводит к явным парадоксам. Скажем, ежегодно порядка 250-300 выпускников университета устраиваются на работу в школы области, тогда как по официальным заявкам областного управления образования спрос на учителей не превышает 150 человек.

- В прошлом году по результатам олимпиад и рекомендациям школ в университет было зачислено свыше ста студентов, - подытоживает беседу Вячеслав Толок. - Это составило пятую часть мест, отведенных под бюджетную форму обучения. И в этом году примем не меньше. А что касается контрактной формы… Несмотря на обвал гривни, стоимость обучения мы повышать не стали, стараясь привлечь большее количество абитуриентов. Ведь опыт показывает, что талантливые студенты - для вуза не менее ценный капитал.